Педагогическая деятельность в Украине XIX – XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:16, реферат

Описание работы

В начале XIX в. были проведены реформы в области просвещения. Они имели своей целью приспособить обучение и воспитание к новым потребностям социально-экономического и политического развития России и Украины при непременном сохранении самодержавно-крепостнических порядков. И в дальнейшем царизм придерживался подобного реакционного курса.

Содержание работы

1.Образование в Украине 19-20в.
2.Русова С.Ф.
3. .Макаренко А.С.
4 .Сухомлинский В.А.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

РВУЗ «КИПУ»

 

Психолого–педагогический  факультет

 

Кафедра дошкольного образования

 

 

 

РЕФЕРАТ на тему:

«Педагогическая деятельность в Украине XIX – XX в.»

(вариант 5)

 

 

 

Подготовила:

студентка I курса

группа ДО-1-12

Иванова Д.Г.

Проверил:

к.п.н., ст. преподаватель

Петрова А.Н.

 

 

 

 

 

г.Симферополь,2012г.

 

Содержание

1.Образование в Украине  19-20в.

3

2.Русова С.Ф.

7

3. .Макаренко А.С.

8

4 .Сухомлинский В.А.

11

Заключение

13

Список литературы

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование в Украине 19-20в.

В начале XIX в. были проведены реформы в области просвещения. Они имели своей целью приспособить обучение и воспитание к новым потребностям социально-экономического и политического развития России и Украины при непременном сохранении самодержавно-крепостнических порядков. И в дальнейшем царизм придерживался подобного реакционного курса. Например, шеф жандармов, начальник Третьего отделения

А. X. Бенкендорф утверждал, что «не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти».

Новая система образования  состояла из четырех ступеней, преемственно связанных между собой. Ее основу составляли приходские училища, которые  содержались за счет благотворительных пожертвовании.

В начальных церковно-приходских школах детей обучали чтению, письму, основам арифметики и православия. Преподавание велось на русском языке. В средине XIX в. на той части Украины, которая входила в состав Российской империи, действовали 1300 начальных школ. В них обучались 67 тыс. детей (1 учащийся приходился на 200 жителей). Второй ступенью были двухклассные (с 1828 г. — трехклассные) уездные училища. В них обучались преимущественно дети дворян и чиновников. Они изучали русский язык, географию, историю, арифметику, естествознание, физику и рисование.

Ярко выраженный сословный  характер имели гимназии, куда принимали  почти исключительно детей дворян и чиновников. В середине XIX в. на Украине было 19 гимназий, в которых обучались 4 тыс. человек. Промежуточное положение между гимназиями и университетами занимали лицеи. На Украине их было три: Ришельев- ский в Одессе, Кременецкий на Волыни и Нежинский.

В ряде сел Полтавщины и  Черниговщины продолжали действовать школы, которые содержались на средства родителей. В них дьяки обучали детей чтению букваря, часослова и псалтыри, а также церковному пению. Преподавание здесь велось преимущественно на украинском языке. Однако подавляющее большинство населения Украины оставалось неграмотным. Это являлось непосредственным результатом реакционной политики в этой области.

В состоянии настоящего упадка пребывало образование в Западной Украине. Австрийская монархия и  правящие классы не допускали в школах преподавания на украинском языке, подчинили  их римско-католической церкви, переложили расходы по содержанию школ на плечи  крестьянства. В Галиции проводилась  политика онемечивания украинцев, на Буковине онемечивания и румыниза- ции, на Закарпатье — мадьяризации. При этом в обучение повсеместно был введен немецкий язык. Лишь в отдельных селах еще существовали православные приходские школы. Немногочисленные средние школы и гимназии были предназначены для детей помещиков, духовенства и чиновников. Занятия в них велись на латинском и немецком языках.

В течение 2-й половины XIX в. количество начальных школ в Восточной  Украине увеличилось в 13 раз и  достигло 17 тыс. Это позволило охватить обучением лишь третью часть детей  школьного возраста. Отсюда и низкая грамотность населения Украины; по переписи 1897 г. она равнялась 24%. Кроме того, в конце XIX в. в Восточной Украине действовали 129 гимназий, 19 реальных училищ, различные средние учебные заведения закрытого типа, ремесленные, коммерческие, технические, сельскохозяйственные и другие училища. В средних и высших учебных заведениях обучались выходцы из семей помещиков, чиновников, духовенства и буржуазии. Доступ в них детей рабочих и крестьян был предельно ограничен.

На западноукраинских землях в 1869 г. начальные школы были переданы в ведение светских властей и формально введено обяза-тельное обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет. Однако многие из них не посещали школу из-за материальных затруднений. Поэтому подавляющая часть населения (от 55 до 75 процентов) оставалась неграмотной.

Во второй половине XIX в. наступление  царизма на украинскую культуру еще  более усилилось. В 1862 г. временно были закрыты украинские воскресные школы. В соответствии с циркуляром министра внутренних дел П. А. Валуева (1863 г.) и Энским актом царя Александра II (1876 г.) в пределах Российской империи запрещалось печатать книги на украинском языке. Этот запрет действовал на протяжении 30 лет и распространялся почти на все издания независимо от их содержания. Исключение не было сделано даже для украинских переводов священного писания. На украинском языке нельзя было издавать школьные учебники, а с 1895 г. и детскую литературу. Одновременно книги на украинском языке запрещалось ввозить из-за рубежа.

И в начале XX в. монархические режимы Российской и Австро-Венгерской монархий проводили в Украине политику культурной ассимиляции. Они всячески препятствовали широкому распространению украинского языка в культуре и образовании. Так, в Закарпатье даже в начальных школах обучение велось на венгерском языке. На Буковине действовала лишь одна украинская гимназия. В Галиции только в 4 средних школах из 49 преподавание велось на украинском языке. В этом регионе большая часть учебных заведений, включая и Львовский университет, находилась под контролем поляков. На всей территории Украины не было ни одного вуза с украинским языком обучения. С началом первой мировой войны царизм окончательно запретил все периодические издания на украинском языке.

Несмотря на реакционную  политику правящих кругов на Украине  имелись определенные достижения в  развитии просвещения. В 1914 г. на Украине действовали 26 тыс. общеобразовательных школ (2,6 млн. учащихся), 80 средних специальных учебных заведений (12,5 тыс. учащихся) и более 60 профессиональнотехнических училищ (5 тыс. чел.).

Однако темпы развития образования и в начале XX в. значительно отставали от потребностей реальной жизни. Даже начальные школы посещала лишь третья часть детей дошкольного возраста. Поэтому в Восточной Украине было грамотным только 24% населения. На западноукраинских землях этот показатель равнялся 22%. Среди женщин грамотных было вдвое меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русова С.Ф.

 

София Федоровна Русова (урожденная Линдфорс 18 февраля 1856, Олешня, Репкинский район, Черниговская область - 5 февраля 1940, Прага) - украинский педагог и общественный деятель, одна из пионерок Украинских женского движения. Кем только не приходилось работать С. Русовой: воспитателем детского сада, учителем школы, преподавателем и профессором на Высших женских курсах, в Фребелевского педагогическом институте в Киеве, в Каменец-Подольском университете (лектором педагогики), профессором педагогики Украинского педагогического института имени М . Драгоманова в Праге. Она была членом Украинской Центральной Рады, председателем Департамента дошкольного и внешкольного образования в правительстве УНР, основателем женского движения в Украине, сотрудником многих журналов, соучредителем украинской педагогической академии т.д..

Какими бы вопросами государственной, научной или общественной деятельности занималась С.Ф. Русова, проблемы воспитания и образования украинской молодежи у нее всегда были на первом плане. Детей она считала самым дорогим сокровищем, и поэтому постоянно заботилась о росте будущего народа. Анализируя состояние тогдашнего обучения украинской молодежи, С. Русова гневно осуждала колониальную систему образования, которая калечила ум и душу детей, бросала их на распутье.

София Русова праву считается классиком отечественного дошкольного воспитания, о чем красноречиво свидетельствуют его произведения "Теория и практика дошкольного воспитания", "Детский сад на национальном почве", "Дошкольное воспитание", "Новая школа социального воспитания", "Национализация дошкольного воспитания", " Новые методы дошкольного воспитания "," Роль женщины в дошкольном воспитании "и другие, а также подвижнический практическая деятельность в области дошкольного воспитания.

Макаренко А.С.

Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского городского училища и пед. курсов при нём учительствовал в посёлке Крюков и на станции Долинская на Украине. Окончив Полтавский учительский интернат (1917), заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 года руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 году переведённой в Куряж, под Харьков. С 1927 года совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф. Э. Джерджинского под Харьковом. С 1928 года заведовал коммуной, с 1932 начальник пед. части. В 1935 году начальник, в 1937 году зам. начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно – педагогической деятельности.

Макаренко прошёл сложный  путь, наполненный стремлением создать  нового совершенного человека, постоянным пед. трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога – теоретика и экспериментальным талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой. Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. Он начинал работу в колонии в труднейших условиях хозяйственной разрухи, сознавая, что ему предстоит преодолеть дистанцию между идеалом человека коммунистического будущего и реальным бытиём педагогически запущенных, социально и морально искалеченных детей – жертв войн и социальных потрясений.

В своих учреждениях он создавал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производственным трудом. Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива как  формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль  жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации  коллектива, методов воспитания в  нём, взаимоотношений с личностью  ребёнка и связи с другими  коллективами; методику организации  трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создание воспитывающих традиций, которые  он рассматривал в единстве с многосторонней деятельностью детей. Сведение творчества Макаренко к «педагогике для  беспризорных» несправедливо, т. к. в коммуне воспитывались не только они, но и дети из вполне благополучных  семей сотрудников коммуны. Опыт творческого развития юной личности по методике Макаренко принципиально  важен для науки о воспитании.

Макаренко много места  отводил эмоциональному настрою  воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали  оптимистичную атмосферу в коллективе. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива. Макаренко  утверждал, что человек не может  быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она не обладала.

В отношениях с воспитанниками Макаренко опирался на принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к  нему». Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянным «укрощении», он называл главным «педагогическим пороком». В его трактовке, дети – прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в том числе право на радость и обязанность ответственности.

Макаренко стремился к  тому, чтобы сделать радость ребёнка  ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность  – радостью, доставляющей нравственное удовлетворение.

Макаренко определил три  стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в  единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями.

В трудах Макаренко разработаны  важнейшие вопросы семейного  воспитания, в том числе структуры  семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что  воспитать ребёнка правильно  легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение  родителей в конечном счёте определяют успех воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сухомлинский В.А.

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — советский педагог украинского происхождения

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании  личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы  процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного  коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных  исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Информация о работе Педагогическая деятельность в Украине XIX – XX в