Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:43, реферат
Как правило, педагогическая деятельность определяется как решение педагогических задач. Основная особенность педагогической деятельности проявляется в специфике её объекта. Ведь субъектом и объектом этой деятельности всегда является человек. Именно поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».
1.Понятие «педагогическая деятельность»…………………………….3
2.Понятия «педагогическая проблема», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача»………………………………3
3.Педагогические задачи как важнейшая часть педагогической деятельности…………………………………………………………...6
4.Классификация педагогических задач………………………………..7
5.Виды и основные этапы решения педагогических задач…………....8
6.Примеры педагогических задач и их решения………………………12
7.Заключение……………………………………………………………..16
8.Литература……………………………………………………………...17
Содержание.
1. Понятие «педагогическая деятельность».
Как правило, педагогическая деятельность определяется как решение педагогических задач. Основная особенность педагогической деятельности проявляется в специфике её объекта. Ведь субъектом и объектом этой деятельности всегда является человек. Именно поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».
Общепринятым является определение, что педагогическая деятельность – это решение педагогических задач двух классов:
- по обучению человека;
- по воспитанию человека.
Кроме того, педагогическая деятельность – это управление деятельностью другого человека, обеспечивающее его развитие. Осуществление педагогической деятельности происходит в процессе педагогического общения. На практике педагогическая деятельность осуществляется в конкретной ситуации. А ситуации, в которых происходит решение педагогических задач, именуют педагогическими.
2. Понятия «педагогическая проблема», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача».
Рассмотрим подробнее понятия педагогической проблемы, педагогической задачи и педагогической ситуации. Отметим, что понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача» связаны с появлением в воспитании ситуативного подхода.
Нередко в жизни встречаются педагогические проблемы различного характера. К примеру, это могут быть формирование гуманного и гармонично развитого человека, подготовка ученика, который стремится к получению новых знаний, разработка наиболее эффективных приёмов наилучшей адаптации к жизненным условиям, которые постоянно меняются. Таким образом, педагогическая проблема – это вопрос или комплекс вопросов, объективно возникающий в педагогической теории и практике, касающийся процессов обучения и воспитания человека.
Такое явление, как педагогическая ситуация, определяет комплекс условий, при которых происходит решение педагогической задачи. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению педагогической задачи. Но для человека огромную роль играет ситуация педагогической помощи, а конкретнее – поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, которые сопровождают конкретный процесс, которым могут быть депрессия или растерянность, возникающий конфликт и эмоциональный взрыв, конкуренция и даже достижение успеха.
Педагогическая ситуация
– это факт, жизненная история,
с которой воспитатель
В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:
– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи,
согласованности между чем-
Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление,
конструирование) конкретной
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических
задач, выявление наиболее
6. Дополнительная теоретическая
и практическая подготовка
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу.
Педагогическая задача предстаёт в таких случаях, когда необходимо подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «неумения» к «умению», от «непонимания» к «пониманию», от беспомощности к самостоятельности.
Другими словами, педагогическая задача является результатом осознания педагогом цели воспитания или обучения, а также способов и условий её реализации на практике. Благодаря процессу решения педагогической задачи у человека, являющегося субъектом и объектом взаимодействия с педагогом, должно появиться новообразование, имеющее форму знания, умения или качества личности.
Мы знаем, что каждый человек абсолютно уникален и не бывает двух одинаковых людей. Именно поэтому решение каждой педагогической задачи – это сложное и неоднозначное мероприятие. В связи с этим разработаны разнообразные способы перевода человека от одного состояния к другому.
3. Педагогические задачи как важнейшая часть педагогической деятельности.
Подтвердим тот факт, что педагогические задачи и их решение являются неотъемлемой составляющей педагогической деятельности. Иллюстрацией этого служит структура педагогической деятельности, которая в разных интерпретациях обязательно включает в себя педагогические задачи.
Один из вариантов структуры педагогической деятельности выглядит так:
1) Начальный компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).
2) Второй компонент ПД - многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.
3) Третий компонент ПД - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
4) Четвертый компонент ПД - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.
Ирина Алексеевна Зимняя выделяет следующую структуру деятельности педагога:
- мотивация;
- педагогические цели и задачи;
- предмет педагогической деятельности;
- педагогические средства и способы решения поставленных задач;
- продукт и результат педагогической деятельности.
Как мы видим, педагогическая деятельность невозможна без грамотного решения педагогических задач.
4. Классификация педагогических задач.
Все возникающие педагогические задачи можно разделить на два больших класса. Первый – это задачи по обучению и второй – задачи по воспитанию человека. При этом каждый из основных классов, в свою очередь, можно подразделить на группы задач.
Примерами задач обучения
можно назвать изложение
Задачи воспитания могут
пробудить у человека веру в успех,
в положительную сторону
Отметим, что на практике происходит путаница педагогических и функциональных задач. Чем они различаются? Функциональные, в отличие от педагогических, связаны с реализацией непосредственно профессиональной функции педагога. Функциональными можно назвать такие задачи, как, например, чтение лекции, организация волейбольной секции или химического кружка, проведение беседы со студентами по проблемам развития малого бизнеса в России и т.д.
Кроме того, выделяют следующую классификацию педагогических задач:
1) задачи педагогической
диагностики (изучение типа
2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;
3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;
4) задачи по организации деятельности учащихся;
5) задачи по формированию
общественного мнения
6) задачи по переориентации ученика;
7) задачи по изменению отношения к учению;
8) задачи по закреплению привычки, интереса;
9) задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;
10) задачи по росту самостоятельности;
11) задачи на развитие и проявления творчества;
12) задачи на повышение
ответственности,
13) задачи по педагогическому стимулированию;
14)задачи по самовоспитанию.
5. Виды и основные этапы решения педагогических задач.
Теоретик учебных задач Г.А.Балл под решением задачи понимает воздействие на предмет задачи, обусловливающее ее переход из исходного состояния в требуемое. Решенная задача, по его мнению, перестает быть задачей.
Принято выделять профессиональное и непрофессиональное решение педагогической задачи или проблемы. Это разделение связано с довольно распространённым в современном обществе мнением, что возможно обучить и воспитать ребёнка за короткого время, перевоспитать подростка за час и т.п. Но жизнь постоянно доказывает, что такие тезисы подтверждаются очень редко.
При этом очень актуальны слова талантливого русского педагога К.Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания».
Мы не будем акцентировать своё внимание на непрофессиональных решениях педагогических задач. Остановимся на описании профессионального описания решения педагогической задачи. Его характеристикой является то, что, анализируя ситуацию, педагог осознанно опирается на конкретную систему правил и требований. Он целенаправленно делает выбор из всего многообразия педагогической науки и практики наиболее действенные средства, которые могут решить данную задачу относительно конкретных условий. Одновременно с этим старается составить план своих поступков и действий. Когда работа проделана, педагог с позиций психологической науки производит анализ данных об изменениях, которые произошли с человеком.
Чтобы профессионально решать педагогические задачи, необходимо специально готовиться, постоянно усовершенствоваться в области воспитания и образования человека. Главным образом в процессе решения педагогических задач можно действительно приобрести мастерство и профессиональный опыт.
Для профессионального педагога очень значимы такие вопросы:
- как провести проблемный урок;
- как разработать новую или
совершенствовать известную
- как сочетать групповую, коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке;
- как обеспечить в ходе занятия
развитие творческих
- как стимулировать интерес к учебному предмету.
Основные этапы решения педагогической задачи.
Кроме того, в деятельности учителя наряду с другими действиями значительное место занимают следующие:
- выдвижение предположения о наличии у себя тех или иных качеств, мотивов ошибочных действий или о том, что могут думать о нем учащиеся;
- сомнения ("Неужели я недостаточно требовательна?");
- вопросы ("Почему ухудшилась дисциплина?");
- установка на изменение поведения и отношений с учениками ("Надо быть требовательнее").
Данные действия можно объединить в одно единое педагогическое явление, где каждое действие представляет собой определенный этап.
Так, пункт «выдвижение предположения о наличии у себя тех или иных качеств, мотивов ошибочных действий или о том, что могут думать о нем учащиеся» можно рассмотреть с точки зрения проблемы профессионального самосознания личности педагога. Данное действие является основой изучения и исследования своей и чужой деятельности, явлений и фактов.
Эти предположения соответствуют анализу "актуального Я" профессионального самосознания личности педагога - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; а также его "рефлексивное Я" - то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.
Информация о работе Педагогическая деятельность как решение педагогических задач