Патриотическое воспитание в условиях сельской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 09:16, творческая работа

Описание работы

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Содержание работы

Введение
1. Актуальность проекта.
2. Цель и задачи проекта
3. Содержание военно – патриотического воспитания в школе.
4. Основополагающие принципы военно – патриотического воспитания.
5. Результативность военно – патриотического воспитания.
6. Условия реализации проекта.
7. Финансирование проекта.
8. Ожидаемый результат.

Файлы: 1 файл

проект в.п.в.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

     КОЦ « МКОУ  Косолаповская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

« Патриотическое воспитание в условиях сельской школы»

 

Автор проекта: Певень Тамара Николаевна – социальный педагог

 

С. Косолапово  - 2013 год.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 

1. Актуальность проекта.

2. Цель и задачи проекта

3. Содержание военно – патриотического воспитания в школе.

4. Основополагающие принципы военно – патриотического воспитания.

5. Результативность  военно – патриотического воспитания.

6. Условия реализации проекта.

7. Финансирование проекта.

8. Ожидаемый результат.

9. Приложения.

 Заключение.

 

 

 

Сроки реализации проекта: 2012 – 2013 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Нормативная  база для разработки проекта.

Проект по военно- патриотическому воспитанию учащихся разработан в соответствии с   Федеральными законами Российской Федерации:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

3. Закон РФ « Об образовании»

4. Закон РФ «О Воинской обязанности и воинской службе»,

 

Актуальность  проекта.

В общественном сознании получили широкое распространение  равнодушие, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.  Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.  Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию, знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора.  Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).  

 

1.Цель проекта

Воспитать личность, способную  строить жизнь, достойную Человека с активной гражданской позицией, патриота своей Родины, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, в общем, любви к Отечеству и его защите в частности.

2. Задачи проекта

  • формировать гражданское самосознание через воспитание уважения к закону и готовности к выполнению конституционных обязанностей;
  • расширять   содержание   работы   в  общеобразовательном учреждении   по   военно- профессиональной ориентации обучающихся, повысить уровень их подготовки  к военной службе;
  • формировать у  учащихся правовую  культуру, создавая  условия  для  воспитания правового самосознания всех участников образовательного процесса;
  • воспитывать  уважение  к  национальной  культуре, своему  народу, своему  языку, родному краю, традициям и обычаям своей страны;
  • содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих отстаивать активную жизненную позицию;
  • привлекать общественность к решению проблем духовно - нравственного и патриотического воспитания личности через формирование общественного мнения.

 

 

Содержание военно – патриотического воспитания в школе.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Выполнение 

I

 

 

 

 

Воспитание  на боевых и трудовых традициях Российского народа:

-Вахта памяти (почетный караул, возложение венка):

-День памяти и скорби 

-Военно-прикладная полоса  препятствий (мероприятие посвященное памяти воина- пограничника Казачкова А.В.)

-Уроки мужества ( блокада  Ленинграда)

-Встречи с ветеранами ВОВ-Макаровым Б.В., Подуременных И.Ф.

-Встреча с воинами -интернационалистами (Афганистан,  Чечня): Зайцевым С.Е., Макеевым В.В., Казачковым А.Г., Меркурьевым С.М.,

Акции:

-«Поздравляем ветеранов»,

-«Обелиск»

Операции:

-«Забота» (поздравления, выступления с концертами перед ветеранами войны, труда);   «Милосердие» (посещение на дому, оказание помощи)

-Проведение экскурсий в областной, районный, школьный  краеведческий музей

-Празднование памятных  дат 

(ВППП на приз памяти воина- пограничника Казачкова А.В.; День РОСТО; 23 февраля; 9 мая(день Победы); 22 июня (День памяти и скорби); 12 апреля (50 лет со дня первого космического полета)

-Проведение выставок: «Чудеса своими руками», «Выставка военной модели »

-Викторины:

- Конкурсы: «А ну-ка, парни!»

- «Сильные ,смелые, ловкие!»

-Просмотр видеофильмов: «Блокада Ленинграда», «Прорыв», «Они сражались за Родину», «Два бойца», «9 рота».

-Участие в конкурсе  социально-значимых проектов: «Без  прошлого нет будущего», «Память  сердца», «Они сражались за Родину», Живая память Афганистана и Чечни»

-Участие во Всероссийском  конкурсе «Я помню! Я горжусь!»  посвященном 65-й годовщине Победы  в ВОВ.

- проведение недели  правовых знаний:

- кл.час. «Права и  свободы человека и гражданина»,

- « Мои гражданские  обязанности»

- Кружки и секции:

- парашютный ;

баскетбол;

- волейбол ;

- теннисный;

- шахматный;

Клубы:

-«Патриот», 

-«Юный друг пограничника»

 

 

 

 

 

 

9мая

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основополагающие  принципы военно-патриотического воспитания.

 Среди основополагающих  принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.   Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система работы по военно-патриотическому воспитанию.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в  школе идет по следующим направлениям:  

 

 

   I направление. Воспитание на боевыхи трудовых традициях народа и Вооруженных Сил.  

 

 

   Данное  направление включает в себя  следующие мероприятия:  

 

 

   1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (вахта памяти -  почетный  караул у памятника воинам  Великой Отечественной войне).  

 

 

   2. Проведение  экскурсий, уроков Мужества, встреч  с ветеранами Великой Отечественной  войны, посещение их на дому, оказание им посильной помощи. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.  

 

 

   3. Празднование  памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотр видеофильмов.

4 Участие в конкурсе социально- значимых  проектов

  • Акция  «Милосердия»,
  • Проект «Память сердца»
  • Проект «Без прошлого нет будущего»
  • Благотворительные акции «Новогодние подарки ветеранам», «Забота», «Ветеран живет рядом»,
  • Учебно-исследовательская работа «Они сражались за Родину»
  • Продолжить работу по оформлению альбома памяти «Это надо живым»
  • Сбор информации для   музея  о ветеранах ВОВ, бабушках и дедушках –учащихся
  • Акция «Забота о солдатах» 
  • Акция «Забота о ветеранах»
  • Урок–мужества  Блокада  Ленинграда.
  • Урок–мужества. Встреча с ветераном ВОВ. 
  • Участие в мероприятиях, посвященных 68-летию Победы
  • Рейд «Забота» - поздравление   ветеранов войны . 

 

    Формированию активной гражданской позиции, развитию демократизации во всех сферах жизни ребенка способствует непосредственное участие детей в органах ученического самоуправления. Органом ученического самоуправления

в школе является  подростково-молодежная  организация « Ювента» в состав

которой  включены представители от обучающихся 5 – 11 классов.       

 Члены ПМОО  « Ювента»  участвуют в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы, корректируют дежурство и поддерживают дисциплину и порядок в школе. В прошедшем учебном году было проведено 3 общешкольных собрания, тематика которых определялась на основе запросов учащихся и педагогов: организация жизнедеятельности школьного коллектива, выборы лидера ученического коллектива, организация шефской помощи. 2 раза в месяц проводились планерки Совета учащихся, на которых решались текущие вопросы, рассматривались вопросы учебы, организации общешкольных конкурсов, праздников ,посвященных  месячнику патриотической работы

Деятельность в организации  строится на принципах добровольности,

взаимопонимания и сотрудничества детей и взрослых.

 Наличие кружков и секций по военно-патриотическому воспитанию

кружок «Юный стрелок», парашютный , баскетбол, волейбол, теннисный, шахматный.

  Клуб  « Патриот», «Юный друг пограничника»

1. Встреча с ветеранами.

2. Экскурсии  в музеи.

3. Уроки мужества.

4. Классные часы «История нашего Отечества

      5.Дни воинской славы.

В своей работе педагоги школы много внимания уделяют  вопросам гражданско – правового  просвещения и воспитания учащихся. Правовое воспитание включает в себя проведение Недели правовых знаний, классных часов, тематических бесед, встреч. Одними из первых в учебном году проводятся классные часы по теме «Заповеди учащихся», «Законы  школьной жизни жизни». Правила  школьной  жизни позднее становятся нормой человеческого общежития. В начальных классах учащиеся школы получают общие знания о правах человека, о нравственности. На классных часах, уроках обществознания формируются представления о человеке, обществе, государстве, социальных связях и отношениях. Учащиеся с интересом включаются в обсуждение таких тем, как «Права и свободы человека и гражданина», «Мои гражданские обязанности».   

  

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  II направление. Военно-спортивные игры.

 

Прежде всего, это « Зарница»,  «Звездочка» "Смотр строя и песни", "День защиты детей от чрезвычайных ситуаций", которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Опыт проведения игры  « Зарница» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. "День защиты детей от чрезвычайных ситуаций” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.  

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества. Чтобы сегодняшние школьники воспринимали победу в Великой Отечественной войне как величайший подвиг русского народа, педагоги школы много делают для того, чтобы взрастить патриотические чувства в душах детей. Традиционно в школе празднуются День Победы и День защитника Отечества. В рамках этих дат проходят военно – спортивные игры и соревнования «А ну – ка, юноши» ,«Сильные, смелые, ловкие» .Прошли спортивные соревнования среди юношей, целью которых были не только выявление самых сильных, выносливых, но и сплочение детских коллективов.

Литературно – музыкальные  композиции «Помнить – значит жить»   в школе Неделя военно-патриотического воспитания, приуроченная ко Дню защитника Отечества. Зам.директора   совместно с председателем первичной организации  Совета ветеранов  Гомзяковым И.Ф. организовали встречу учащихся  с   ветераном ВОВ Макаровым Б.В.

В программу недели включены были экскурсии в краеведческий музей, презентация исследовательских работ военной тематики, выполненных учащимися, спортивные соревнования. С гордостью можно сказать: краеведение, поисковая работа – дело всей жизни не одного поколения учительства, сумевшего свою любовь к родной земле передать детям. Наша  школа  богата традициями исследовательской и поисковой работы по временам Великой Отечественной войны. В последние годы поисковая работа   заметно оживилась.

Накануне Дня Победы была проведена акция «Живое слово ветерана». Группа учащихся  молодежной организации вместе с учителями посетили ветеранов Великой Отечественной войны, вдов, поздравили их с праздником – , сделали видеозапись их воспоминаний о войне и пожеланий подрастающему поколению

Традиционными стали экскурсии и походы по родному краю. Учащиеся 5 – 11классов под руководством классных руководителей посетили районный краеведческий музей. 

Формирование гражданского отношения  к Отечеству, готовность к защите его свободы и независимости  проходит  через процесс общения с солдатами Российской  Армии , встречи учащихся школы с выпускниками, служившими в Чечне, Афганистане, ветеранами локальных войск.

Таким образом, через  систему мероприятий педагоги  школы стремятся вызвать у  учащихся интерес к истории Отечества, показать значимость роли простого человека в исторических событиях, способствуют воспитанию чувства гордости за свою страну, свой край, на конкретных примерах показывают, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества настоящего человека, гражданина своей страны.

Информация о работе Патриотическое воспитание в условиях сельской школы