Педагог: профессия и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 22:46, лекция

Описание работы

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения. Эта потребность в воспитании и обучении детей возникла в человеческом обществе очень давно. Профессия воспитатель известна со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных учреждениях воспитательные функции выполняли особые должностные лица - классные дамы, классный надзиратель и др. В состоятельных семьях приглашались домашние воспитатели. В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.

Файлы: 1 файл

Тема № 1.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ.

1.История профессии.

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Содержание  профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения. Эта потребность в воспитании и обучении детей возникла в человеческом обществе очень давно.  Профессия воспитатель известна со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных учреждениях воспитательные функции выполняли особые должностные лица - классные дамы, классный надзиратель и др. В состоятельных семьях приглашались домашние воспитатели.

В течение большого исторического отрезка времени воспитание  осуществлялось без профессионально подготовленных  специалистов  в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.

   Со временем в обществе  стала  формироваться  объективная  потребность  в  воспитании:  появилась необходимость  в  передаче  детям  опыта  орудийно-трудовой  деятельности  с  тем,  чтобы,  с одной    стороны,    сохранить    этот   опыт,   а  с   другой    - подготовить    их   к  будущей самостоятельной жизни.

 Заботу   о   подрастающем   поколении   сначала   проявляли   все взрослые  члены  общины.  Затем  она  концентрируется  в  руках  представителя  старшего, умудренного опытом поколения.

   Воспитательные  отношения  между  взрослыми  и  детьми   не   ограничивались   сферой  труда. Взрослые направляли и  поведение детей, приучая соблюдать  сложившиеся в общине правила,    требования,     запреты.   Таким образом зарождались формы воспитания, целью    которого    становилась     не   только   передача    опыта     трудовой деятельности,    но   и   развитие    у  детей   таких    качеств,   форм   поведения,     которые соответствовали требованиям общества, особенностям хозяйствования. С   появлением     парного    брака   зарождаются домашне-семейные  формы воспитания,  где функцию  воспитания  выполняют  родители, родственники.  Усложнение  хозяйственной  деятельности,  социальных  связей  повлекло  за собой   изменения   в   воспитании      детей   и   подростков.   Возникает   первая   в   истории человечества форма воспитания и обучения - инициация.  Инициация - это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей  и  девушек  в  класс  взрослых.  Это  был  (у  многих народов сохранился и поныне)  своеобразный  экзамен  на  взрослость.  Главным в подготовке мальчиков было формирование навыков и умений той деятельности, которая им предстояла во взрослой жизни (земледелие, охота, скотоводство, воинское дело и  др.).  Девочки  овладевали  секретами  домоводства,  учились ткачеству,  гончарному  делу, плетению и т.д.

Слово    «педагог»    возникло    в  Древней    Греции. Там в  состоятельных  семьях  попечение  о  детях  возлагали  на  более  или  менее образованного  раба,  который  сопровождал  ребенка  своего  господина  в  школу,  нес  все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно  следуя  позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял  от  разного  рода  опасностей.  Такого  раба  звали       педагогом,   что   в   буквальном переводе с греческого (paidagogos ) означает детоводителъ.

   Позднее   из   обычного   раба   педагог   превратился   в   домашнего   воспитателя.   Таким образом,  слово  «педагог»  утратило  свое  первоначальное   значение.        Педагогами   стали называть профессиональных  воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.

Воспитатель - лицо,   осуществляющее   воспитание, принимающее   на   себя ответственность  за  условия  жизни  и  развития  личности   другого   человека. Воспитатель      дошкольного       учреждения      -   одна   из   массовых     современных педагогических   профессий.   Она   возникла   в   XVII-XVIII   вв.,   когда   появились  первые дошкольные     учреждения.

2.Социальная значимость  профессии педагога.

Педагог,   где   бы   он   ни   трудился   -   в   дошкольном   учреждении,   школе,   колледже, университете,     художественной     студии,    спортивной     секции,   на   курсах   повышения квалификации   и   т.п.,   является   представителем   одной   из   самых   социально   значимых человековедческих  профессий. Важнейшая  социальная  функция педагога -  деятельность,  направленная  на  развитие  и  формирование человека,  духовное      воспроизводство      человека,    сотворение     личности.

   Учитель,    воспитатель    дошкольного     учреждения, преподаватель     университета    и   др.,  содействуя    формированию человека    как   созидателя    всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом  влияют  на  развитие  производительных  сил  общества,  приобщают  подрастающее поколение ко всем достижениям мировой  культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

  Функция     современного      педагога   -  помогать    воспитанникам       приспособиться     к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом. Например, во  многих  странах  мира,  не  исключая  и  нашу,  наблюдается  всплеск  насилия,  терроризма, экстремизма.  Эта  проблема  постоянно  муссируется  в  средствах  массовой  информации, рассматривается  на  государственном  уровне  и  т.д.  Но  не  грубая  сила  и  попрание  прав человека, а гуманизм - так должно строиться сегодняшнее воспитание.

В самой деятельности педагога  заложено  гуманистическое  начало.  Оно  реализуется  в стремлении  воспитывать   в  человеке  человеческое,  проявляется   в   отношении   ко   всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).

   Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях - одна из важных для  общества,  но  не  единственная,  школа  требует,  чтобы  в  дошкольном учреждении  осуществлялась  полноценная  подготовка  к  школе.  Родители  воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы педагог изучал  индивидуальные  особенности  детей и  соответственно   строил  процесс  воспитания,   чтобы  их  дочери   и   сыновья   получали широкое    образование,    выходящее     за  рамки    традиционного (иностранные     языки, спортивные  занятия,  приобщение  к  искусству  и  т.д.).  Чтобы   отвечать   современным повышенным  требованиям,     педагог  должен постоянно пополнять  знания  общекультурного и  профессионального       характера,    работать    со  значительным напряжением  сил,  самоотверженностью,  нести  высокую   ответственность   за   свои действия.

Таким   образом,   в  современном    мире   растет   объективная   социальная    значимость профессии педагога. Однако, справедливости  ради, необходимо сказать, что одновременно отмечается и недооценка педагогического труда со стороны общества.

3. Характеристика педагогической  деятельности.

Педагогическая   деятельность,   как   и   всякая   иная   деятельность,      представляет собой    систему,    имеющую      определенную      структуру,   внутренние     переходы     и превращения.  В  ней  можно  выделить  следующие  компоненты:  мотив   →  цель   → предмет → способы осуществления → результат.

От мотивов,  побуждающих к педагогической деятельности, во многом зависит ее  успех.  Тогда профессия  приобретает  личностный смысл, эмоциональную  окрашенность,  вызывает  стремление  к  самосовершенствованию,  к самоактуализации в интересах  будущих  воспитанников,  учеников. 

Цель педагогической деятельности  определяется обществом.  Она  носит  обобщенный характер,  но  у каждого  педагога  трансформируется  в  индивидуальную  установку,  которую тот   пытается   реализовать    в  своей   деятельности.    Например, разностороннее   развитие   ребенка   -   у   многих   воспитателей  дошкольных   учреждений конкретизируется     как   полноценная     подготовка     к   школе,   укрепление  здоровья, формирование творческих способностей.

Своеобразие  педагогической  деятельности заключается в специфике  предмета, объекта труда.  В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и  объект  (на  кого  направлены  усилия  субъекта).  В  педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник  (ученик). Объект  педагогического  воздействия  -  это развивающаяся  личность,  которая   находится   в   постоянном   изменении.   Характер   этих изменений     во   многом    определяется    позицией     педагога.   Если   педагог   учитывает особенности   воспитуемого,   его   потребности,   эмоции,      возможности,   стимулирует   его активность,  не  подавляет  своим   авторитетом,   то   объект   педагогической   деятельности становится     ее   субъектом.    В   таком    случае    педагогическая       деятельность      из субъектно-объектной превращается в  субъектно-субъектную,  что  делает  ее  сложной, нестандартной, творческой.

В   воспитании     брак,   допущенный   педагогом,   имеет   необратимые последствия.  Поэтому,  учитывая  хрупкость  и  ранимость   детского   организма,   большую впечатлительность ребенка, педагог избегает небрежности, грубости, резкости в общении с воспитанниками.

Основные  «орудия»  педагогического  труда  -  голос  (темп,  громкость,  интонационная окрашенность,      выразительность), мимика,   пластика,  жесты. Педагог должен уметь выбирать  правильный   тон  и   стиль   общения   с   детьми   в   зависимости   от   конкретной ситуации.   Немаловажна   культура      речи   -  хорошее   владение    словом,   четкая  дикция, интонационное  разнообразие  для  выражения  чувств,  отношений.  Педагогическая  техника выполняет  служебную  (не  смысловую)  роль   в   воспитательном   процессе,   позволяет   с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Особенность     педагогической     деятельности    заключается    в  том,  что   воспитателю, учителю,   преподавателю   не     всегда   удается  пожинать     плоды   своего   труда,  воочию наблюдать      его   истинные     результаты: они    проявятся    в    будущем.  Педагог,   трудясь   в   настоящем,   «растит будущее».

Еще  одной  особенностью  педагогической  деятельности  является  то,  что  невозможно определить  меру  вклада  в  развитие  ребенка  какого-либо  конкретного  лица.  В  процессе воспитания  и   обучения   задействованы   многие   лица.   Потому  современный  педагог  должен  проникнуться  мыслью,  что   воспитание  ребенка  - коллективное дело, забота об успешных результатах требует  единения  (согласования подходов     к   воспитанию,      его  содержанию,      приемов     осуществления)   сил   всех заинтересованных   взрослых.

Педагогическая   деятельность         относится    к   разряду   управленческих,      поскольку ориентирована   на   стимулирование,   организацию,   коррекцию   работы   всех   участников воспитательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.). Любое воздействие  педагога должно быть целенаправленным,  вызывающим ту или иную деятельность (мыслительную, практическую), придающим ей позитивный характер.

Педагогическое  творчество  -  непременное  условие  современного  педагогического процесса,  центральной  фигурой  которой  стал  ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и   особых,   индивидуализированных        способов   воздействия   и   форм    общения.    Значит, современный  педагог  поставлен  перед  необходимостью  творчески  взаимодействовать  со своими воспитанниками, творчески преобразовывать их.

В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть   шаблона   и   однообразия.

4. Педагог в современном дошкольном учреждении.

Профессиональная   деятельность   педагога   дошкольного   учреждения   была   предметом изучения психологов и педагогов (Е.А. Панько, Л.Г. Семушина,  В.И.  Логинова,  Р.С.  Буре). Ей  свойственны  все  черты  педагогической  деятельности,  о  которых говорилось выше (созидательность, гуманизм, творческий, коллективный характер). Но все эти  черты  приобретают  свою  особую  окраску  в  деятельности  педагога,  воспитывающего детей  раннего  и дошкольного  возраста.  Создание  благоприятных  условий  для  развития детей   в   первые   годы   жизни   требует   учета   их   возрастных   особенностей. Период   от рождения  до  поступления  в  школу  отличается  от  всех  последующих  жизненных  этапов тем,   что   обеспечивает      общее    развитие,     которое    служит     фундаментом    для приобретения  в  дальнейшем  любых  специальных  знаний  и   навыков   и   освоения различных видов деятельности.  Главное  «приобретение»  ребенка  состоит  в  том,  что  на протяжении  дошкольного  возраста  он  становится  человеком,  наделенным  физическими  и психическими  качествами,  необходимыми  каждому  члену  общества,  какое  бы  место  он  в нем  впоследствии   ни  занял.  К  таким  качествам  можно  отнести  владение  основными движениями,  умение  осознанно  воспринимать  мир,  думать,  общаться  с  другими  людьми, управлять своим поведением и др.

Для  успешной     деятельности    педагога  требуется  знание  закономерностей развития  ребенка.  Одна  из  закономерностей  -  зависимость   психического,   физического развития  ребенка  от  окружающей  среды,  невозможность  его  существования  без  взрослых. Отсюда вытекают важнейшие профессиональные функции педагога:

Информация о работе Педагог: профессия и личность