Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Содержание работы

Введение
1. Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности
2. Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
3. Функции педагогической деятельности
4. Цели педагогической деятельности
5. Педагогическая деятельность в педагогической системе
6. Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических систем
7. Структура педагогической системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение в педагогическую деятельность.docx

— 70.28 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Педагогическая деятельность  как общественное явление. Понятие  педагогической деятельности

2. Основные компоненты, составляющие  структуру педагогической деятельности

3. Функции педагогической деятельности

4. Цели педагогической деятельности

5. Педагогическая деятельность  в педагогической системе

6. Понятие педагогической системы.  Ее структура. Иерархия педагогических  систем

7. Структура педагогической системы

Заключение

Список литературы 

 

 

Введение 

 

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой  особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших  поколений младшим накопленных  человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного  развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в  обществе.

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и  родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной  мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению  к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических  училищах, средних специальных и  высших учебных заведениях, учреждениях  дополнительного образования, повышения  квалификации и переподготовки.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к  анализу ее строения, которое можно  представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими  рассматривается как идущий из глубины  веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным  направлениям.

 

1.   Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности 

 

В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга  той деятельностью, которую осуществляют.

Итак, педагогическая деятельность (далее – ПД) – особый вид общественно  полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни  в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими  и другими целями общества.

ПД есть сознательное вмешательство  взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс  воспитания детей.

Цель этого вмешательства –  преобразование человеческой природы  в «развитую специфическую рабочую  силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.

ПД организует объективный процесс  воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она (ПД) вооружена:

o   педагогической теорией (теоретическими знаниями);

o   педагогическим опытом (практическим опытом);

o   системой специальных учреждений.

Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в ПД. ПД опирается на научную  педагогическую теорию, которая занимается изучением:

o   законов воспитания;

o   воспитательного влияния жизненных условий;

o   их требований к человеку.

Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать  глубоко осознанной, эффективной, способной  к разрешению возникающих противоречий.

 

2.   Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности  

 

Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.

Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом  потребностей, тенденций общественного  развития, основных требований, предъявляемых  к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для  общества).

Второй компонент ПД – многообразные  научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области  производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ  у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.

Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

Профессор Н.В. Кузьмина в структуру  ПД включает следующие компоненты, рассматривая ПД как цикл этапов педагогического  управления:

o   гностический;

o   проектировочно-целевой;

o   конструктивный;

o   организационный;

o   коммуникативный. 

 

3.   Функции педагогической деятельности  

 

1.   Передача знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников.

2.   Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер.

3.   Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.

4.   Формирование эстетического отношения к действительности (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное).

5.   Укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Все эти функции ПД взаимосвязаны. Передача ребенку ЗУН, организация  его многообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Функции ПД направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся. 

 

4.   Цели педагогической деятельности  

 

Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это  предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.

Педагогическая цель отражает в  себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические  представления общества о совершенном  человеке и его предназначении в  жизни общества.

Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

Но конкретные задачи, исходящие  из цели, учитель должен выдвигать  сам, сообразуясь с педагогическими  условиями. Деятельность учителя –  всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью – деятельностью  учащихся. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать  их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.

В качестве цели-идеала обычно выступает  идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование  человека и общества на этой основе.  

 

5.   Педагогическая деятельность в педагогической системе 

 

Своеобразную трактовку понятия  педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. Павличкова, В.П. Симонов. Их взгляды позволяют рассматривать деятельность учителя как в аспекте методологического понимания деятельности человека вообще, так и в узкопрофессиональном ее понимании.

Обратимся еще раз к анализу  понятий «человеческая деятельность»  и «педагогическая деятельность».

Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение  мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.

И.П. Подласый определяет понятие деятельности как «многообразие занятий человека; все то, что он делает».

Функциональной клеточкой, единицей деятельности, психологи называют действие, т.е. какой-то отдельный акт, поступок человека.

Эти акты – действия или поступки – основаны на тех или иных побуждениях  или мотивах и направлены на определенную цель. Психологами доказано, что  целенаправленность деятельности обозначает ее осознанность.

И поскольку в различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами, действие выступает как решение задачи.

Авторитетные психологи неоднократно подчеркивали, что весь ход человеческой деятельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а строение деятельности – соотношением этих задач.

Деятельность человека, и педагога в том числе, раскрывается как  иерархия задач разной трудности. При  этом образ – цель действий более  высокого порядка детерминирует (причинно обусловливает) цели действий более  низкого порядка. Например, цель учителя  – сформировать нравственное поведение  ученика. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию.

Эту точку зрения на деятельность разделяют такие ученые, как А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, М.М. Фридман, В.П. Беспалько, В.П. Симонов, Л.Ф. Спирин и др. Данная точка зрения ученых на деятельность позволяет и педагогическую деятельность рассматривать как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе. 

 

6.    Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических систем

Каждому известно, что процесс образования  и воспитания происходит в разнообразных  объединениях людей: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в  неформальных группах.

Эти объединения – суть социальные системы. Используя понятие «педагогическая  система», можно отразить и обобщить в нем различные организации  воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся.

Педагогическая система (далее – ПС) – множество взаимосвязанных  структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования  и обучения подрастающих поколений  и взрослых людей.

Структурные компоненты – обязательные и постоянные компоненты ПС: субъект  деятельности, субъекто-объект деятельности, их взаимоотношения.

Функциональные компоненты изменчивы  в разных ПС: цель, содержание, способы, средства, организационные формы деятельности.

Такой системный подход дает возможность  целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать  и организовывать различные объединения  людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.

Можно считать, что ПС возникает  тогда, когда появляется потребность  в воспитании, образовании и обучении каких-либо групп людей.

При этом ПС представляет собой сложную, непрерывно изменяющуюся социальную систему  управления, в которой решаются образовательно-воспитательные задачи и достигаются педагогические цели.

Ниже представлена существующая определенная иерархия педагогических систем.

Большие ПС образования страны (система  высшего и среднего специального образования) подчиняют себе средние  ПС, например государственные и частные  школы, внешкольные учреждения. Те, в свою очередь, подчиняют себе малые  ПС: классы, учебные группы, ученические  производственные звенья и бригады, кружки, секции, группы по интересам.

Малые ПС включают в себя учащихся, педагогов, родителей, непосредственно  участвующих в воспитательном процессе.

«В малых педсистемах воспитатели и воспитуемые взаимодействуют непосредственно. Их гражданские и дидактические отношения реализуются в повседневном общении.

Педагоги управляют учебным  процессом в подсистемах, участвуют  в организации различных объединений  школьников, строят целесообразные (или  не очень целесообразные) воспитательные отношения, которые способствуют либо позитивному становлению учащихся, формированию и закреплению положительных черт характера и форм поведения, отражающих соответствующий уровень потребностно-мотивационного плана личности; либо стимулируют формирование отклоняющегося (девиантного) поведения на фоне часто возникающих негативных эмоциональных состояний, приводящих к школьной дезадаптации. Как правило, деятельность педагога является одним из действенных способов оказания помощи воспитанникам.

Информация о работе Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности