Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 18:50, реферат
В системе воспитания и обучения дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. Является ли этот вопрос проблемным на сегодня? Да. Потому что далеко не в той степени уделяется этому внимание, как в детских садах, так и дома.
Мы учим детей самостоятельно принимать пищу, рисовать, одеваться, наконец, писать. Но в ходе обучения письму шестилетний ребенок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.
Введение……………………………………………………………………….
3
Влияние пальчиковых игр на речь и мелкую моторику детей раннего дошкольного возраста....................................................................................
6
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр………
11
Группы пальчиковых игр и их назначение……………………………...
14
Заключение …………………………………………………………………..
17
Список литературы ………………………………………
К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.[6, c. 32]
Основные принципы проведения пальчиковых игр:
- выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- при повторных проведениях
игры дети нередко начинают произносить
текст частично (особенно начало и окончание
фраз). Постепенно текст разучивается
наизусть, дети произносят его целиком,
соотнося слова с движением.
- выбрав два или три упражнения, постепенно
заменяются новыми.
- наиболее понравившиеся игры можно оставить
в своей картотеке и возвращаться к ним
по желанию ребёнка.
- не надо ставить перед ребёнком
несколько сложных задач сразу (к примеру,
показывать движения и произносить текст).
Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая
задача может "отбить" интерес к игре.
- нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно
надо разобраться в причинах отказа, если
возможно, ликвидировать их (например,
изменив задание) или поменяйте игру.
Этапы разучивания игр:
2. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
На сегодняшний день, мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.
Принципы подбора игр
Стандартный набор занятий по развитию мелкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.
На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:
мизинцы;
другой руки – другое).
Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).
4. Пальчиковые игры и их назначение
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы по назначению.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик
носа, правой – за противоположное ухо,
затем одновременно опустить руки и поменять
их положение.
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.[7, c. 42]
Заключение
Работая с детьми дошкольного возраста важно отметить, что у детей недостаточно хорошо развита речь. Поэтому мы уделяем большое внимание развитию речи, с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности. Использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, творческого воображения.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
"пальчиковые игры". Эти игры очень
эмоциональны, увлекательны. Они способствуют
развитию речи, творческой деятельности.
"Пальчиковые игры" как бы отображают
реальность окружающего мира - предметы,
животных, людей, их деятельность, явления
природы. В ходе "пальчиковых игр"
дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям
и воспитателям играть c малышами, радовать
их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую
моторику. Ребёнок получает разнообразные
сенсорные впечатления, у него развивается
внимательность и способность сосредотачиваться.
Такие игры формируют добрые взаимоотношения
между детьми, а также между взрослым и
ребёнком.
Пальчиковые игры детям нравятся. Они занимаются с желанием,
стали более внимательными, с удовольствием
выразительно повторяют слова потешек.
Используют пальчиковый театр в свободное
время от занятий.
Дети учатся быть хозяином своих ладошек
и десяти пальчиков, совершают сложные
манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Считаю, что очень важно продолжать использовать
пальчиковые игры во всех видах деятельности,
т. к. они дают положительный результат
в развитии речи и мелкой моторики у детей
дошкольного возраста.
Список литературы
1. Бардышева, Т. Ю. Умелые пальчики [Текст]
/ Т. Ю. Бардышева. – М.:
ООО ТД Изд-во Мир книги, 2009. – 123 с.
2. Елецкая, О. В. День за днем говорим и растем [Текст] / О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 148 с.
3. Закревская, О. В. Развивайся, малыш! [Текст] / О. В. Закревская. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2011. – 121 с.
4. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети до 5-ти лет [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 118 с.
5. Рузина, М. С. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. С. Рузина. –Екатеринбург: У -Фактория, 2010. – 221 с.
6. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! [Текст] / Е. Янешко. – М.: Теревинф, 2012. – 189 с.
7.Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова. – М.: «Олма Пресс», 2010. – 134 с.
8. Синицына, Е. И. Умные пальчики [Текст] / Е. И. Синицына. – М. : Лист, 2011. – 144 с.
9. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О. В. Узорова. – М. : ООО Изд-во «Астрель», 2010. – 127 с.
Приложение 1
Разминка для ручек
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, учим выполнять в соответствии с текстом движения, продолжаем развивать внимание, зрительную и слуховую память
Материал: нарисованное солнце.
Ход работы
(Предварительно расположить солнышко вдалеке от детей)
Педагог:
Ребята, сегодня мы пойдём гулять с солнышком. Спустись к нам, солнышко! (В это время показываем детям и просим повторить за вами: поставить руку на локоть и широко растопырить пальцы). Вот оно. Улыбается вам. Вот у солнышка лучики. (Пошевелите пальцами и попросите детей сделать так же).
Набежали тучки (загибаем мизинчик). Один лучик спрятался за тучку (загибаем безымянный и далее поочерёдно все пальчики на двух руках). И этот лучик спрятался, и этот… (Показываем кулачки). Совсем скрылось солнышко. Ничего не видно (прижимаем кулачки к глазам), темно. А вот оно снова показалось из-за тучки. (Раскройте ладошки и расслабленно встряхните пальчиками – дайте им отдохнуть).
Информация о работе Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста