Патриотическое воспитание на уроках познания мира в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:10, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
- доказать, что метод проектов является одной из самых эффективных форм воспитания патриота в начальной школе.

Файлы: 1 файл

Курсовая на доработку.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

- адекватно  оценивать свою работу и работу  одноклассников; 
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; 
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо  подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной  школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

 

2.3 МЕТОД ПРОЕКТОВ  В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

 

Опыт работы свидетельствует, что в использовании  проектного метода в начальных классах  эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в  проектной деятельности младших  школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный  (учитель: заявляет общий замысел,  создает положительный мотивационный  настрой; ученики: обсуждают, предлагают  собственные идеи); 
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); 
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); 
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й  этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й  и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать  так, чтобы работа учащихся действительно  была проектной, чтобы она не сводилась  к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Затем на этапе  погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе  организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как  спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации  как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и  сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Под методом  проектов в образовательной области  “Технология” мы понимаем способ организации  познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот  почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Организация проектной  деятельности в технологическом  образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

Поскольку способности  учащихся различны, важно проводить  дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные  умения:

- умение осмыслить  задачу, для решения которой недостаточно  знаний; 
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые  (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно  генерировать идеи, т.е. изобретать  способ действия, привлекая знания из различных областей; 
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; 
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); 
- умение находить несколько вариантов решения проблемы; 
- умение выдвигать гипотезы; 
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной  самостоятельности.

4.Умения и  навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования; 
- умение взаимодействовать с любым партнером; 
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; 
- навыки делового партнерского общения; 
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные  умения:

- умение инициировать  учебное взаимодействие со взрослыми  – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; 
- умение вести дискуссию; 
- умение отстаивать свою точку зрения; 
- умение находить компромисс; 
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные  умения и навыки:

- навыки монологической речи; 
- умение уверенно держать себя во время выступления; 
- артистические умения; 
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении; 
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ.

Первые чувства  патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данной направлении, можно дать утвердительный ответ: школьникам, особенно младшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача педагогов  и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, школе, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание в начальной школе находится в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым, эстетическим воспитанием.

Концепция модернизации казахстанского образования на период до 2010 года предусматривает решение определенных задач в этом направлении. Система образования призвана обеспечить (извлечение):

  • Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Казахстана;
  • Воспитание патриотов Республики Казахстан, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • Формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т.д.

Современная ситуация в сфер начального образования характеризуется, с одной стороны, наличием значительного числа вариативных программ, разработанных научно-исследовательскими коллективами; с другой – инициативами педагогов-практиков, педагогов-новаторов, их растущим профессиональным мастерством. Эти тенденции порождают комбинированные образовательные проекты, которые «увязывают» инициативы «извне» и «изнутри».

Предпосылками использования проекционного метода в начальном обучении явились:

  • видоизменение и совершенствование окружающей среды;
  • потребность педагогов в инновационной деятельности;
  • вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
  • многофункциональное взаимодействие с социумом.

Школа, куда приходит ребёнок, должна вызывать интерес, восторг и удивление в его глазах. Если каждый уголок класса позволяет ребенку узнать что-то новое, вызывает вопросы и помогает находить на них ответы – значит, развивающая среда организована на высоком уровне. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных  методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Вся окружающая ребенка среда в Учреждении должна быть содержательно-информативна, привлекательна и доступна.

Огромное значение в формировании патриотических чувств школьников являются различные музеи, где собран материал о родном крае: области, городе. Педагоги организуют экскурсии с детьми и родителями, используют собранный материал на занятиях и беседах.

Патриотическое воспитание в начальной школе – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Казахстанской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка.

На сегодняшний  день информационные технологии значительно  расширяют возможности педагогов  и специалистов в сфере начального образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Поэтому основным методом работы по патриотическому воспитанию является метод проектов.

Информация о работе Патриотическое воспитание на уроках познания мира в начальной школе