Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:43, реферат
Как правило, педагогическая деятельность определяется как решение педагогических задач. Основная особенность педагогической деятельности проявляется в специфике её объекта. Ведь субъектом и объектом этой деятельности всегда является человек. Именно поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».
1.Понятие «педагогическая деятельность»…………………………….3
2.Понятия «педагогическая проблема», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача»………………………………3
3.Педагогические задачи как важнейшая часть педагогической деятельности…………………………………………………………...6
4.Классификация педагогических задач………………………………..7
5.Виды и основные этапы решения педагогических задач…………....8
6.Примеры педагогических задач и их решения………………………12
7.Заключение……………………………………………………………..16
8.Литература……………………………………………………………...17
Анализ и рефлексия полученных результатов своей деятельности дает возможность в дальнейшем прогнозированию и планированию своей деятельности в соответствии с поставленными целями.
Во втором пункте («сомнения») нам представлена стадия
самооценки результата, которая связана
с оценкой достигнутого и отражает удовлетворенность/
Это сомнение вытекает из анализа полученных результатов деятельности и их сравнения с ожидаемыми результатами. Это может быть выяснением причины возникновения недисциплинированности учащихся.
Вопрос "Почему?" в третьем пункте является этапом процесса обсуждения мотивов поведения, тона, мимики и т.д. - это дает возможность прямо на занятии внести определенные коррективы в деятельность учителей. Беседы можно записывать на пленку, с тем, чтобы вернуться к ним спустя длительное время. Данный вопрос является непосредственным выявлением сущности фактов, процессов и явлений окружающей среды.
Результатом вопроса "Почему?" является создание проекта действий.
Четвертый пункт отражает этап планирования педагогической деятельности на будущее. Он является этапом решения тактических задач педагогической деятельности. Результат данного этапа - выбор приемов и методов дальнейшей педагогической деятельности. Этот этап крайне важен в процессе педагогической деятельности: когда педагог осознал все плюсы и минусы своей деятельности, сравнил их с идеальным ожидаемым результатом и сделал вывод по дальнейшей корректировке своей деятельности.
Перед нами представлены основные этапы решения педагогической задачи: от анализа ситуации до оценки полученных результатов, определяющих в совокупности цикл процесса решения любой задачи.
Результатом решения педагогических задач является потребность в самосовершенствовании и самореализации в сфере деятельности личности педагога.
6. Примеры педагогических задач и их решения.
Задача на переориентацию №1.
Однажды дети вместе с
педагогом поехали в лес
Решение.
К всеобщему удивлению, учительница похвалила Колю: «Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки». Эта похвала застала Колю врасплох. Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его: «Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку...» Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.
Несомненно, реплики учителя имели очень высокую педагогическую значимость и умело переключили активность мальчика в необходимое русло. В итоге урок получился интересным и занимательным, даже с некоторым соревновательным моментом. Слова учителя произвели хороший воспитательный эффект.
Задача на переориентацию №2.
В классе появился новенький — Виталий. Первые дни мальчик посещал занятия и вел себя хорошо. Но спустя несколько дней он перестал появляться в школе. От милиционера педагоги узнали, что Виталий вместе с группой ребят украл аудиотехнику. Классная руководительница отправилась домой к Виталию. Ничего радостного она не узнала и никакой помощи не ждала, так как узнала, что отца нет, а мать ведет аморальный образ жизни. Перед учительницей стояла непростая задача вернуть интерес мальчика к обучению, попытаться остановить ученика на том пагубном пути, по которому он пошёл, и выявить положительные стороны его характер и способности.
Решение.
Педагог вспомнила о разговоре с Виталием и его друзьями. Это была встреча на улице, где Виталий что-то рисовал на асфальте. Один из друзей сказал о больших способностях Виталия к рисованию. Узнав, где живет этот друг Виталия, классная руководительница нашла там и Виталия. Неприветливо встретив учителя, Виталий был удивлен неожиданным предложением Татьяны Викторовны — помочь в оформлении наглядных пособий к ее урокам. Для этого она дала ему деньги на покупку бумаги, красок и других необходимых материалов.
На следующий день дома у педагога Виталий мастерил и готовил наглядные пособия. В результате он стал приходить к ней домой каждый вечер с готовыми рисунками, таблицами. Лишь к началу следующего года Виталий попросил учительницу помочь вернуться в школу, но только в ее класс. Хорошо, что администрация школы поддержала такой интерес, организовав для Виталия обучение по индивидуальной программе, чтобы совсем его не потерять. Итак, Виталий стал регулярно посещать школу и усердно учиться.
На примере этой истории подчёркнута необыкновенная важность личности педагога. Успех возможен только в том случае, если педагог искренне заинтересован в помощи ребёнку, относится к нему, как к взрослому человеку, уважает и ценит его мнение. Очевидно, что учительница здесь – незаурядный человек, способный взглянуть на проблему со всех сторон и найти подходящее решение в индивидуальном случае. Она смогла переориентировать мальчика с привлекательного для него пути лёгкой наживы на дело, которое ему по-настоящему по душе.
Задача по педагогической диагностике.
Учительница, работающая
с первым классом, обнаружила, что
у детей пропадают вещи. Из-за этого атмосфера
в классе стала тревожной, подозрительной,
стали поступать жалобы. Соответственно,
учительница должна была пресечь пропажи
и найти того, кто присваивает чужое. Она
поставила перед собой задачу — используя
психологические особенности младшего
школьного возраста, создать ситуацию,
в которой воришка, соблазнившийся чужим,
прямо или косвенно выдал бы себя. Младший
школьник обычно наивен, непосредствен,
доверяет словам и указаниям педагога,
легко внушаем, а также склонен к самовыявлению
сущности именно в совместных делах.
Решение.
Учительница раздала
ученикам по спичке и попросила, чтобы
они положили ее на одну ладонь и
прикрыли другой ладонью. После этого
уверенно и громко сказала, что очень
скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки
она принялась подходить к каждому и просила
показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила,
что его спичка сломана.
— Почему у тебя спичка сломана? — спросила
учительница.
— Я ее поломал, чтобы она не росла, — ответил
мальчик. Так был выявлен тот, кто брал
чужие вещи. Учительница объяснила малышу,
что нельзя без разрешения брать чужое,
так как это сразу будет обнаружено. С
тех пор вещи в классе перестали пропадать.
Задача на проявление и развитие творчества.
У шестого класса сменился учитель по рисованию. Надо отметить, что ребята не очень любили уроки рисования из-за предыдущего преподавателя. Его отличал сухой, формалистский подход к такому творческому предмету, он не сумел развить у школьников любовь к художественному творчеству и способность видеть в малейших деталях поистине прекрасное и уникальное. Поэтому перед новой учительницей стояла непростая задача заинтересовать ребят, показать им многообразие окружающего мира и то, что даже самый обыкновенный предмет может выражать индивидуальность.
Решение.
После знакомства с классом учитель спрашивает: «Кто нарисует весенний ветер?» К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом — ветки верб хлещут по разорванным облакам... «Чудесные рисунки, — поощряет учитель смельчаков. — Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно». После этого на доске появляются птицы. Затем учитель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого — крокодил, у третьего — человечек, у четвертого — ботинок и т. д. В классе хохот, но каждому хочется добавить свое. «Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас».
Перед нами – прекрасный пример грамотного подхода
к преподаванию такого творческого предмета,
как рисование. Очень важно, что учитель
не даёт указания того, что должно быть
изображено на доске или в альбомах, а
направляет ребят, предоставляет им возможность
для полной самореализации. Отсюда – довольство
учеников самими собой и временем, которое
они провели на уроке с пользой и интересом.
Заключение.
В результате проведённой
работы мы изучили педагогическую деятельность
в аспекте решения
Педагогическая деятельность есть управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним. Педагогическая деятельность невозможна без решения педагогических задач. В ходе этого проявляются профессиональные и личные качества педагога, которые крайне важны при решении любой педагогической задачи.
Кроме того, мы рассмотрели такие понятия, как «педагогическая проблема» и «педагогическая ситуация». Выяснили, что решение педагогической задачи происходит в условиях педагогической ситуации. Мы указали те взаимосвязанные действия, из которых складывается работа учителя над разрешением педагогических ситуаций.
Мы проиллюстрировали тот факт, что педагогическая задача – неотъемлемая часть педагогической деятельности, тем, что привели примеры структуры педагогической деятельности.
В ходе нашей работы мы привели примеры классификации педагогических задач, в результате чего утвердились во мнении, что педагогические задачи необыкновенно многоплановы.
Особое внимание мы уделили такому вопросу, как решение педагогических задач (рассмотрели этапы решения и привели примеры решений различных педагогических задач).
Повторимся, что для эффективного решения педагогических задач нужны профессионализм, этика и человеческие качества педагога.
Литература.
1) Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М., 1990.
2) Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб. - Издательство " Питер",2000.
3) Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1993.
4) Подласый И.П. Педагогика: Новый учебный курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.
5) Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. - М., 1992.
Информация о работе Педагогическая деятельность как решение педагогических задач