Патриотическое воспитание в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Содержание работы

Введение
Основные понятия и направления патриотического воспитания
Задачи и принципы патриотического воспитания
Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Заключение
Список использованных источников
Приложения А

Файлы: 1 файл

Патриот.docx

— 117.27 Кб (Скачать файл)

И как не вспомнить здесь  слова Виталия Закруткина:

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?»

Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение  изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

 Объектом художественного  краеведческого поиска могут  стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков  является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов  и явлений, население

В педагогической науке целью  литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как  тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой  информации являются:

• периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

• художественная литература (но нужно помнить, что не( каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);

• архивные фонды;

• фонды музеев;

• всякого рода планы и карты;

• материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

• материалы статистики;

• устные свидетельства  старожилов. Основные принципы краеведческой  работы:

• системный подход;

• предельная достоверность  фактов;

• синхронность отдельных  направлений поиска (например искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады.

Конечным результатом  серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Хорошо, когда школьная поисковая  краеведческая работа согласуется  с работой местных государственных  музеев или осуществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспечен.

Качество и объем краеведческой  работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если отнестись к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей  методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы.

Для того чтобы младшие  школьники смогли в полной мере почувствовать  особенности школы, проникнуться ее традициями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что : учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе - сложный управленческий и технологический  процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает  использование широкого спектра  форм и методов патриотического  воспитания, т.е. тех форм и методов  работы, которые имеют акцентированную  патриотическую направленность.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического  воспитания в современной школе  строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в  числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие государственные программы "Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденные соответствующими Постановлениями  Правительства РФ; Концепция патриотического  воспитания граждан Российской Федерации.

Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс.  

Школа всегда развивала в  детях всех народов России чувство  свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности.

Патриотическое воспитание в современной  школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического  и экономического возрождения страны, ее государственной целостности  и безопасности.

Патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность учащихся, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе. [Текст] Агапова, И.  Давыдова М. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
  2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России. [Текст] // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
  3. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан. [Текст] // - 2005 - №6 – С. 59
  4. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников [Текст]// Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
  5. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52
  6. Кукушин,В.С. Литературное краеведение. [Текст] — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.
  7. Лихачев,Б.Т. Педагогика: курс лекций. [Текст]– М., Юрайт, 2001 – 607 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Россия — священная наша держава, 
Россия — любимая наша страна. 
Могучая воля, великая слава — 
Твое достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное, 
Братских народов союз вековой, 
Предками данная мудрость народная! 
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного  края 
Раскинулись наши леса и поля. 
Одна ты на свете! Одна ты такая - 
Хранимая Богом родная земля!

 

Славься, Отечество наше свободное, 
Братских народов союз вековой, 
Предками данная мудрость народная! 
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Широкий простор для мечты и для жизни 
Грядущие нам открывают года. 
Нам силу дает наша верность Отчизне. 
Так было, так есть и так будет всегда!

 

Славься, Отечество наше свободное, 
Братских народов союз вековой, 
Предками данная мудрость народная! 
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 


Информация о работе Патриотическое воспитание в начальной школе