Старшая группа:
- Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения)
- Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».
- Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила: помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями; помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой; помоги работе желудка и кишечника, пережевывай «33 раза» каждый кусочек пищи; помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.
- Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
- Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
- Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях.Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны — 01.
- Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.
Подготовительная
группа:
- Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?).
- Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление, бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, благодушие, дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов.
- Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.
- Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.
- Рассказывать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.
- Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.
- Учить, как самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.
- Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.
- В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.
- Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.
Такая дифференциация
задач гарантирует доступность
для детей и создание, тем самым,
благоприятной среды для усвоения
норм и правил здорового образа жизни
каждым ребенком.
Содержание
и формы организации ознакомления
дошкольников с основами ЗОЖ.
Для организации
ознакомления дошкольников с основами
здорового образа жизни в детском
саду созданы следующие условия:
- музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
- физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.
- спортивная площадка (на участке детского сада),
- уголок релаксации в групповой комнате;
- медицинский кабинет.
Физкультурно –
оздоровительная деятельность включает
в себя:
- Создание системы двигательной активности в течение дня: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия (3 раза в неделю); музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю); прогулки с включением подвижных игр; оздоровительный бег (ежедневно); пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов); зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях); оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение); спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).
- Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
- Летняя оздоровительная площадка.
Реализация программы
осуществляется через занятия, через режим,
игру, прогулку, индивидуальную работу,
самостоятельную деятельность.
Используются следующие
методические приемы: рассказы и беседы
воспитателя; заучивание стихотворений;
моделирование различных ситуаций; рассматривание
иллюстраций, сюжетных, предметных картинок,
плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические
игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные
игры; психогимнастика; пальчиковая и
дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Художественное
слово, детская книга - важное средство
воздействия на детей. Поэтому кроме
бесед и рассматривания иллюстраций
и картинок воспитатели широко используют
художественную литературу. Беседа после
прочитанной книги углубляет ее воспитательное
воздействие.
Видное место
занимают игры, кукольный и пальчиковые
театры, фланелеграф, прослушивание
аудио дисков и т.д.
При проведении работы
используют положительную оценку, похвалу,
поощрение. Известно: похвала подстегивает,
а сердитое слово, наоборот, обижает.
Особое место
уделяют работе с родителями. Семья играет
важную роль, она совместно с ДОУ является
основной социальной структурой, обеспечивающей
сохранение и укрепление здоровья детей,
приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно,
что ни одна даже самая лучшая программа
и методика не могут гарантировать полноценного
результата, если ее задачи не решаются
совместно с семьей, если не создано детско-взрослое
сообщество (дети – родители - педагоги),
для которого характерно содействие друг
другу, учет возможностей и интересов
каждого, его прав и обязанностей.
Мероприятия по формированию
основ ЗОЖ у детей дошкольного
возраста в течение дня, правильно
составленный режим дают свои результаты:
дети спокойны, активны, отсутствует плач,
возбуждение, дети не отказываются от
еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко
спят и просыпаются бодрыми.
Находясь в помещении
и на воздухе в соответствующей
одежде, обширное умывание прохладной
водой, босоножье, сон при открытой
форточке, активное занятие физкультурой
на воздухе - всё это моменты закаливания,
которые можно использовать в
работе.
Планирование
работы по формированию представлений
ЗОЖ с детьми разных возрастов.
Формирование определенного
навыка или создание представления
у детей, в том числе по ЗОЖ,
невозможно без планирования.
Пример планирования
в ДОУ работы по формированию ЗОЖ
у дошкольников (таблица 1).
Месяц |
Содержание
мероприятия |
Работа
с педагогами |
Работа
с детьми |
Работа
с родителями |
Сентябрь |
1.Знакомство с
системой работы дошкольного
учреждения по здоровьесбережению.
2.Знакомство с
проектным методом работы ДОУ
и его возможностями в области
формирования ЗОЖ у детей. |
- Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ.
- Распределение детей по группам здоровья.
- Оформление стенда
|
Антропомет-рическое
обследование детей. |
Общее родительское
собрание на тему: «Знакомство родителей
со статистикой о состоянии здоровья
детей в области и системой
физкультурно-оздоровительной работы
в ДОУ». |
Октябрь |
- Работа над проектом «Питание и здоровье».
- Знакомство педагогов с программой «Здоровье».
|
Педагогический
совет на тему: «Индивидуализация
работы с детьми по сохранению и
поддержанию физического и психического
здоровья». |
- Открытые познавательные занятия в старших группах.
- Развлечение для детей старших групп «Картошечка».
|
Организация выставки
поделок из овощей «Осенняя фантазия»,
фотовыставки «Наш дом - «Колобок». |
Ноябрь |
- Изучение методической литературы по теме: «Формирование валеологических представлений у детей».
|
Работа творческой
группы педагогов над разработкой
циклов познавательных занятий валеологической
направленности: «Волшебное зеркало»,
«Дыхание», «Цветок Здоровья». |
Просмотр открытого
занятия по валеологии в подготовительной
группе «Дыхание человека» |
- Выступление на родительском собрании инструктора по физкультуре на тему «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки».
- Совместный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»
|
Декабрь |
- Анализ двигательной активности детей в группах.
|
- Написание модели двигательного режима по своей возрастной группе.
- Педсовет на тему «Проектный метод в работе ДОУ».
|
Просмотр открытых
прогулок |
- Родительское собрание с приглашением врача-педиатра
- Знакомство родителей с данными антропометрического обследования детей.
|
Январь |
- Анализ состояния уголков эмоционального развития в группах
- Анализ состояния здоровья детей
|
Консультация на
тему: «Дискомфортные состояния детей.
Создание условий для благополучного
эмоционального состояния детей.»
|
Просмотр открытого
занятия по игровому стрейтчингу
в средней группе (кружковая работа
) |
Оформление валеологической
газеты на тему: «Здоровая улыбка». |
Февраль |
- Работа над проектом «Семья» в средней группе
|
- Разработка и написание цикла занятий «Цветок Здоровья»
- Контроль за двигательной активностью детей на прогулке
|
Просмотр открытого
занятия в ср. гр. на тему: «Знакомство
с генеалогическим деревом». |
- Спортивный досуг с детьми старших групп
- Анализ тестового исследования «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым».
|
Март |
- Развитие движений детей раннего и младшего дошкольного возраста.
|
Консультация для
педагогов из опыта работы по углубленной
теме «Роль художественного слова
в активизации движений детей» |
Просмотр открытого
занятия по развитию движений в 1младшей
группе |
Оформление уголка
для родителей по теме углубленной
работы |
Апрель |
- Анализ организации питания детей.
|
Контроль за сервировкой
стола, созданием у детей положительных
эмоций во время приема пищи. |
Открытый просмотр
организации питания в группах
|
Консультация на
тему: «Как обучить малыша культурно
- гигиеническим навыкам» |
Май |
- Анализ результатов проведенной работы по здоровьесберегающей технологии.
|
- Оформление опыта работы.
- Анализ состояния здоровья детей.
|
Физкультурный праздник
для детей среднего дошкольного
возраста «Если хочешь быть здоров!»
|
- Оформление папки - передвижки «Азбука Здоровья».
- Консультация на тему: «Воспитание опрятности»
|
Таким образом, годовое
планирование работы ДОУ по развитию
дошкольников в аспекте представлений
о здоровом образе жизни демонстрирует
многокомпонентность мероприятий,
многоцелевую аудиторию и обратную
связь через анатомо-физиологические
параметры.
Заключение.
Основы здорового
образа жизни у дошкольников определяются
наличием знаний и представлений
об элементах здорового образа жизни
(соблюдение режима, гигиенических
процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным
отношением к данным элементам и
умением реализовывать их в поведении
и деятельности доступными для ребенка
способами (чистить зубы, мыть руки, делать
зарядку).
Формирование основ
здорового образа жизни у дошкольников
протекает на системном, аксиологическом,
личностно-деятельностном подходах и
содержит следующие взаимосвязанные
компоненты: целевой (социальный заказ,
цель, задачи); содержательный (когнитивный,
эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий
блоки); операционный (педагогические
условия, методика) и результативный
(критерии, показатели, уровни и результаты).
Эффективность формирования
основ здорового образа жизни
у дошкольников обеспечивается следующими
педагогическими условиями: организация
и насыщение видов деятельности
(игры, экспериментирования, познавательной,
общения) информацией об основах
здорового образа жизни и формирование
на этой базе положительного эмоционально-положительного
отношения к данному процессу;
расширение предметно-пространственной
среды для освоения детьми способов
ведения основ здорового образа
жизни; осуществление сотрудничества
дошкольного образовательного учреждения
и семьи, основанного на единстве
воспитательного воздействия.
Показатели и
уровни сформированности основ здорового
образа жизни у дошкольников характеризуются
степенью осведомленности детей
об элементах основ здорового
образа жизни, способах ведения основ
здорового образа жизни, полнотой, системностью
и обобщенностью данной информации,
степенью овладения способами ведения
основ здорового образа жизни, адекватностью,
целенаправленностью, инициативностью
и самостоятельностью их использования
в поведении и деятельности для
достижения результатов.
Литература:
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с.
- Байер К. Здоровый образ жизни: Пер. с англ./ К.Байер, Л.Шейнберг. - М.: Мир, 1997. - 368 с.
- Баль Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с. 26,Бальсевич, В.К. Физическая активность человека/ В.К.Бальсевич. - Киев: Здоровье, 1987. - 222 с.
- Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - с. 119-122.
- Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Программа Радуга. — М.: «Просвещение», 1997
- Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
- Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. — с.139-147.
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Программа Детство. - Санкт-Петербург; «Акцент» 1997 г.
- Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д.Маханева// Дошкольное воспитание. - 2002. - №6. - с.46-49
- Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
- Петленко В.П. Валеология и мудрость здоровья/ В.Алексеева, В.П.Петленко. - СПб, 1994. - 301с.
- Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Е.В.Боровкова, Н.И.водина, М.К. Ефимова и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, Панфиловой М.А. - М., Сфера, 2003. - 62с.
- Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис... .канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 23с.