Патриотическое воспитание в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Содержание работы

Введение
Основные понятия и направления патриотического воспитания
Задачи и принципы патриотического воспитания
Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Заключение
Список использованных источников
Приложения А

Файлы: 1 файл

Патриот.docx

— 117.27 Кб (Скачать файл)

Одной из форм работы по патриотическому  воспитанию является создание Книги  Памяти. Ребята, ученики школы сами собирают воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла. В этой книге собраются и воспоминания о войне бабушек и дедушек наших учеников, которые в те далекие годы были ещё детьми  - война глазами детей.

Летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими  навыками поисковой, исследовательской  работы.

Нужно развивать следующие  виды деятельности:

  • Уроки Мужества проводить силами учеников выпускных – 4 классов. Эти уроки приурочены, как правило, к основным вехам ВОВ: разгром фашистов под Москвой, дню Защитника Отечества, дню Победы.
  • В 1 — 3 классах проводить подготовительную работа
  • конкурсы рисунков и плакатов,
  • встречи с ветеранами
  • классные часы, беседы
  • чтение книг о войне с последующим обсуждением
  • конкурсы военной песни
  • трудовые десанты
  • знакомство с символикой города, района, края, РФ.
  • Возложение цветов к памятникам и обелискам Славы
  • Ежегодные соревнования ко дню Защитника Отечества
  • Экскурсии в музеи, на выставки; поездки и походы по родному краю.

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники  могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных  классов школы под руководством учителей  делают искусственные  цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана  большая честь - готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

В школах целесообразно проводить  циклы бесед, посвященных символике  страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ (В соответствии с приложение А).

Сегодня как никогда важен  выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. Изучение истории родной земли, истории  нашего Отечества, боевых, трудовых и  культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой  Отчизне, к малой и большой  Родине.

  1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной  российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных  отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском  и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь  укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей  общества, развивается достоинство  личности.

Истинный патриотизм по своей  сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Дружба народов Российской Федерации - это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей.

Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.

Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.

В российском патриотизме  должны найти сочетание идеи народов  России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Политологи отмечают, что  цели образования и воспитания в  многонациональном государстве формируются в соответствии с интересами этноконфессионального состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в федерацию. Эти цели, естественно, отражают уровень развития общества. При этом важно заметить, что свободное от диктата общество способно выдвигать реально достижимые цели, если оно пришло к пониманию того, что только хорошо осознанные перспективы намеченного дают педагогам верное направление, помогают им добиться успехов.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества.

Следующая система задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них: любви к Отечеству - Российской Федерации и ее многонациональному народу; российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу); уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности; уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ; дружеского отношения к народам СНГ, формирование чувства принадлежности к Содружеству Независимых Государств;

уважения к международным  нормам прав человека и народов, что  предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;

глубокого уважения к Конституции  и другим законам Российской Федерации;

уважения к правам и  свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);

уважения к мировым  языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;

уважения к национальному  достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;

уважительного отношения  к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;

непримиримого отношения  ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания,образование носит светский характер.

В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.

При решении воспитательных задач педагог руководствуется  принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.

Органы власти и общественность призваны, руководствуясь принципами государственной национальной политики, регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и национально-территориальных образований.

К принципам патриотического воспитания  относится направленность воспитания на:

-  укрепление единства и целостности Российской Федерации;

-  учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

- сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;

- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

- содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

- развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

- обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

- укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

- обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

- предотвращение межнациональных конфликтов;

- учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

- распространение объективной информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;

- учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

- сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики, особого геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;

- защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;

- овладение русским языком - средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;

- обеспечение культурного взаимодействия Российской Федерации и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурного пространства.

 

 

 

 

3 КРАЕВЕДЧЕСКАЯ  РАБОТА КАК ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или хутор - несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом  патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами».

«Краеведение — это прежде всего краелюбие», - напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить.

 Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

Информация о работе Патриотическое воспитание в начальной школе