Патриотическое воспитание развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с льников с уче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать теоретические подходы к содержанию патриотического воспитания школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основания развития патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе
2. Выявить специфику патриотического воспитания и технологий учебной и внеурочной деятельности шкоПатриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исторический аспект патриотического воспитания
Глава 2. Сущность, содержание, методы патриотического воспитания
2.1 Понятие и аспекты патриотизма
2.2 Компоненты патриотизма
2.3 Нормативно-правовая база патриотического воспитания
Глава 3. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей
3.1 Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе
3.2 Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе
3.3 Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 38.09 Кб (Скачать файл)

· Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий  на формирование правовой культуры и  законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий  и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

· Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности  поколений, формирование активной жизненной  позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

· Военно-патриотическое. Ориентировано  на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его  вооруженной защите, изучение русской  военной истории, воинских традиций.

· Героико-патриотическое. Составная  часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических  и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим  деяниям предков и их традициям.

· Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Особое  значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной  истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта  народа, формируется ценностное отношение  к отечественной культуре, обусловливающее  их гражданскую позицию, выбор направлений  и способов самореализации в социальной практике [2, с.65].

3.2 Формы работы по патриотическому  воспитанию детей в современной  школе

Формирование  патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества - это  качества личности, характеризующие  ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность [1, с.73].

Доказано, что применение активных форм и методов  обучения и воспитания в их взаимосвязи  и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая  беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими  документами - развивают теоретическое  мышление, умения и навыки работы с  большим объемом информации, развивают  историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, - формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, - развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

3.3 Основные этапы реализации  патриотического воспитания в  современной школе

Основные  этапы реализации патриотического  воспитания в современной школе  обусловлены динамикой личностного  развития обучающихся.

· В 1-4-х классах дети осваивают  такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.

· У учащиеся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа

· В 9-11-х классах у школьников активно  развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности  в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при  изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой  Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.

Вопросы патриотического воспитания в современной  школе находят отражение во всех применяемых в школе видах  педагогического анализа: параметрическом; тематическом; итогом. Учебных планах, разрабатываемых в школе: перспективном, годовом, текущем. Рассматриваются на педагогическом совете школы, на совещаниях при заместителе директора[6, с.54].

Заключение

Организация патриотического воспитания в школе  на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого  процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Технологический компонент процесса воспитания патриотизма  подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического  воспитания, т.е. тех форм и методов  работы, которые имеют акцентированную  патриотическую направленность.

Важной  стороной содержательной зрелости организации  патриотического воспитания в школе  является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического  воспитания в современной школе  строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в  числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие государственные программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Формирование  патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс.

Патриотическое  воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического  и экономического возрождения страны, ее государственной целостности  и безопасности.

Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе  и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного  отношения учащихся к усваиваемым  мировоззренческим и моральным  понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность учащихся, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения.

Литература

1) Белинский В.Г. Полн. собр. соч.  В 13-т. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т.4. - 676 с.

2) Большая советская энциклопедия. -- 2-е изд. -- М.: Советская энциклопедия, 1956. -- Т.39. -- 664 с.

3) Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. -- М.: Мысль, 1972. -- 279 с.

4) Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. --Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1995.--238с.

5) Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. -- М.: Мысль, 1975. -- 200 с.

6) Губанов Н.И. Советский патриотизм -- патриотизм нового, высшего типа. --М.: Госполитиздат, 1960. -- 201 с.

7) Закон РФ "Об образовании" // Бюллетень комитета по высшей  школе Министерства науки, высшей  школы и технической политики  РФ. -- М.: Московский лицей, 1993. -- №1.--С. 1-43.

8) Коменский Я.А. Избранные педагогические  сочинения. -- М.: Учпедгиз, 1955. -- 656 с.

9) Краткий словарь по философии  / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. -- 4-е изд. -- М.: Политиздат, 1982. --431 с.

10) Кукушин В.С. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукушин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 508, [1] с.: ил. - (Высшее образование)

11) Куницын А.П. Наставление воспитанникам  // Антология педагогической мысли  России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев.--М.: Педагогика, 1987. --С. 141-145.

12) Ленин В.И. Ценные признания  Питирима Сорокина. -- Полн. собр. соч., Т.37. -- С. 188-197.

13) Лепелетье Л.И. План национального воспитания // Педагогические идеи великой французской революции. Пер. с фр. -- М.: Работник просвещения, 1926. -- С. 246-267.

14) Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических  высших учебных заведений. -- 2-е  изд. -- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, _1994. -- 368 с.

15) Макаренко А.С. Проблемы школьного  советского воспитания // Соч. -- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.-- Т.5. -- С. 109-225.

16) Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. -- Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973. -- 172 с.

17) Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание  младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. -- М., 1982. -- 208 с.

18) Педагогика школы / Под ред.  С.Е. Матушкина. -- Челябинск: ЧГПИ, 1974. -- 205 с.

19) Педагогический словарь в 2-х  т. -- М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Патриотическое воспитание развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с льников с уче