Патриотическое воспитание развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с льников с уче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать теоретические подходы к содержанию патриотического воспитания школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основания развития патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе
2. Выявить специфику патриотического воспитания и технологий учебной и внеурочной деятельности шкоПатриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исторический аспект патриотического воспитания
Глава 2. Сущность, содержание, методы патриотического воспитания
2.1 Понятие и аспекты патриотизма
2.2 Компоненты патриотизма
2.3 Нормативно-правовая база патриотического воспитания
Глава 3. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей
3.1 Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе
3.2 Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе
3.3 Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 38.09 Кб (Скачать файл)

Патриотическое воспитание

развития  человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с льников с учетом их возрастных особенностей.

Содержание

Введение

Глава 1. Исторический аспект патриотического  воспитания

Глава 2. Сущность, содержание, методы патриотического  воспитания

2.1 Понятие и аспекты патриотизма

2.2 Компоненты патриотизма

2.3 Нормативно-правовая база патриотического  воспитания

Глава 3. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей

3.1 Направления работы по патриотическому  воспитанию в современной школе

3.2 Формы работы по патриотическому  воспитанию детей в современной  школе

3.3 Основные этапы реализации патриотического  воспитания в современной школе

Заключение

Литература

Введение

Историческое  значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой  его патриотизма. (Н.Г.Чернышевский)

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных  конфликтов, в результате распада  единого многонационального государства  СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается  приоритет материальных ценностей  над духовными, отсутствуют условия  для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко  выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились  националистические настроения. Резко  возросла и "помолодела" преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически  потеряли целые поколения, представители  которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и  достойными гражданами нашей страны.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются  в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова, Н.К.Беспятова, Буторина Т.С, Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков [5, с.243].

В русском этносе идея патриотизма  всегда рассматривалась в широком  диапазоне. Свидетельства о патриотизме  встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Патриотизм носит личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. В "Уставе ратных и пушечных дел" (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставится выше всех ценностей и добродетелей. В начале XIII века произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало "служение Отечеству  и своим ближним".

В XIX веке министром народного просвещения  графом С. Уваровым провозглашена формула: "Православие, Самодержавие, Народность", символично отражавшая российскую национальную идею того времени. Первая мировая война, всколыхнувшая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленной идеи: "За Веру, Царя и Отечество". Патриотическая идея сохранилась в народе и после Октября 1917 года, но в смертельно опасной обстановке новой властью выдвигается лозунг "Социалистическое Отечество в опасности!"

Сила  патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной  войны, война носила характер народной. "Вставай страна огромная, вставай  на смертный бой!" - пели наши деды и  прадеды, не щадившие жизни ради победы.

Объект  исследования - патриотическое воспитание как компонент педагогического  процесса.

Цель  исследования: обосновать теоретические  подходы к содержанию патриотического  воспитания школьников.

Задачи  исследования:

1. Выявить теоретические основания  развития патриотического воспитания  в современной общеобразовательной  школе

2. Выявить специфику патриотического  воспитания и технологий учебной  и внеурочной деятельности шкоПатриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.

Значимость  изучения системы патриотического  воспитания учащихся заключается в  том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается  как одно из главных средств национального  возрождения.

Практический  интерес к теме на современном  этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического  воспитания в условиях современной  школы, как эффективного механизма  образовательной политики государства  в соответствии с происходящими  переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

Глава 1. Исторический аспект патриотического  воспитания

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных  граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории древнейших времен.

Так, в учении Конфуция, наряду с другими  общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране [14, с. 236].

В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его  к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих  государств-полисов не могли мыслить  себя вне Родины, которая гарантировала  их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего  государства считалось благо  полиса.

В трудах Перикла идеалом человека представлен полноправный гражданин, сочетающий свои интересы с государственными, защищающий этические устои полиса, отличающийся высокой гражданской  сознательностью и богатством духовной культуры. Эти идеи нашли отражение и в драматических произведениях того времени.

В трагедиях Эсхила "Персы", "Семеро из Фив", Эврипида "Финикиянка" и др. главным лейтмотивом было прославление патриотических чувств, поступков людей, осознающих себя единым целым с государством.

Сократ  считал, что существуют всеобщие и  неизменные нравственные понятия, которые  человек должен стремиться осознать, к числу их он относил и любовь к Родине.

Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом.

Я.А. Коменский отмечал, что одним  из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка  стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных  и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах  общего благополучия" [8, с.159].

Л.И. Лепелетье в "Плане национального воспитания" отмечал, что дети должны воспитываться в духе трудолюбия и преданности отечеству [13,с.48].

Г. Кершенштейнер, разрабатывая теорию трудовой школы, отмечал, что такая школа должна воспитывать в детях служение товарищам и государству, воспитывать людей, понимающих и поддерживающих цели государства, с благодарностью служащих ему, уважающих законы.

В российской науке проблеме патриотического  воспитания также посвящено немало исследований.

Выдающиеся  педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой  его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев  отмечал, что "истинный человек и  сын отечества есть одно и то же", он "ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью". Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал:" Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества" [18, с.205].

А.П. Куницьн в "Наставлении воспитанникам" подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: "водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах"[11, с.141].

Важной  задачей воспитательной работы учебного заведения он считал: "усилить  круг преподавания таких предметов, которые способствовали бы ко внушению... любви к вере и добродетели, любви к Отечеству"

Философ и педагог XIX века И.Ю. Ястребцов в  работе "О системе наук, приличных  в наше время детям..." подчеркивал, что у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в  том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе", причем, долг к Отечеству требует, "чтоб делиться с ним своими способностями...

Безумно жертвовать своими выгодами бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему". Определяя понятие "Отечество", ученый отмечал, что "оно не есть земля только, на которой  человек живет. Оно есть идея, развивающаяся  в религии, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит  и для физического благосостояния которого служит известная доля вод  и земель с их животными, растительными  и минеральными произведениями.

Сии произведения кроме физической пользы имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены  сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только неопределительном расположении сердца, а на положительных началах рассудка" [17, с.230].

Рассматривая  понятие " патриотизм", автор подчеркивает, что " патриотизм может быть так  же ложным или недостигающим своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом много общего. Презренна притворная благотворительность, презренна и притворная любовь к Отечеству, но и та и другая неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты".

Важность  патриотического воспитания подчеркивал  и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно "возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать". К главным идеям, которые должны определять нравственное и умственное воспитание, он относил: " 1) чувство религиозного, 2) любви к прекрасному и истинному и 3) любви к отечественному, или национальному" .

К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал  важность воспитания у детей любви  к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности.

При этом он отмечал огромное влияние  труда на формирование личности: "Как  нет человека без самолюбия, так  нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями" [28, 160].

В.Г. Белинский также считал главной  задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого  достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: "Всякая благородная  личность глубоко осознает свое кровное  родство, свои кровные связи с  отечеством... Любить свою родину -- значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому" [1, с.488].

После 1917 г. в России вопросы патриотического  воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и определение  целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах  педагогов того времени.

Многие  государственные деятели, касаясь  вопросов воспитания подрастающего  поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей  с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного  их участия в общественно-трудовой жизни страны.

Педагогические  исследования по проблеме патриотического  воспитания советского периода многочисленны  и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм" и "советский патриотизм", его  характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные (различные  направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся различного возраста и др.).

А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что  каждый воспитанник "должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом" [15,с.115]. При этом он подчеркивал, что  патриотизм проявляется не только в  героических поступках, от настоящего патриота требуется не только "героическая  вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень  тяжелая, неинтересная, грязная". Школа  должна воспитывать, считал он, образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные  навыки, дисциплинированных, бодрых и  жизнерадостных.

Информация о работе Патриотическое воспитание развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с льников с уче