Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:40, лекция

Описание работы

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Содержание работы

1. Введение.
2. Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

3. Анализ целей отдельных авторских программ.
4. Задачи по формированию представлений ЗОЖ с детьми разных возрастов.
5. Содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами ЗОЖ.
6. Планирование работы по формированию представлений ЗОЖ с детьми разных возрастов.
7. Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

 
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 

«Ознакомление дошкольников с основами здорового  образа жизни»

План:

1. Введение.

2. Цель  и задачи  формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.


3. Анализ целей  отдельных авторских программ.

4. Задачи по формированию  представлений ЗОЖ с детьми  разных возрастов.

5. Содержание и  формы организации ознакомления  дошкольников с основами ЗОЖ.

6. Планирование  работы по формированию представлений  ЗОЖ с детьми разных возрастов.

7. Заключение.

Введение.

Здоровье это  большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти  здоровым. Здорового ребенка легче  растить, учить и воспитывать. У  него быстрее формируются необходимые  умения и навыки. Он лучше приспосабливается  к смене условий и адекватно  воспринимает все предъявляемые  к нему требования. Здоровье – важнейшая  предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных  способностей.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной  разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в  должной мере формирование представлений  об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями  дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования  остается недостаточно изученным.

Цель  и задачи  формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.


 

 Общей целью при создании программ является следующее: сформировать у дошкольников представление о  здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как  к собственному здоровью, так и  здоровью окружающих.

Для достижения такой  цели необходимо решить следующие задачи:

  1. сформировать у детей адекватное представление об окружающих людях (о строении собственного тела);
  2. помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
  3. научить  «слушать» и «слышать» свой организм;
  4. осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  5. формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  6. привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  7. развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  8. ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
  9. научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  10. ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
  11. формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Анализ  целей отдельных авторских программ.  

«Программа воспитания и обучения в детском саду»   (Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С.) имеет цель — охрану жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического  и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст —  от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая  группы), средний возраст — до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая  и подготовительная к школе). В  соответствии с этой программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных  физкультурных занятиях, так и  в повседневной жизни. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется  воспитанию у детей культурно-гигиенических  навыков, правильной осанки.

Программа «Радуга» (Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.) акцентирует внимание педагогов  на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном  благополучии ребенка.

Авторы программы  считают, что рекомендациям по организации  здорового образа жизни детей  необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода  бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные  или музыкальные ритмические). В  прогулки включаются занятия по физическому  воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку  дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор  организма ребенка. В программе  подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения.

«Детство» —  разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.). Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу.

Программа решает следующие  задачи:

  1. укрепление здоровья детей;
  2. воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  3. развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  4. создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
  5. выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Отличительные особенности  раздела: в программу включены сложные  упражнения. В частности, дошкольники  осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки.

В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни, полезно  поставить ребенка  перед необходимостью решения задачи.

Кроме перечисленных, существуют еще такие авторские  разработки российских педагогов-новаторов  как:

  • программа «Школа здорового человека Г.И.Кулика, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья;
  • программа «Я и мое тело» С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей   дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов;
  • программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать  у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни;
  • программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель: в увлекательной, доступной для детского восприятия форме  научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.

Таким образом, программ по ознакомлению дошкольников со здоровым образом жизни множество, и большинство  из них акцентирует внимание на формировании навыка ЗОЖ.

Задачи  по формированию представлений ЗОЖ  с детьми разных возрастов.

Отношение ребенка  к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить  здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается  в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение  ребенка к здоровью напрямую зависит  от сформированности в его сознании этого понятия.

Дети младшего дошкольного  возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого  никакого отношения к нему у маленьких  детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется  представление о здоровье как  «не болезни». Они рассказывают о  том, как болели, у них проявляется  негативное отношение к болезни  на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В  их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице  мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем  дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней  среды (холодно, дождь, сквозняк), а также  своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию  опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается  смешение понятий «здоровый», как  большой, хороший (вот здорово!) и  «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных  действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками»  и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением  здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и  социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у  меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом  отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения  кроются в недостатке у детей  необходимых знаний о нем, а также  не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.

Нездоровое поведение  в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а  долговременные негативные последствия  таких поступков кажутся ребенку  далекими и маловероятными.

Значительная часть  самоохранительного поведения детей  старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При  целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни  правил гигиены, соответствующей мотивации  занятий физкультурой отношение  детей к своему здоровью существенно  меняется. Сформированность отношения  к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию  детей уровне) становится основой  формирования у детей потребности  в здоровом образе жизни.

В свою очередь, наличие  этой потребности помогает решить важнейшую  психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции  созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

 

Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи.


Младшая группа:

  1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.
  2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно  слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
  3. Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться  на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
  4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».
  5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Средняя группа:

  1. Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
  2. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.
  3. Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.
  4. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть».
  5. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.
  6. Рассказывать о Правилах дорожного движения.
  7. Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.
  8. Рассказывать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.
  9. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».
  10. Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни