Педагогическая деятельность Михаила Петровича Щетинина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 14:00, доклад

Описание работы

Работая с группой отстававших по профильным предметам учащихся Кизляр-ской муз. школы (в 1972—74 дир.), Щетинин выявил позитивный качеств, сдвиг в развитии их спец. способностей при активизации широкого круга дет. интересов в условиях творческих занятий, эмоционального общения, игр, самоуправления. Обобщив итоги эксперимента, создал одну из первых школ искусств, программа, которой координировалась с общеобразовательной деятельностью.

Содержание работы

Биография ученого
3

Труды и школа М. П. Щетинина.
6

В чем признак индивидуализации в системе воспитания Щетинина?
11

Список литературы

Файлы: 1 файл

Педагогика Щетинина М. П..docx

— 32.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Факультет психологии валеологии и спорта

 

 

 

Доклад

На тему: «Педагогическая деятельность Михаила Петровича Щетинина»

 

 

Выполнил: студент ПС-102.14 Медведева М.В.

                                             Проверил:  к. п. н. ,  доцент  Рылеева А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2014

 

Содержание.

 

 

Биография ученого

3

   

Труды и школа М. П. Щетинина.

6

   

В чем  признак индивидуализации в системе воспитания Щетинина?

11

   

Список литературы

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография ученого.

 

 

Михаил Петрович Щетинин родился 17 октября в 1944 году, селе Новый Бирюзяк Кизлярского района, Дагестанской АССР.

 

На педагогической работе с 1966 года.

 

С конца 60-х ведет экспериментальную работу.

 

В 1973 году заочно закончил Саратовский педагогический институт по специальности «музыка и пение» (класс баяна).

 

В 1972–1974 гг. – директор Кизлярской музыкальной школы.

 

В 1979–1988 гг. – научный сотрудник АПН.

 

После Кизлярской школы, примерно 1974 году становится директором школы в посёлке Ясные Зори, Белгородской области, где также занимается педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

 

После Ясных Зорь Михаил Петрович оказывается в селе Зыбково Кировоградской области, где до 1986 года является научным руководителем эксперимента, занимая должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого Михаилом Петровичем Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и другое. Состоявшаяся в 1986 году комиссия Министерства Просвещения СССР пришла к выводу, что опыт не дал положительного результата и эксперимент был закрыт

 

С 1988 г. – генеральный директор Центра комплексного формирования личности в ст. Азовской (Краснодарский край).

 

 В феврале 1977 году вступил в КПСС.

 

Академик РАО с 1992 года.

 

С 1991 года является академиком Российской академии образования.

 

В 1994 году создал экспериментальную школу-интернат в посёлке Текос Краснодарского края, которую и возглавляет в настоящее время.

 

 

Работая с группой отстававших по профильным предметам учащихся Кизляр-ской муз. школы (в 1972—74 дир.), Щетинин выявил позитивный качеств, сдвиг в развитии их спец. способностей при активизации широкого круга дет. интересов в условиях творческих занятий, эмоционального общения, игр, самоуправления. Обобщив итоги эксперимента, создал одну из первых школ искусств, программа, которой координировалась с общеобразовательной деятельностью.

 

Известность получила сельская школа-комплекс под рук. Щетинина (1974—79) в пос. Ясные зори (Белгородская обл.), где удалось достичь высокой учебной и общественной активности детей. Обширный курс общеобразовательных и специальных предметов осваивался учащимися на уплотнённых (35 мин) уроках с контрастной сменой деятельности и на разнообразных занятиях по интересам, в т. ч. проводимых профориентационными «кафедрами». В сер. 80-х гг. в школе с. Зыбково (Украина) Щетинин разработал и внедрил ряд авторских педагогических технологий. В их числе «погружение» - целостное освоение школьниками учебного материала, представляемого как система предметных и межпредметных опорных знаний («концептов»). Вместо одновременного изучения нескольких предметов применялось циклическое чередование углублённых занятий (по 1—2 нед.) каждым из них. Опыт Щетинина стал частью педагогики сотрудничества.

 

С конца 80-х гг. Щетинин разрабатывает проблему обучения и воспитания сельских детей. При отказе от классно-урочной системы занятия организуются в разновозрастных группах («экипажах»). Частью педагогической системы Щетинина является развитие личности и её гражданское становление путем «погружения» в духовную историю России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Труды и школа М. П. Щетинина.

 

 

Педагог-новатор, педагог-экспериментатор, академик РАО, в 70-е— 80-е годы организовал школы-комплексы в с. Ясные Зори (Белгородская область) и с. Зыбково (Кировоградская область), экспериментального учебного комплекса на ст. Азовская (Краснодарский край). Эксперимент М.П. Щетинина был задуман широко, всеохватывающе и опирался на ряд ведущих идей.

 

       Концептуальной  основой дидактической (шире: учебно-воспитательной) системы М. П. Щетинина стала идея  гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Она находит подтверждение в учении академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, о художественном и абстрактном типе мышления. Говоря проще, в учебной (как и вообще в познавательной) деятельности человека должны быть задействованы равно как ум, так и живое восприятие и эмоции, разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого невозможно добиться и гармонического развития личности. И научно-педагогические эксперименты М.П. Щетинина проводятся с целью найти и обосновать такую учебно-воспитательную систему, которая наилучшим образом (оптимально) решала бы задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека.

 

       Начнем  с того, что в соответствии  с этой концепцией и был  учрежден новый тип учебного  заведения: школа-комплекс на селе. Он объединял, по сути, 6 разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат.

       Анализируя  типовые учебные планы общеобразовательных  школ того времени, М.П. Щетинин  пришел к выводу, что в них  на 2/3 представлены учебные предметы  для развития ума и только  лишь 1/3 — для чувственного восприятия  и двигательных действий учащихся. Парадокс!

 

       Школьник  на занятиях большею частью  сидит, но мало двигается. Он мало  занят художественным творчеством. В комплексе есть разнопрофильные школы. Но как сделать так, чтобы у учащихся без перегрузки было реальное время в них заниматься? Где его взять? И приходит гениально простое решение: сократить продолжительность каждого урока с 45 минут (так называемый академический час) до 35 и даже до 30 в младших классах!

 

       Проведя  специальное исследование о продуктивности 45-минутного урока в начале, середине  и в конце его, М.П. Щетинин убедился, что самыми малопродуктивными, а  иногда— нулевыми являются последние 10-12 минут. И если от них отказаться, то продуктивность каждого урока почти не пострадает. Но зато будет сэкономлено 10—12 минут только на одном. Из них складываются дополнительно почти 2 урока по 30-35 минут или, можно сказать, вместо 5-6 уроков по 45 минут в день можно заниматься 6-7 уроков по укороченному времени. Эти-то уроки и пойдут на занятия в художественной, спортивной и других школах. Кроме того, ведь занятия в общеобразовательной школе согласуются с внеурочными и внешкольными занятиями. Значит, и это время можно использовать для занятий в профильных школах.

 

Расписание уроков составляется так, чтобы занятия «речевого» цикла обязательно чередовались с занятиями «образного», т.е. по музыке, изобразительному искусству, а также с занятиями «двигательного» цикла (физическая культура, труд, хореография). Опыт подтвердил, что утомления у детей не наступает, интерес к занятиям по всем предметам даже возрастает. Домашние задания даются редко (например, чтение программной художественной литературы), потому что все общеобразовательные «словесные» предметы отрабатываются на уроке. Это в целом гарантирует и укрепление здоровья детей.

 

       Педагог-новатор  попробовал организовать занятия  методом погружения в учебный  предмет. В свое время эта идея  была высказана Д.И.Писаревым (Россия, 1840-1868). В опыте М.П.Щетинина исходным  положением метода была идея  целостного восприятия и понимания  учеником всего годичного курса  в короткий срок. Организационно  это достигается, во-первых, путем  концентрированного изучения одного  предмета в возможно короткий  срок — это и есть погружение  — и, во-вторых, путем четырехкратной  повторяемости в течение учебного  года подобного погружения на  более высоком уровне — от ориентировочного до творческого. В реальном опыте в школе-комплексе у М. П. Щетинина это выглядело так.

 

       При  традиционной организации обучения  в один день учащиеся класса  занимаются по 5—6 предметам: по математике, географии, литературе и т.д. В  течение всей недели общее  количество учебных предметов, например, в средних и старших классах  бывает 13-15. По всем предметам  школьники продвигаются параллельно  и равномерно. Обучаясь способом  погружения в течение одной  недели все 34-36 часов, учащиеся изучают  только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся  занятия музыкой, физкультурой, хореографией.

 

       При  первом погружении (сентябрь) учащиеся  схватывают основные понятия  и идеи курса за весь учебный  год. Считается, что это — погружение  на ориентировочном уровне. Потом  по этому же способу изучают всю следующую неделю другой учебный предмет, например, язык и др. Но вернемся к математике. Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идеи предмета, схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне. Следующее, третье погружение по той же математике проводится уже в марте. Учащиеся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и, опираясь на наглядность. И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Учащиеся сами придумывают и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.

 

       При  занятиях способом погружения  учителю надо добиться формирования  у учащихся действенных мотивов  учения: интереса к предмету, образования  доминанты, что этот предмет ученику  необходим, что он имеет невосполнимое  прикладное значение и т.п.

       Индивидуальные  занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека, происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих учащихся.

 

     

 Хотя результаты учебной  деятельности способом погружения  были обнадеживающими, но группой  учителей и некоторыми сотрудниками  органов образования они были оценены неоднозначно и даже негативно. И поэтому опыт обучения способом погружения дальнейшего развития не получил, хотя он бесспорно эффективен, например при изучении иностранных языков (интенсивное изучение языков в короткий срок), правил дорожного движения, при формировании навыков владения музыкальным инструментом и некоторых других занятиях. Для обучения рассматриваемым способом нужна серьезная подготовка и переподготовка учителей, причем, принципиально иная. А этого на практике пока нет.

 

       М.П. Щетинин  обращает внимание и на воспитательную  работу, формирует у школьников  чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей. В школах М.П. Щетинина активно  действуют органы школьного самоуправления. С 1988 г. М.П. Щетинин — генеральный  директор Центра комплексного  формирования личности в станице  Азовская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем  признак индивидуализации в системе воспитания Щетинина?

 

В системе воспитания Щетинина действует индивидуальный подход к каждому ребенку, так как учитываются интересы каждого ребенка и ему предоставляется на выбор вид деятельности, который у него получается, ему нравится. Принцип развивающего обучения раскрывается в представление ребенку всех возможностей для занятия различными видами деятельности в различных сферах: спорт, красота, труд.

 

Почему нет классно-урочной системы?

 

Классно-урочная система противоречит принципам работы школы Щетинина, т. к. не позволяет свободу выбора каждого ребенка.

Воспитание патриотизма, зачем это нужно ребенку? Воспитание патриотизма необходимо ребенку для того, чтобы он чувствовал свою принадлежность к обществу и осознавал ответственность за свои поступки.

 

Преимущества обучения в разновозрастных группах?

 

Обучение в разновозрастных группах способствует общению и взаимодействию учащихся, происходит обмен опыта между ними.

Считаете ли Вы, что взрослый сможет как-то повлиять на маленького ребенка? Взрослый может стать авторитетом, примером для подражания, он может поделиться опытом с ребенком.

 

Как осуществляется сотрудничество между детьми?

 

Сотрудничество между детьми осуществляется следующим образом: более старший ученик объясняет младшему в процессе совместной деятельности ее правила, направляет его.

 

Помогала ли религия в образовании?

 

На религии построены идеи школы Щетинина, первое основание, на котором держится щетининская педагогика, - нравственно духовное развитие каждого. В этом залог веры в Бога.

 

Какие качества воспитываются в детях?

 

Данная система воспитывает в ребенке прежде всего уважение к другим людям и себе, как к личности, любовь к труду, к учебе, к ближнему, самостоятельность, взаимопонимание.

 

Насколько эффективная данная система?

 

Можно сказать, очень эффективна, и результаты действительно поражают. В щетининской школе не только ведется обучение детей различным дисциплинам, но и их духовно-нравственное развитие, прививается любовь к труду, к Родине, к ближнему. Детям нравится здесь, они чувствуют себя уютно, как дому. Глаза их светятся от счастья, на лице у каждого - внутреннее спокойствие и созидательная радость. Им хорошо!

 

Как приучить детей к труду?

 

Приучить детей к труду, по мнению Щетинина, можно лишь сделав его радостным, не тяжелым для детей. Труд должен быть направлен на благо общества, чтобы дети сами захотели трудиться, видя как делают это их товарищи, принимая труд как радость, полезное дело для других людей.

 

Как не потерять индивидуальность каждого ребенка?

 

В щетининской школе очень приветствуется, можно сказать, стоит на первом месте творческий, созидательный труд каждого ребенка. Здесь все могут выражать свои мысли вслух, учитывается мнение каждого ребенка.

 

Отказ от вредных привычек диктуется правилами или моральными принципами личности?

 

Отказ от вредных привычек диктуется правилами, т. к. правила, вернее в нормы и идеалы школы входит нравственное поведение, любовь к Родине, воспитание неморальной личности.

 

Выходит, существование ребенка в школе должно быть иным? Все по-другому?

 

Конечно. Недопустимо существования принципа "запиши и выучи", сам знаешь зачем - это тебе нужно. Кстати, именно в стенах этой школы родилась неправильная, вредная для развития ребенка мысль: ты учишься для себя, а не для меня, не для народа - для себя. А когда я спрашиваю у иных педагогов о цели работы школы, ответа они не знают. Не понимаю, что их задача - развитие личности до высот таланта и гениальности, гражданской активности, способности выполнять любую государственную задачу. Но если учитель не знает, куда идет, как он может рассчитывать на успех?

 

Какой принцип лежит в основе вашей учительской деятельности:

 

Искреннее чувство уважения к тому, с кем работаешь. У нас в школе 300 человек, если мы пойдем сейчас и посмотрим - то все они занимаются, и при этом никто над ними не стоит, никто и ничего не заставляет их постоянно учиться. Кроме совести. Ведь никто из них не учится для себя. Мотив деятельности один - не для себя учусь, для рода своего , и через него для народа своего. И через народ свой свой я служу людям других народов, а через это - всему Мирозданию, от пташечки до Галактики. То есть главное - направленность на другого.

Михаил Петрович, из кого набираете своих учеников?

 

Да из кого, из тех, кто к нам приходит. У нас очень тяжелое положение в этом смысле: в прошлом году у нас было более 3 тысяч заявлений на одно место, со все России. А мы можем содержать всего 300 человек.

А дальше вы начинаете детей учить...

 

Никто их не учит. Кстати, по моему представлению, - быть может для современного учителя оно покажется смешным, - вообще учить детей не надо. Говорят же "Не учи меня жить". Никто не учит зерно пшеницы, как строить колос, ужели мы люди, более примитивные начала, чем семя пшеницы? Никто не учит маленькую букашку, там нет учебного процесса, нет завуча, директора, Министерства просвещения, не создаются издательства, учебники. А что ж тогда там есть? А там как раз есть та самая родовая память. В нашей родовой памяти, по моему представлению, записана вся информация обо всем Космосе, к которому мы исстари были приписаны, и теперь только память о нем, об устройстве его, о законах движения в нем, но и том, как жить в этой системе. Поэтому вся познавательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ребенок не готовился жить, а жил. Легкие не готовятся дышать, они дышат. Дети не должны готовиться жить, они должны жить здесь и сейчас., родовая память содержит самую качественную информацию о различных способах жизни в этом безмерном мире. Поэтому единственное, в чем мы можем ребенку помочь - мы помогаем ему реализовать себя, со всей его безмерностью, в этом текущем времени, найти язык и способы, как эту безмерность проявить, сегодня, как в вечности.

 

Каков ваш выпускник?

 

Ребята у нас не просто заканчивают курс средней школы. Они здесь же учатся в высшей школе, причем учатся в двух-трех вузах одновременно, на разных факультетах.  И в 17 лет юноша или девушка уже могут иметь два высших образования, руководить лицеем, быть авторами учебников. Но главное в другом. Наш выпускник знает, кому он служит: он служит России. И он знает трудности жизни, он их осмысливает, мало того, он строит жизнь сейчас, он ее щупает руками: он и деньги считать умеет, он и строить умеет, а если надо отстоять себя, он и это может; он человек вольный, крепкий, сильный. Мы же строим реальный дом, и наши выпускники на земле стоят. Мы очень большое значение придаем человеку как универсальному существу. Человек-специальность - это ненормально. Наша задача в этом отношении одна: сделать все возможное, чтоб он мог выполнять любую социальную роль. От президента до хорошей кухарки. Мы хотим, чтобы он все делал качественно, за что бы ни взялся. Вот он пол взялся мыть, он должен делать так, как самое главное дело своей жизни. Надо картошку чистить - он ее чистит как никто другой. И так во всем.

 

 

Список литературы.

 

 

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D9%E5%F2%E8%ED%E8%ED,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7

 

  1. http://ps.1september.ru/2000/56/3-1.htm

 

  1. http://enc-dic.com/pedagogics/SCHetinin-Mihail-Petrovich-1415.html

 

  1. http://paidagogos.com/?p=118

 

  1. http://www.vitamarg.com/deti/article/1816-mihail-shetinin
 

 

 

 


Информация о работе Педагогическая деятельность Михаила Петровича Щетинина