Патриотическое воспитание на уроках познания мира в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:10, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
- доказать, что метод проектов является одной из самых эффективных форм воспитания патриота в начальной школе.

Файлы: 1 файл

Курсовая на доработку.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма  является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАТОМИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.

2.1 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ  К ПРОЕКТУ.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это  относительно высокий уровень сложности  педагогической деятельности. Если большинство  общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается  с планирования действий по  разрешению проблемы, иными словами  – с проектирования самого  проекта, в частности – с  определения вида продукта и  формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно  требует исследовательской работы  учащихся.

Таким образом, отличительная  черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над  проектом, иначе говоря, выходом  проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт  должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует  на завершающем этапе презентации  своего продукта.

То есть проект – это  “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта  – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Учебный проект, как комплексный  и многоцелевой метод, имеет большое  количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются  по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико – ориентированный  проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен  и может быть использован в  жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики Республики Казахстан. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование  актуальности избранной темы, обозначение  задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто  является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или  школы.

Творческий  проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По  комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными; 
- внутришкольными; 
- региональными; 
- межрегиональными; 
- международными.

Последние два  типа проектов (межрегиональные и  международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку  требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации  осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и  целиком проходит при участии  руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

2.2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ПРОЕКТОВ.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления  учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных  проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в  роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). 
- Деловая игра. 
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий. 
- Диалог исторических или литературных персонажей. 
- Защита на Ученом Совете. 
- Игра с залом. 
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… 
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события. 
- Научная конференция. 
- Отчет исследовательской экспедиции. 
- Пресс-конференция. 
- Путешествие. 
- Реклама. 
- Ролевая игра. 
- Соревнования. 
- Спектакль. 
- Спортивная игра. 
- Телепередача. 
- Экскурсия.

В самой презентации  заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов названо продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической  целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно  полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; 
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; 
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; 
- демонстрировать найденное решение; 
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; 
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

2.3 ОСОБЕННОСТИ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

Учитывая безусловные  достоинства проектного метода и  возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это  сформированность у учащихся ряда коммуникативных  умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других  учеников, делать запрос учителю  в ситуации “дефицита” информации  или способов действий); 
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); 
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать); 
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка  в школе, когда дети совместно  с учителем в учебных ситуациях  “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю  сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем  готовности младших школьников к  проектной деятельности выступает  развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий; 
- сформированность алгоритма сравнительного анализа; 
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; 
- возможность выделять общий способ действий; 
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными  характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у  учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной  зрелости” также относится наличие  у младших школьников таких качеств  мышления, как гибкость, вариативность  и самостоятельность.

Целенаправленное  формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

Информация о работе Патриотическое воспитание на уроках познания мира в начальной школе