Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:40, лекция
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
1. Введение.
2. Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
3. Анализ целей отдельных авторских программ.
4. Задачи по формированию представлений ЗОЖ с детьми разных возрастов.
5. Содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами ЗОЖ.
6. Планирование работы по формированию представлений ЗОЖ с детьми разных возрастов.
7. Заключение.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни»
План:
1. Введение.
2. Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
3. Анализ целей отдельных авторских программ.
4. Задачи по формированию представлений ЗОЖ с детьми разных возрастов.
5. Содержание и
формы организации
6. Планирование
работы по формированию
7. Заключение.
Введение.
Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.
Ребенок должен расти
здоровым. Здорового ребенка легче
растить, учить и воспитывать. У
него быстрее формируются
Ознакомление дошкольников
с основами здорового образа жизни
- важная педагогическая задача. Однако
ее решение затрудняется недостаточной
разработанностью системы педагогических
воздействий, средств и условий,
при которых обеспечивается в
должной мере формирование представлений
об основах здорового образа жизни.
Вопрос о содержании указанного взаимодействия
взрослого и ребенка в
Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Общей целью при создании программ является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для достижения такой цели необходимо решить следующие задачи:
Анализ
целей отдельных авторских
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С.) имеет цель — охрану жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.
Программа составлена
по возрастным группам. Она охватывает
четыре возрастные ступени физического
и психического развития детей: ранний
возраст — от рождения до 2 лет (первая
и вторая группы раннего возраста),
младший дошкольный возраст —
от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая
группы), средний возраст — до
5 лет (средняя группа), старший дошкольный
возраст — от 5 до 7 лет (старшая
и подготовительная к школе). В
соответствии с этой программой физическое
воспитание в дошкольном учреждении
должно осуществляться как на специальных
физкультурных занятиях, так и
в повседневной жизни. Во всех возрастных
группах большое внимание уделяется
воспитанию у детей культурно-
Программа «Радуга» (Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.) акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.
Авторы программы
считают, что рекомендациям по организации
здорового образа жизни детей
необходимо следовать неукоснительно.
Двигаться ребенок должен на протяжении
всего дня (2/3 длительности периода
бодрствования). Обязательно целенаправленные
ежедневные специально организованные
занятия (классические физкультурные
или музыкальные ритмические). В
прогулки включаются занятия по физическому
воспитанию как их составные части.
Программа предусматривает
«Детство» — разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.). Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу.
Программа решает следующие задачи:
Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки.
В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи.
Кроме перечисленных, существуют еще такие авторские разработки российских педагогов-новаторов как:
Таким образом, программ по ознакомлению дошкольников со здоровым образом жизни множество, и большинство из них акцентирует внимание на формировании навыка ЗОЖ.
Задачи по формированию представлений ЗОЖ с детьми разных возрастов.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
Они начинают соотносить
занятия физкультурой с укреплением
здоровья и в его определении
(как, собственно, и взрослые) на первое
место ставят физическую составляющую.
В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно)
начинают выделять и психическую, и
социальную компоненты здоровья («там
все так кричали, ругались, и у
меня голова заболела»). Но, несмотря на
имеющиеся представления о
Нездоровое поведение
в ряде случаев приносит удовольствие
(как приятно съесть холодное мороженое,
выпить целую бутылку охлажденного
лимонада, пробежать по луже, поваляться
подольше в постели и т.п.), а
долговременные негативные последствия
таких поступков кажутся
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи.
Младшая группа:
Средняя группа:
Информация о работе Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни