Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:57, контрольная работа
Цель исследования: обосновать теоретические подходы к содержанию патриотического воспитания школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основания развития патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе
2. Выявить специфику патриотического воспитания и технологий учебной и внеурочной деятельности шкоПатриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.
Введение
Глава 1. Исторический аспект патриотического воспитания
Глава 2. Сущность, содержание, методы патриотического воспитания
2.1 Понятие и аспекты патриотизма
2.2 Компоненты патриотизма
2.3 Нормативно-правовая база патриотического воспитания
Глава 3. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей
3.1 Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе
3.2 Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе
3.3 Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе
Заключение
Литература
Патриотическое воспитание
развития
человечества. Великие философы, педагоги
уделяли этому вопросу
Содержание
Введение
Глава 1. Исторический аспект патриотического воспитания
Глава 2. Сущность, содержание, методы патриотического воспитания
2.1 Понятие и аспекты патриотизма
2.2 Компоненты патриотизма
2.3
Нормативно-правовая база
Глава
3. Специфика патриотического
3.1
Направления работы по
3.2
Формы работы по
3.3
Основные этапы реализации
Заключение
Литература
Введение
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма. (Н.Г.Чернышевский)
Трансформация
Российского общества в 90-е годы
привела к кардинальным изменениям
направлений общественного
Вопросы патриотического воспитания
подрастающего поколения
В
русском этносе идея патриотизма
всегда рассматривалась в широком
диапазоне. Свидетельства о патриотизме
встречаются в военно-
В
XIX веке министром народного
Сила
патриотизма наших людей
Объект исследования - патриотическое воспитание как компонент педагогического процесса.
Цель исследования: обосновать теоретические подходы к содержанию патриотического воспитания школьников.
Задачи исследования:
1.
Выявить теоретические
2.
Выявить специфику
Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Глава 1. Исторический аспект патриотического воспитания
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории древнейших времен.
Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране [14, с. 236].
В
концепциях воспитания Древней Греции
характерной чертой было рассмотрение
человека только в отношении его
к государству, а не самого по себе.
Граждане мелких самостоятельных
В трудах Перикла идеалом человека представлен полноправный гражданин, сочетающий свои интересы с государственными, защищающий этические устои полиса, отличающийся высокой гражданской сознательностью и богатством духовной культуры. Эти идеи нашли отражение и в драматических произведениях того времени.
В трагедиях Эсхила "Персы", "Семеро из Фив", Эврипида "Финикиянка" и др. главным лейтмотивом было прославление патриотических чувств, поступков людей, осознающих себя единым целым с государством.
Сократ считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать, к числу их он относил и любовь к Родине.
Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом.
Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия" [8, с.159].
Л.И. Лепелетье в "Плане национального воспитания" отмечал, что дети должны воспитываться в духе трудолюбия и преданности отечеству [13,с.48].
Г. Кершенштейнер, разрабатывая теорию трудовой школы, отмечал, что такая школа должна воспитывать в детях служение товарищам и государству, воспитывать людей, понимающих и поддерживающих цели государства, с благодарностью служащих ему, уважающих законы.
В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований.
Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что "истинный человек и сын отечества есть одно и то же", он "ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью". Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал:" Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества" [18, с.205].
А.П. Куницьн в "Наставлении воспитанникам" подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: "водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах"[11, с.141].
Важной задачей воспитательной работы учебного заведения он считал: "усилить круг преподавания таких предметов, которые способствовали бы ко внушению... любви к вере и добродетели, любви к Отечеству"
Философ и педагог XIX века И.Ю. Ястребцов в работе "О системе наук, приличных в наше время детям..." подчеркивал, что у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе", причем, долг к Отечеству требует, "чтоб делиться с ним своими способностями...
Безумно
жертвовать своими выгодами бесполезно
для Отечества; еще безумнее жертвовать
ими во вред ему". Определяя понятие
"Отечество", ученый отмечал, что
"оно не есть земля только, на которой
человек живет. Оно есть идея, развивающаяся
в религии, языке, науках, нравах того
народа, к которому человек принадлежит
и для физического
Сии произведения кроме физической пользы имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только неопределительном расположении сердца, а на положительных началах рассудка" [17, с.230].
Рассматривая понятие " патриотизм", автор подчеркивает, что " патриотизм может быть так же ложным или недостигающим своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом много общего. Презренна притворная благотворительность, презренна и притворная любовь к Отечеству, но и та и другая неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты".
Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно "возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать". К главным идеям, которые должны определять нравственное и умственное воспитание, он относил: " 1) чувство религиозного, 2) любви к прекрасному и истинному и 3) любви к отечественному, или национальному" .
К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности.
При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями" [28, 160].
В.Г.
Белинский также считал главной
задачей нравственного
После
1917 г. в России вопросы патриотического
воспитания молодежи приобрели особую
актуальность и новое содержание.
Изменение идеологии и
Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.
Педагогические
исследования по проблеме патриотического
воспитания советского периода многочисленны
и разнообразны. В них раскрываются
как теоретико-методологические аспекты
(сущность понятия "патриотизм" и
"советский патриотизм", его
характеристики, пути и средства формирования
и пр.), так и прикладные (различные
направления патриотического
А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник "должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом" [15,с.115]. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная". Школа должна воспитывать, считал он, образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных.