Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:40, лекция

Описание работы

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Содержание работы

1. Введение.
2. Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

3. Анализ целей отдельных авторских программ.
4. Задачи по формированию представлений ЗОЖ с детьми разных возрастов.
5. Содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами ЗОЖ.
6. Планирование работы по формированию представлений ЗОЖ с детьми разных возрастов.
7. Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

Старшая группа:

  1. Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения)
  2. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».
  3. Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила:  помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями; помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой; помоги работе желудка и кишечника, пережевывай «33 раза» каждый кусочек пищи; помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.
  4. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
  5. Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
  6. Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях.Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны — 01.
  7. Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.

Подготовительная  группа:

  1. Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?).
  2. Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление, бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, благодушие, дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов.
  3. Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.
  4. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.
  5. Рассказывать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.
  6. Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.
  7. Учить, как самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.
  8. Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.
  9. В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.
  10. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.

Такая дифференциация задач гарантирует доступность  для детей и создание, тем самым, благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни  каждым ребенком.

Содержание  и формы организации ознакомления дошкольников с основами ЗОЖ.

Для организации  ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском  саду созданы следующие условия:

  1. музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
  2. физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые  стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.    
  3. спортивная площадка (на участке детского сада),
  4. уголок релаксации в групповой комнате;
  5. медицинский кабинет.  

Физкультурно –  оздоровительная деятельность  включает в себя:

  1. Создание системы двигательной активности в течение дня: утренняя гимнастика (ежедневно);  физкультурные занятия (3 раза в неделю);  музыкально – ритмические занятия (2 +2  раза в неделю);  прогулки с включением подвижных игр; оздоровительный бег (ежедневно); пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов); зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях); оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение); спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).
  2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
  3. Летняя оздоровительная площадка.  

Реализация программы   осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются  следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное  слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме  бесед и рассматривания иллюстраций  и картинок  воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Видное место  занимают игры, кукольный и пальчиковые  театры, фланелеграф, прослушивание  аудио дисков и т.д.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Особое место   уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного  возраста в течение  дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении  и на воздухе в соответствующей  одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые можно использовать в  работе.

Планирование  работы по формированию представлений  ЗОЖ с детьми разных возрастов.

Формирование определенного  навыка или создание представления  у детей, в том числе по ЗОЖ, невозможно без планирования.

Пример планирования в ДОУ работы по формированию ЗОЖ  у дошкольников (таблица 1).

Месяц

Содержание  мероприятия

Работа  с педагогами

Работа  с детьми

Работа  с родителями

Сентябрь

1.Знакомство с  системой работы дошкольного  учреждения по здоровьесбережению.

2.Знакомство с  проектным методом работы ДОУ  и его возможностями в области  формирования ЗОЖ у детей.

  1. Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ.
  2. Распределение детей по группам здоровья.
  3. Оформление стенда

Антропомет-рическое обследование детей.

Общее родительское собрание на тему: «Знакомство родителей  со статистикой о состоянии здоровья детей в области и системой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».

Октябрь

  1. Работа над проектом «Питание и здоровье».
  2. Знакомство педагогов с программой «Здоровье».

Педагогический  совет на тему: «Индивидуализация  работы с детьми по сохранению и  поддержанию физического и психического здоровья».

  1. Открытые познавательные занятия в старших группах.
  2. Развлечение для детей старших групп «Картошечка».

Организация выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия», фотовыставки «Наш дом - «Колобок».

Ноябрь

  1. Изучение методической литературы по теме: «Формирование валеологических представлений у детей».

Работа творческой группы педагогов над разработкой  циклов познавательных занятий валеологической  направленности: «Волшебное зеркало», «Дыхание», «Цветок Здоровья».

Просмотр открытого  занятия по валеологии в подготовительной группе «Дыхание человека»  

  1. Выступление на родительском собрании  инструктора по физкультуре на тему «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки».
  2. Совместный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»  

Декабрь

  1. Анализ двигательной активности детей в группах.
  1. Написание модели двигательного режима по своей возрастной группе.
  2. Педсовет на тему «Проектный метод в работе ДОУ».

Просмотр открытых прогулок  

  1. Родительское собрание  с приглашением врача-педиатра
  2. Знакомство родителей с данными антропометрического обследования детей.

Январь

  1. Анализ состояния уголков эмоционального развития в группах  
  2. Анализ состояния здоровья детей  

Консультация на тему: «Дискомфортные состояния детей. Создание условий для благополучного эмоционального состояния детей.»   

Просмотр открытого  занятия по игровому стрейтчингу  в средней группе (кружковая работа )

Оформление валеологической  газеты на тему: «Здоровая улыбка».

Февраль

  1. Работа над проектом «Семья» в средней группе  
  1. Разработка и написание цикла занятий «Цветок Здоровья»  
  2. Контроль за двигательной активностью детей на прогулке  

Просмотр открытого  занятия в ср. гр. на тему: «Знакомство  с генеалогическим деревом».

  1. Спортивный досуг с детьми старших групп  
  2. Анализ тестового исследования «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым».

Март

  1. Развитие движений детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Консультация для  педагогов из опыта работы по углубленной  теме «Роль художественного слова  в активизации движений детей»  

Просмотр открытого  занятия по развитию движений в 1младшей  группе

Оформление уголка для родителей по теме углубленной  работы  

Апрель

  1. Анализ организации питания детей.

Контроль за сервировкой  стола, созданием у детей положительных  эмоций во время приема пищи.

Открытый просмотр организации питания в группах   

Консультация на тему: «Как обучить малыша культурно - гигиеническим навыкам»  

Май

  1. Анализ результатов проведенной работы по здоровьесберегающей технологии.
  1. Оформление опыта работы.
  2. Анализ состояния здоровья детей.

Физкультурный праздник для детей среднего дошкольного  возраста «Если хочешь быть здоров!»   

  1. Оформление папки - передвижки «Азбука Здоровья».
  2. Консультация на тему: «Воспитание опрятности»  

Таким образом, годовое  планирование работы ДОУ по развитию дошкольников в аспекте представлений  о здоровом образе жизни демонстрирует  многокомпонентность мероприятий, многоцелевую аудиторию и обратную связь через анатомо-физиологические  параметры.

Заключение.


Основы здорового  образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений  об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических  процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным  отношением к данным элементам и  умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Формирование основ  здорового образа жизни у дошкольников протекает на системном, аксиологическом, личностно-деятельностном подходах и  содержит следующие взаимосвязанные  компоненты: целевой (социальный заказ, цель, задачи); содержательный (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий  блоки); операционный (педагогические условия, методика) и результативный (критерии, показатели, уровни и результаты).

Эффективность формирования основ здорового образа жизни  у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация  и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах  здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.

Показатели и  уровни сформированности основ здорового  образа жизни у дошкольников характеризуются  степенью осведомленности детей  об элементах основ здорового  образа жизни, способах ведения основ  здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения  основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью  и самостоятельностью их использования  в поведении и деятельности для  достижения результатов. 

 

Литература: 

  1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с.
  2. Байер К. Здоровый образ жизни: Пер. с англ./ К.Байер, Л.Шейнберг. - М.: Мир, 1997. - 368 с.
  3. Баль Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с. 26,Бальсевич, В.К. Физическая активность человека/ В.К.Бальсевич. - Киев: Здоровье, 1987. - 222 с.
  4. Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - с. 119-122.
  6. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Программа Радуга. — М.: «Просвещение», 1997
  7. Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
  8. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. — с.139-147.
  9. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Программа Детство. - Санкт-Петербург; «Акцент» 1997 г.
  10. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д.Маханева// Дошкольное воспитание. - 2002. - №6. - с.46-49
  11. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
  12. Петленко В.П. Валеология и мудрость здоровья/ В.Алексеева, В.П.Петленко. - СПб, 1994. - 301с.
  13. Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Е.В.Боровкова, Н.И.водина, М.К. Ефимова и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, Панфиловой М.А. - М., Сфера, 2003. - 62с.
  14. Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис... .канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 23с.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни