Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Содержание работы

Введение
1. Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности
2. Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
3. Функции педагогической деятельности
4. Цели педагогической деятельности
5. Педагогическая деятельность в педагогической системе
6. Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических систем
7. Структура педагогической системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение в педагогическую деятельность.docx

— 70.28 Кб (Скачать файл)

Фактором оказания педагогической помощи является грамотная организация  учащихся для различных видов  учебной и внеучебной работы на основе учета их индивидуально-типологических особенностей» (Л.Ф. Спирин).

7.   Структура педагогической системы

В каждой ПС всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект  педагогической деятельности (тот, кто  управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект – субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Каждая из ПС возникает с определенными  целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой ПС – спортивной секции: укреплять  здоровье учеников, развивать их физические качества – и большой ПС –  педагогического института: профессионально  обучать человека, чтобы он овладел  педагогической специальностью.

 

Рис. 6. Иерархия педагогических систем

Значит, ПС различаются прежде всего своими целями. В системе налицо управляющие педсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые педсистемы (воспитуемые).

Сделаем уточнение: каждая личность воспитанника является не только объектом педагогической деятельности, но и субъектом собственной  деятельности, саморазвития, самовоспитания. В учебно-воспитательном процессе школьники  участвуют в конкретных видах  деятельности (учебной, эстетической, трудовой, спортивной и т.д.). Именно в них реально осуществляется саморазвитие и формирование личности.

 

Заключение 

 

Итак, мы рассмотрели педагогическую деятельность как осознание и  решение профессиональных задач  в педагогической системе.

Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается  и формируется как отражение  тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к  современному человеку с учетом его  духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной  личности.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности  воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как  отражение объективных тенденций  общественного развития и приводя  содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями  общества, они складываются в развернутую  программу поэтапного движения к  высшей цели - развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются  все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как  единство целей и содержания. Понятие  о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство  отдельного. Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия.

 

Список литературы

1.   Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Ю. К. Бабаевского. М., 2001.

2.   Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2005.

3.   Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 2000.


Информация о работе Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности