Ознакомление дошкольников с пейзажем как жанром живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:02, контрольная работа

Описание работы

Интерес к данному направлению в работе вызван тем, что богатую почву для развития изобразительного творчества получают дети, знакомясь с пейзажной живописью. Прежде всего, это радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство дарит радость общения, формирует умение сопереживать. Через зримые красочные образы произведения пейзажной живописи помогают ребёнку познать красоту, истину, добро. Произведения художников-пейзажистов учат ребят фантазировать.

Содержание работы

Введение
4
Ознакомление дошкольников с пейзажем как жанром живописи
5
Заключение
10
Список литературы
11

Файлы: 1 файл

контр. работа Беляева Е.А. 6209 гр.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)


ФГПОУ ВПО Коми государственный  педагогический институт

Факультет педагогики и  методики начального образования

Кафедра педагогики и  методики дошкольного образования 

(заочное отделение)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

теории и технологии развития изобразительной деятельности дошкольников

 

Тема: «Ознакомление  дошкольников с пейзажем как жанром живописи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 6209 гр.

ФПМНО Дошкольное образование

Беляева Е.А.

 

Проверила:

Сибиркина Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2013 
Содержание

 

Введение

4

Ознакомление  дошкольников с пейзажем как жанром живописи

5

Заключение

10

Список литературы

11


 

 

Введение 

Развивать у детей  доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – одна из главных и трудных задач в дошкольной педагогике.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные  возможности для всестороннего  развития ребёнка.  Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

 Интерес к данному направлению в работе вызван тем, что богатую  почву  для развития изобразительного творчества получают дети, знакомясь с пейзажной живописью. Прежде всего, это радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство дарит радость общения, формирует умение сопереживать. Через зримые красочные образы произведения пейзажной живописи помогают ребёнку познать красоту, истину, добро. Произведения художников-пейзажистов учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое. У них возникает желание самим создать нечто подобное. Необходимо научить ребёнка   видеть,  понимать  и ценить   произведения   искусства,  красоту   и богатство родной природы. Пейзажная живопись может стать хорошей для этого основой.

Посредством пейзажной  живописи у детей воспитывается  интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство  и разнообразие красок окружающего  мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, приобщаются к прекрасному. Общение детей с пейзажами – большое, нужное в воспитании дело. Оно необходимо для всех детей [1].

 

Ознакомление  дошкольников с пейзажем как жанром живописи

Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плывут, река течет, деревья качаются или шелестят листьями. Можно долго, не уставая, смотреть на однообразно-неповторимую искристую рябь воды под лучами низкого солнца. И хоть никакое изображение не в состоянии передать и сотой доли всего комплекса таких ощущений, человеку-творцу всегда хотелось запечатлеть на бумаге, холсте красоту, силу и мощь природы. Так в живописи появился  жанр пейзажа.

Что такое пейзаж? Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости [4].

Изображение природы  содержит в себе определенную долю познавательной информации, но это  «не наглядное пособие по географии». Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Изображая пейзаж, художник концентрирует  наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить. Тем самым художник воспитывает любовь к природе, эстетический вкус. И наоборот, любовь к природе порождает интерес к картине и желание самому взяться за краски и кисть.

Точно такое же желание возникает  и у ребенка, впервые соприкоснувшегося  с миром искусства. Потребность  в этом отмечается у ребенка с  первых дней его жизни, поэтому очень  важно упрочить и расширить это  желание приобщиться к миру прекрасного, что в значительной мере влияет на формирование духовного мира будущего человека. К.Д. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [5, с. 287]. Образы, представления в момент наблюдения, являются источником рождения художественных образов природы и желания изобразить  это в рисунке.

Знакомство с пейзажем и овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у детей хороший эстетический вкус не только в живописи, но и в одежде, в создании интерьера.

Работа по ознакомлению детей с  пейзажем, как одним из жанров живописи, более полно  проводиться со средней  группы. Но уже в младшем возрасте, в предметном рисовании, дети знакомятся с такими изображением элементов пейзажа, как земля, растительный покров земли, деревья и кустарники, вода, небо, дома и т.п. При рассматривании пейзажных иллюстраций и репродукций большое внимание уделяется тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на изображенное художником, заинтересовать их, не ставя перед ребенком цель запомнить само понятие «пейзаж». Дети знакомятся с основными цветами, учатся выделять цветовые оттенки. Дети наблюдают за природными явлениями на прогулке и прослушивают стихи и художественные произведения, носящие описательный характер того или иного природного явления.

Работа по знакомству с пейзажем продолжается в средней  группе. С детьми проводятся занятия, на которых дети продолжают знакомство с цветами красок и их оттенками. Дети сравнивают мир красок и мир людей. Краска похожа на человека, у которого свой характер и свои привычки, отличающие его от других людей. Цвет же – это настроение краски, ее состояние в данный момент. Такое объяснение помогает детям понять, как одной краске может соответствовать несколько цветов, несколько настроений, также как и у человека существует несколько настроений. На занятиях дети учатся смешивать краски для получения новых оттенков. Детям предлагается изобразить в своих работах конкретный образ природы: небо, море, реку и т.п. Дети знакомятся с тем, как изображали небо, море художники (рассматривание иллюстраций и репродукций) и сами пытаются нарисовать их.

Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов природы – деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т.п. Рисуя деревья, дети понимают, что дерево – это образ человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. В предметном рисовании дети знакомятся с понятием «контур», как линией, очерчивающей предмет.

Вся работа направлена на восприятие  детьми понятия «пейзаж» и более конкретно к восприятию и передаче детьми пейзажной живописи. На занятиях дети рассматривают репродукции картин великих мастеров прошлого, учатся понимать настроение картины, которое хотел передать художник. Для более глубокого впечатления от созерцания картин, в работе можно использовать литературные описания природы (стихи, загадки, прозаические отрывки) и музыкальные композиции, ведь только в единстве всех этих форм работы у ребенка возникает более живое и яркое представление об окружающем нас мире. Также дети знакомятся с понятием «линия горизонта» и расположением предметов в зависимости от нее.

Рассматривание и детальное  изучение дошкольниками картин о  природе, позволяет им усвоить понятие  «пейзаж», как один из жанров живописи. Теоретические занятия подкрепляются  практическими, на которых дети, изображая пейзажи, передают свои впечатления от просмотренных репродукций или от загородной прогулки, во время которой они сталкиваются с конкретными образами природы: лес, река, озеро, небо, засохшая травинка и т.п. Могут быть использованы модели, направленные на ознакомление детей с передачей пространства – первый и второй план картины, линия горизонта.

Курочкина Н.А. рекомендует  знакомить детей с пейзажем в  средней группе. Перед педагогом  встают следующие задачи:

  1. развивать у ребят интерес к пейзажной живописи, желание её внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение картины, её красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать своё отношение к воспринимаемому пейзажу;
  2. подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение  реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык – средства выразительности;
  3. познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные  особенности формы, величины объектов природы; композиции – построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко – далеко), выделением главного; сочетанием цветов (на светлом – тёмным, на тёмном – светлым и т. д.). Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах – музыке, поэзии, танце;
  4. на доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже, городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи; обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята могут использовать в своих оценках и суждениях о произведении. Употребление ребёнком образной речи является показателем некоторой эстетической зрелости. Чтобы использовать в речи образ, его надо почувствовать, а чтобы почувствовать, нужно осмыслить [1].

В старшей и подготовительной группах работа продолжается. С детьми проводятся занятия по ознакомлению с видами пейзажа. Дети узнают, что  пейзаж бывает не только природный, но и городской (огромные архитектурные  постройки и городские улочки), сельский (поля, деревенские дома) и морской, показывающий море во всем его великолепии. После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом.

На практических занятиях дети учатся размывать краски, делая  переход от более темного к  более светлому тону, учатся тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка. Детские работы становятся более интересными по содержанию и композиции. Старших дошкольников можно познакомить с работой по мокрому листу в техниках «монотипия» и «монохром».

На занятиях с дошкольниками  по ознакомлению с пейзажем могут  быть использованы различные методы и приемы: чтение литературных произведений, стихов, отгадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, составление описательных загадок о пейзаже, разгадывание кроссвордов. Работа по ознакомлению с пейзажем присутствует во всех видах деятельности детей. Это организованная деятельность по рисованию, лепке, аппликации, познавательно-речевая. С детьми проводятся наблюдения, беседы, рассматривание репродукций и иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений. Главное, чтобы дети научились видеть прекрасное в самом незатейливом и простом уголке природы и захотели передать возникшее настроение в своем рисунке [3].

 

Заключение

Воспитание детей дошкольного  возраста ставит перед педагогами и  родителями множество задач, среди которых и ознакомление дошкольников с картинами художников. Это знакомство позволяет  ребенку узнать новые предметы, явления и испытать гамму эмоций и впечатлений.

Ознакомление дошкольников с картинами художников необходимо начинать с пейзажа. Картины, изображающие русскую природу, наиболее близки ребенку. Это связано с тем, что ребенок начинает познавать мир именно с природы. Во время прогулки  мама знакомит с растениями, рассказывает об облаках и солнце, обращает внимание на явления – дождь, закат, иногда рассвет, туман, роса на траве и многое другое. 

Ознакомление дошкольников с картинами художников нужно  сопровождать беседами, рассуждениями  и играми, что обеспечит лучшее понимание искусства.

Воздействие искусства  на все стороны духовной жизни  ребенка, не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений, на моральные устои – громадно. Это далеко не только какая-то украшающая добавка к необходимому – это сама необходимость в воспитании человека.

Задачей педагога явится и накопление у детей опыта  эстетического образного видения   и  восприятия  красоты  окружающей природы, развитие наблюдательности, эмоциональной  отзывчивости, ассоциативного образного  мышления. Ибо в дальнейшем при  рассматривании художественного пейзажа происходит «накладывание» имеющихся жизненных впечатлений на воспринимаемый образ, это по-новому осветит их, поможет найти «свое» в произведении, глубже, проникновеннее осмыслить картину [2].

Информация о работе Ознакомление дошкольников с пейзажем как жанром живописи