Педагогическая диагностика в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:34, лекция

Описание работы

В общем смысле диагностика – это распознавание состояния какого-либо объекта, которое основывается на ранее зафиксированных диагностических признаках, эталонах.
Педагогическая диагностика – это выяснение всех обстоятельств протекания определенного педагогического процесса, точное определение его предпосылок, условий протекания и полученных результатов.
Педагогической диагностикой называют также отрасль педагогики, изучающую принципы и методы диагностики.

Содержание работы

1. Понятие о педагогической диагностике.
2. Контроль результатов учебной деятельности школьников.
3. Профилактика и преодоление школьной неуспеваемости.
Литература

Файлы: 1 файл

Лекция_8_Пед_диагностика_в_процессе_обучения.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 8

Педагогическая  диагностика в процессе обучения

 

Составитель: Якубель Г.И., доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

 

Понятийный  аппарат: педагогическая диагностика ● обученность ● обучаемость ● контроль ● опрос ● контрольная работа ● дидактические тесты ● оценка ● отметка ● неуспеваемость ● отставание

 

Вопросы лекции

1. Понятие о педагогической диагностике.

2. Контроль результатов учебной деятельности школьников.

3. Профилактика и преодоление школьной неуспеваемости.

 

Литература

 

Основная 

Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 14 (§ 5).

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 11 (§ 6, 7).

 

Нормативные, руководящие и инструктивные документы

Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения  учащихся общеобразовательных учреждений: приказ М-ва образования РБ, 29 мая 2009 г. № 674 // Зборнік нарматыўных дакументаў М-ва адукацыі РБ. 2009. № 12, 13, 14.

 

Дополнительная 

Амонашвили  Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников (экспериментально-педагогическое исследование) // В кн.: Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

Блонский  П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью // В кн.: Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., 1997.

Педагогическая диагностика в  школе / под ред. А.И. Кочетова. Минск, 1987.

Пидкасистый П.И., Портнов  М.Л. Опрос как средство обучения. М, 1999.

Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости у учащихся. М., 1980.

1. Понятие о педагогической диагностике.

Обучение, воспитание, управление школой не может эффективно осуществляться без учета результативности этих процессов, без диагностики.

Термин «диагностика» происходит от греческого dia – «прозрачный» и gnosis – «знание»; вместе получается diagnostikos – «способный распознавать». Данный термин пришел из медицины, где он означает распознавание заболеваний. В наши дни мы говорим о психологической, педагогической, экономической и даже технической диагностике. Диагностика является неотъемлемым компонентом всех управляющих систем.

В общем смысле диагностика – это распознавание состояния какого-либо объекта, которое основывается на ранее зафиксированных диагностических признаках, эталонах.

Педагогическая  диагностика – это выяснение всех обстоятельств протекания определенного педагогического процесса, точное определение его предпосылок, условий протекания и полученных результатов.

Педагогической  диагностикой называют также отрасль  педагогики, изучающую принципы и методы диагностики.

Целью педагогической диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ течения педагогического процесса в связи с продуктивностью последнего.

Задачи педагогической диагностики:

  1. оптимизировать педагогический процесс (оценить качество обучения, воспитания или управления, выявить сильные и скорректировать слабые стороны в работе учреждения образования);
  2. обеспечить, в интересах общества и личности, правильное определение результатов обучения (воспитания, управления);
  3. руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму педагогические ошибки;
  4. способствовать формированию единых педагогических позиций и требований к учащимся и педагогам в учреждении образования.
  5. способствовать организации самовоспитания учащихся и профессионального саморазвития педагогов.

Виды педагогической диагностики:

1. По фундаментальному объекту распознавания: а) дидактическая (учебная); б) воспитательная; в) управленческая.

2. По продолжительности:  а) кратковременная; б) лонгитюдная  (продолженная).

3. По критерию системности:  а) эпизодическая (ситуативная); б) системная. Системная лонгитюдная диагностика носит название «мониторинг» («отслеживание»).

4. По характеру выражения  результатов: а) качественная; б)  количественная (количественные измерения в педагогике, а также отрасль педагогической диагностики, которая их изучает, называется педагогическая квалиметрия).

Процедура педагогической диагностики, независимо от изучаемого объекта, включает в себя: 1) контроль; 2) накопление статистических данных; 3) их анализ; 4) выявление динамики, тенденций.

Как видим, педагогическая диагностика – более широкое понятие, чем педагогический контроль. Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

Параметры качества образования, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Например, одним из параметров качества образования является … 

Обученность (успеваемость) – это достигнутый учащимся на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели обучения.

2. Контроль результатов  учебной деятельности школьников. 

Контроль знаний учащихся — древнейший компонент педагогической деятельности. Возникнув на заре цивилизации, контроль и оценка являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие.

Контроль в учебном  процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Контроль – широкое по объему понятие. Он включает в себя следующие звенья: 1) проверку (выявление и измерение); 2) анализ; 3) оценку; 4) коррекцию; 5) учет результатов деятельности (в обучении это выставление отметки в классный журнал).

Функции контроля. Представляя собой важнейшее звено контроля в процедуре диагностики, контроль выполняет пять функций: собственно контролирующую, стимулирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. Собственно контролирующая функция играет роль основной, остальные функции являются сопутствующими.

Контролирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков учащихся, определении возможностей их дальнейшего продвижения в изучении программного материала, а также выявлении эффективности применяемых учителем методов и приемов обучения. Контроль дает учителю возможность заметить успехи и недостатки в знаниях, умениях и навыках всего класса и каждого учащегося в отдельности. Результаты контроля позволяют учителю правильно организовать дальнейшую учебную работу учащихся с учетом достигнутого ими уровня.

Стимулирующая функция. В процессе контроля учитель постоянно побуждает ученика к необходимости усвоить содержание учебного предмета на должном уровне. Контроль дает возможность учащимся пережить чувство морального удовлетворения (или неудовлетворения) от сознания выполненного долга в учебной деятельности, укрепляет веру учеников в свои силы и, если он добился положительных результатов, стимулирует его на дальнейшие успехи.

Обучающая функция заключается прежде всего в том, что при ответах одноклассников и собственных ответах ученик вольно или невольно повторяет пройденный материал. Но контроль также совершенствует знания, делает законченным процесс обучения, систематизирует знания, умения и навыки.

Воспитывающая функция контроля состоит в приучении учащихся к систематической, регулярной работе, выработке у них ответственности, воли, выдержки, самообладания, дисциплинированности, а также убежденности в правильности усваиваемых знаний, что является предпосылкой к формированию мировоззрения учащихся. Контрольные мероприятия служат отчетом о деятельности ученика перед коллективом класса и школы, перед семьей и общественностью.

Развивающая функция контроля подразумевает развитие мышления, речи, памяти, внимания учащихся, позволяет им правильно определить свои силы и возможности.

Принципы контроля. Важнейшие принципы контроля в обучении: объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Принцип объективности заключается в научно обоснованном содержании контрольных вопросов и заданий, равном, дружеском отношении педагога ко всем учащимся, точном применении критериев оценки. Практически объективность означает, что совпадают оценки, данные знаниям ученика разными педагогами при помощи разных методов и средств контроля.

Психологи установили следующие  причины субъективности педагогов  в оценке: 1) предпочтение внешне и  внутренне привлекательных детей; 2) непроизвольное выделение детей, сидящих за первыми партами; 3) предпочтение детей, обладающих красивым почерком и правильным произношением; 4) недостаточная разработанность критериев оценки.

Принцип систематичности требует регулярного контроля на всех этапах процесса обучения. При этом должны использоваться разные виды и средства контроля.

Принцип гласности требует проведения открытых испытаний всех учащихся по одним и тем же критериям, а также оглашения и мотивации оценок.

В демократической школе  к контролю предъявляются дополнительные требования: контроль не должен быть формальным; контроль должен иметь выраженную обучающую, воспитывающую и развивающую направленность; контроль должен соединяться с самоконтролем. В некоторых западных странах контроль является добровольным.

Виды контроля. Выделяют четыре вида контроля в обучении: предварительный, текущий, периодический, итоговый.

Предварительный контроль осуществляется в начале учебного года, в чтобы определить знание учащимися важнейших элементов курса предшествующего учебного года, а также в начале изучения нового предмет или крупного раздела.

Текущий контроль осуществляется в процессе усвоения каждой темы, из урока в урок. Его главная функция – обучающая. Повторный контроль осуществляется параллельно с изучением нового материала повторяют изученный ранее.

Периодический (тематический) контроль осуществляется по целому разделу или значительной теме курса. Его цель — диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодического контроля — систематизация и обобщение.

Итоговый  контроль проводится в конце каждой четверти (триместра) и по завершении учебного года. Итоговый контроль не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. К этому виду контроля можно отнести также выпускные и переводные экзамены.

Методы контроля.

I. Устный опрос (собеседование) — наиболее распространенный метод контроля в обучении. Сущность его заключается в том, что учитель ставит вопросы учащимся по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. По многим предметам (математика, физика, химия и др.) устный опрос сочетается с выполнением устных и письменных упражнений (например, на доске отвечающим записываются примеры или ведутся расчеты). Недостаток устного опроса: в течение одного урока можно проверить знания лишь 3–4 школьников.

II. Письменный опрос. Суть его в том, что учитель раздает ученикам заранее подготовленные на отдельных карточках вопросы или задачи, на которые они в течение 10–15 минут дают письменные ответы. Данный метод позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся.

Разновидности письменного  опроса:

1) классический письменный  опрос по карточкам. Преподаватель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных карточках вопросы или задачи, на которые они в течение 10–15 минут дают письменные ответы;

2) самостоятельные письменные работы с рецензией соседа по парте;

3) самостоятельные письменные работы с рецензией лучших учащихся группы;

4) письменные диктанты по фактологии, формулам, понятиям, определениям пройденной темы;

5) составление алгоритма применения теории на практике (как решить задачи по той или иной теореме, по закону физики, химии и др.).

III. Уплотненный (комбинированный) опрос. Сущность его заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4–5 школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

IV. Проверка домашних работ. Учитель периодически берет тетради с домашними заданиями учащихся для специального просмотра и проверки. У слабоуспевающих учащихся учитель должен регулярно проверять домашние работы.

V. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся. Учитель сообщает школьникам критерии оценки за разные виды работ в классе. Ученик, который проделал определенную работу, сам говорит учителю, какую он оценку получил и за что именно. Возможна проверка тестов самими учащимися по эталону.

VI. Выставление поурочного балла. Поурочный балл выставляется ученику за его работу на всех этапах урока. Так, ученик отвечает устно, дополняет и исправляет ответы товарищей, вступает в диалог с учителем при изложении нового материала, проявляет сообразительность при закреплении знаний. Положительным моментом здесь является системность оценки.

Информация о работе Педагогическая диагностика в процессе обучения