Педагогическая диагностика в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:34, лекция

Описание работы

В общем смысле диагностика – это распознавание состояния какого-либо объекта, которое основывается на ранее зафиксированных диагностических признаках, эталонах.
Педагогическая диагностика – это выяснение всех обстоятельств протекания определенного педагогического процесса, точное определение его предпосылок, условий протекания и полученных результатов.
Педагогической диагностикой называют также отрасль педагогики, изучающую принципы и методы диагностики.

Содержание работы

1. Понятие о педагогической диагностике.
2. Контроль результатов учебной деятельности школьников.
3. Профилактика и преодоление школьной неуспеваемости.
Литература

Файлы: 1 файл

Лекция_8_Пед_диагностика_в_процессе_обучения.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

VII. Метод контрольных работ. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Разновидностью контрольной  работы является диктант, изложение, сочинение.

Дидактические требования, которые необходимо соблюдать при проведении контрольных работ:

1) контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и освоен учащимися;

2) нужно предупредить  учащихся о проведении контрольной работы за 1–2 недели и провести с ними соответствующую подготовку, а по возможности и предупредительные проверочные работы;

3) содержание контрольной  работы должно охватывать основные положения изученного материала и включать в себя вопросы поискового, творческого характера;

4) во время контрольной  работы необходимо обеспечить  ее самостоятельное выполнение учащимися, не допуская подсказок и списывания (например, составив разные варианты заданий и разместив учащихся за отдельными столами);

5) контрольные работы  желательно проводить в первой  половине недели и желательно на втором или третьем уроке; недопустимо проведение двух и более контрольных работ в день;

6) учитель обязан не  просто проверить и объективно  оценить контрольные работы, но и провести анализ качества их выполнения, разбор наиболее типичных ошибок, организовать устранение пробелов в знаниях учащихся.

VIII. Дидактические тесты (программированный контроль). Тест – это стандартизированное, ограниченное во времени испытание, которое позволяет количественно выразить оценку результатов учебной деятельности учащихся. Тесты предлагаются учащимся в письменном виде или с помощью компьютера.

Вариантом программированного контроля является контроль с помощью  перфокарт.

IX. Презентация созданных учащимся или группой учащихся образовательных продуктов. Данный метод контроля позволяет проконтролировать результаты творческой самостоятельной работы учащихся. Создается жюри, которое оценивает ученические продукты в баллах, как это делают, например, в КВН.

X. Экзамены (от лат. «взвешивание», «испытание») – метод итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся по окончании ими курса базовой (девятилетней) и полной средней (одиннадцатилетней) школы.

Формы организации контроля: 

  1. фронтальная. Например, фронтальный (беглый) опрос состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части и задает вопросы большому числу учащихся. Недостаток этой формы опроса: ответ на 1–2 мелких вопроса не дает возможности качественно проверить знания школьника.
  2. индивидуальная (например, опрос ученика у доски с устным комментированием его ответа учителем и одноклассниками);
  3. групповая (взаимоконтроль в парах сменного состава; отчет малых групп о выполнении коллективных заданий).

Наиболее распространенным  методом контроля в школе является опрос. Поэтому познакомлю вас с рекомендациями по организации опроса учащихся, которые сформулировал профессор П.И. Пидкасистый: 

1. Готовность учителя  и учащихся к опросу.

2. Оценка строгая, но  справедливая.

3. Краткие комментарии  (отмечать недостатки и намечать  пути их преодоления).

4. Если ученик слабо ответил на вопрос, он должен быть обязательно переспрошен через некоторое время на эту же тему. Недопустимо выставление последующей оценки по новому материалу без проверки усвоения прежних разделов, знание которых было слабым.

5. Во время опроса класс должен активно работать.

6. Вопросы учителя  должны отличаться разнообразием  и требовать не только воспроизведения  заученного (репродуктивные вопросы), но и собственных суждений ученика (проблемные вопросы).

7. Ответ ученика должен  быть связным и самостоятельным (навыки монологической речи).

8. Опрос должен быть  частым, привычным для учащихся.

9. Опрос должен охватывать  все разделы программы. Практика  показывает, что ученики в основном  учат и запоминают то, что спрашивается  учителем.

10. Разнообразие форм опроса.

11. Большой недостаток  – насыщенность опроса к концу  четверти («страда»).

12. Индивидуальный подход.

13. Учитель должен быть  во время опроса активным и  требовательным. Недопустимо, когда  ученик отвечает, а учитель, например, беседует с другим учеником.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся (говорят также: «оценка успеваемости», «оценка учебных достижений») – это определение степени усвоения знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями, которые предъявляются к ним школьными программами.

Оценка должна быть понятной, ясной для ученика, объективной  и справедливой.

Результаты оценки могут  быть выражены в словесных, буквенных или численных (балльных) отметках.

В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины «оценка» и «отметка» часто употребляют как синонимы. Хотя они взаимосвязаны, их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект — знания, умения, навыки и развитие учащихся, оценку которых и выражает отметка. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. Оценка же не всегда становится отметкой. Отметка как бы «отрывается» от ученика, который ее получает, и от учителя, который ее выставляет.

Отметка является мощным стимулирующим средством. Но отметка имеет и свои недостатки:

во-первых, отметками-цифрами можно манипулировать, оторвав их от реального факта знаний и от самих учащихся (процентомания, завышение и подгонка отметок);

во-вторых, отметки становятся как бы индикатором, своеобразным знаком, по которому дети начинают строить межличностные отношения (так складывается недоброжелательное отношение или даже неприязнь к «двоечнику», исключительное положение «отличника»).

В конце  учебных четвертей и в конце  учебного года знания учащихся итоговая отметка выводится как среднее арифметическое текущих отметок с учетом преобладающего балла либо результатов контрольных работ.

В Германии “1” – это  отличная отметка.

Во многих странах  мира отметки имеют буквенное обозначение (например, А, В, С, ...), чтобы избежать количественных манипуляций с отметками.

Неправомерна  практика некоторых учителей снижать  отметку из-за нарушения учащимися правил поведения на уроке. Для этого есть другие средства (замечание, запись в дневнике, за систематическое нарушение правил — снижение четвертной отметки за поведение и др.).

В Республике Беларусь с 2002 г. введена 10-балльная система оценки учебных достижений учащихся. Это обусловлено следующими факторами:

  1. низкая стимулирующая, диагностическая и прогностическая функция 5-балльной системы оценивания, отсутствие в ней возможностей учета проявления индивидуальных свойств личности (в особенности размытыми были критерии оценки «3»);
  2. построение оценочной шкалы, учитывающей индивидуальные особенности учащихся.

3. Профилактика  и преодоление школьной неуспеваемости.

Неуспевемость – острейшая  проблема современной школы, вызванная  многими факторами:

Педагогические  факторы:

1) вынесенная из начальных классов пагубная привычка к механическому запоминанию материала без должного осмысления;

2) отсутствие волевых  усилий и настойчивости в преодолении учебных трудностей;

3) слабое развитие  мыслительных способностей;

4) отвлечение от учебных занятий.

Социальные  факторы:

  1. снижение ценности образования в обществе, общее принижение роли интеллектуального труда;
  2. потеря престижа школьного образования (есть маса альтернативных источников информации);
  3. последствия перенесенных болезней или психических потрясений; все ухудшающееся состояние здоровья детей и подростков (нарушение экологического равновесия, информационные, эмоциональные и физические перегрузки, рост алкоголизма и наркомании).

Вот некоторые тревожные цифры. По данным Д.Г. Левитаса, средняя продолжительность учебного дня (все виды учебной деятельности) школьников 9–11 классов равняется 11,5 часов. Очень часто эта цифра доходит до 14 часов, а в отдельных случаях до 16,5 часов.

По данным российских и белорусских медиков лишь около 10 % школьников признаются практически  здоровыми. 40 % имеют различные хронические заболевания, каждый третий – психические и неврологические отклонения.

Сегодня объем содержания образования превышает все допустимые возможности восприятия учеником. Ученик защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит, – это все формы защиты.

Отметим, что неуспеваемость начинается с отставания.

Отставание – наличие пробелов и недрстатков по отдельным темам, разделам учебного предмета или предметов. Образовавшиеся однажды пробелы в занятиях школьника тормозят его успешное продвижение в учебе. Если вовремя не заметить и не устранить возникшего пробела, то вскоре начинает снижаться или теряться интерес к учебным занятиям, ослабляется дисциплина, появляется нежелание ребенка посещать школу.

Как выявить отставание:

а) наблюдение и общение с учащимися в ходе руководства их поззнавательной деятельностью;

б) постановка перед учащимися  вопросов по ходу учебной работы;

в) использование личных дневниковых записей учителя; 

г) систематический контроль. 

Перечислим основные меры предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников.

Педагогическая  помощь отстающим и неуспевающим учащимся бывает непосредственной и опосредованной.

Формы непосредственной помощи:

  1. Дополнительные и стимулирующие занятия.

2. Увеличение доли  индивидуальной работы отстающих в учебе учащихся под руководством учителя. 

3. Индивидуальные учебные поручения учащимся.

4. Организация деятельности  учащихся-консультантов по предметам. 

Формы опосредованной помощи:

1. Дифференциация обучения (факультативы, кружки).

2. Гигиена и психогигиена  учебного труда (профилактика  утомляемости, здоровое питание,  разумное чередование труда и  отдыха и др.) и педагогического  общения (такт учителя).

3. Стимулирование познавательного  интереса.

4. Целенаправленная работа по формированию общеучебных умений и навыков. 

5. Непротиворечивость  требований к учащимся у разных  учителей.

6. Недопустимость формализма  в оценке.

Рекомендации  П.П. Блонского: 

1) слабого ученика  поставить в благоприятные условия  (из слаборазвитых первоклассников  создать особую группу, заниматься  с ней отчасти по методам  детского сада, индивидуализировать  их обучение, уделять больше внимания);

2) выявлять неуспевающих  как можно раньше (уже с ноября школа должна жить вопросом о неуспевающих);

3) организовать дополнительные  занятия (примерно 4 часа в неделю; это не простое репетиторство,  а также воспитательная работа  по воспитанию в неуспевающих  детях аккуратности, чистоплотности и «дотошности» в работе; эти занятия могут вести студенты-практиканты или даже старшеклассники);

4) неуспевающих учеников  надо кое от чего разгрузить (от всего сверхобычного, от  работы в школьных организациях, от рисования всяких плакатов, диаграмм, иллюстраций);

5) надо неуспевающим  создать лучшую обстановку для  занятий (если дома скверная  обстановка, то отвести особые  комнаты в школе, но тогда  нужно, чтобы об этом знали  родители и отпускали детей,  нужно, чтобы был дежурный из  числа старшеклассников – для него это прекрасная общественная работа);  

6) неуспевающих детей  надо развивать (оживлять культурные  интересы, клубные занятия, музыка, рисование, театр, шахматы, шашки;  надо, чтобы они полюбили культурную  жизнь и стремились к ней);

7) кампания за детские успехи в семье (уголок ребенка в семье);

8) рационализировать  свою собственную работу (внедрять  в сознание школы, что программу  проходят не учителя, а дети; нужны отчеты не о проведенных  мероприятиях, а о продвижении  детей, их развитии; детей портят  непосильные задания; одной из причин школьной неуспеваемости часто являются нерациональные поступки педагогов).

 

Вопросы и задания  для самоконтроля

  1. Что такое педагогическая диагностика, чем она отличается от психологической диагностики? Из каких звеньев слагается процедура педагогической диагностики?
  2. Дайте краткую характеристику методам контроля в обучении.
  3. В чем различие между оценкой и отметкой? В каких случаях в современной белорусской школе используется безотметочное обучение? Может ли обучение быть безоценочным?
  4. В чем заключалась причина перехода с 5-балльной шкалы на 10-балльную?
  5. Какой педагогический смысл вкладывается в выражение «неуспеваемость»? Чем неуспеваемость отличается от отставания в учебе?
  6. Дайте краткую характеристику основным факторам (социальным, педагогическим), порождающим неуспеваемость школьников.
  7. Назовите меры педагогической помощи отстающим и неуспевающим учащимся. Покажите на примерах, как именно может применить эти меры учитель-предметник, классный руководитель. 

Информация о работе Педагогическая диагностика в процессе обучения