Педагогическая мысль в России в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:33, доклад

Описание работы

Предмет педагогики. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Файлы: 1 файл

ответы по педагогики..docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

Предмет и задачи истории  педагогики.

Предмет педагогики. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах(семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает  теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.[1]

Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

Постоянные задачи:

·          Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

·          В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педагогической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся — неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Однако, любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпретации. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние.

·          К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.

·          Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКУ. Авторы научных разработок в области образования и воспитания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные последствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стоимость работы и обратную связь с пользователем для авторского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.

Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масштабы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действительности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению. Поэтому возникают потребности в научных подразделениях типа "быстрого реагирования". Примерами временных задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик. Даже такие микромасштабные задачи, как, например, анализ причин возникновения познавательной лености студентов, природа стимулов учебной активности будущих учителей и бесчисленное множество других.[2]

 

Влияние церкви на развитие образования в средневековой  Европе.

Церковь и культура. На фоне общего упадка культуры в западноевропейском раннем Средневековье церкви, с течением времени и монастыри являлись очагами культуры. Духовенство и монашество были наиболее образованным слоем общества. При монастырях и резиденциях епископов основывались школы. Были там и библиотеки, хоть и небольшие. Например, собрание книг одного из крупнейших монастырей в Фульде насчитывало около 600 рукописных книг и свитков. В основном это были списки Библии, трудов отцов церкви, однако встречались и сочинения языческих античных авторов. Христианство многое отвергло из классической античной культуры, особенно то, что так или иначе было связано с языческой традицией. Вместе с тем определенная часть достижений античной культуры была передана Средневековью именно церковью. Это и латынь, и «семь свободных искусств» , и основные знания в других областях наук и искусств. Наиболее яркий пример этому — популярный в средние века энциклопедический труд «Этимологии» , написанный епископом Севильи Исидором в начале VII в. В этом сочинении Исидор изложил основы античных знаний по грамматике, риторике, математике, медицине, истории, праву, зоологии, астрономии, агрономии, музыке, архитектуре и т. д. Уставы монашеских орденов обычно предписывали монахам читать и переписывать книги.  
В условиях почти всеобщей неграмотности населения церковь в раннем Средневековье имела настоящую монополию на образование. Наука была занятием небольшой группы интеллектуалов, в основном священников и монахов, которых интересовали главным образом богословские проблемы.  
Центрами культурной жизни в высоком Средневековье становятся города. Открываются городские школы, университеты. Это подорвало монополию церкви на образование. Развитие экономики, расширение контактов с другими цивилизациями способствовали увеличению интереса к естественнонаучным знаниям. Куртуазная литература снижала влияние церкви на культуру. Тем не менее, несмотря на то что светское направление в средневековой культуре все более ширилось (особенно в позднее Средневековье, когда появляется гуманизм) , влияние религии, церкви на культуру все еще было сильным. Само мировоззрение средневековых людей, в том числе и гуманистов, оставалось религиозным. Критика отдельными интеллектуалами некоторых неприглядных сторон жизни духовенства вовсе не означала, что эти мыслители были атеистами. Они оставались искренне верующими и стремились искоренить те явления, которые порочили церковь.  
Церковь дала мощный толчок развитию архитектуры и изобразительного искусства. Самыми красивыми зданиями Средневековья были, как правило, храмы и монастыри. Лучшие архитекторы, художники, скульпторы считали своим долгом участвовать в их создании и украшении. Их произведения в храмах могли видеть тысячи людей

Воспитание и  образование в государствах Востока  в средние века.

Образование в исламском мире делилось на два  уровня:1. Китаб - религиозные школы начального образования, существовавшие в городах и крупных селениях. Изучали арабскую грамоту, читали и заучивали Коран. 2. Высший уровень давали платные учителя или получали в специальных учебных заведениях. Предметы делились на два цикла: традиционный (толкование Корана, интерпретация преданий о жизни пророка Мухаммеда, мусульманское право, богословие, арабская филология, риторика) и рациональный (каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и др.). Заметным событием в развитии просвещения явились дома мудрости, первые из которых появились в Багдаде при халифе Мамуне (786 - 833). В домах мудрости собирались и дискутировали крупные ученые. Здесь накапливались богатые собрания рукописей. Главные методы обучения: чтение и комментирование разнообразной книжной литературы. Ученик обычно читал, а преподаватель по ходу чтения комментировал. Иногда комментарии переходили в развернутую лекцию. Студенты вели конспекты. Специальные глашатаи время от времени громко произносили то, что учитель считал наиболее важным. Они же выполняли роль репетиторов и контролеров. Получившим образование высшего уровня присваивалась ученая степень - ияз. Порой они имели свидетельства о такой степени от нескольких преподавателей. Заметные изменения в деле высшего образования произошли в XI - XII вв., когда появились новые учебные заведения такого образования - медресе. Медресе затем распространились по всему исламскому миру. Самой знаменитой была медресе Низамейи в Багдаде (основана в 1067 г. аль Мульком). Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений. Постепенно контроль государства становился все более жестким. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Медресе существовали на средства богатых дарителей. Порой (в Басре, Исфагани, Герате, Мерве и других городах) их финансировали и власти. В первых медресе преподавали грамматику, право, философию. Здесь получали не только религиозное, но и светское образование. Постепенно программа расширялась: изучали и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов. Порой некоторые крупные медресе, научные кружки, дома мудрости превращались в своеобразные университеты с библиотеками, лекционными залами. Так же, путём воспитания происходила натурализация части детей покорённых народов. По турецким семьям распределялись "чужеземные мальчики" 5--12 лет, где их приобщали к языку и обычаям турок-османов. Затем подростков отдавали в специальные дворцовые школы, где продолжалось их мусульманское образование и шла подготовка к воинской службе в качестве янычар (дословно - новая армия). Кризис Османской империи в XVII в. отразился и на школьном образовании и воспитании. Обучение перерождалось в механическую зубрежку. В школе воцарилась палочная дисциплина, что превращало детей, как писал один из современников, в "обезумевшие стаи птиц".Крупным культурным центром исламского мира была мусульманская Испания, где просвещение достигло наивысшего расцвета при Абдурахмане III (912--961) и Галеме II (961--976). По всей стране открывались школы и библиотеки. Ученики многих китабов получали одежду и еду. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программу по всем отраслям знания: богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, медицине и философии. В этих учебных заведениях царила веротерпимость. Преподавателями и студентами были мусульмане, христиане и иудеи. Идеи и практика воспитания и образования исламского мира во многом предвосхитили школьно-педагогические достижения Европы и нередко являлись эталоном для Запада. Через арабов в Европу проник аристотелизм, ставший одним из стержней философско-педагогической мысли в Западной Европе в эпоху средневековья. Появившиеся на Востоке школы университетского типа в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы. В арабских высших школах обучались европейцы, ставшие впоследствии учеными, политическими и религиозными деятелями. Когда в XI в. Болонье и Париже появились центры просвещения, из которых затем выросли университеты, европейцы отправлялись в Северную Африку и арабскую Испанию, чтобы посетить местные школы, познать мудрость Востока.

Тенденции развития школьного образования  и новые типы учебных заведений  в 17-18 веке.

1. В период с середины XVII до конца XVIII вв. масштабы образования расширялись - для дворянства и духовенства, а также для верхов третьего сословия.

 Принцип сословности образования делался все более ощутимым фактором ослабления интеллектуального потенциала наций, так как наилучшие школы предназначались лишь первым двум сословиям. Духовным и организационным центром школьного дела оставалась церковь, которая препятствовала попыткам реформировать школу на светских началах.

Соперничество католической и протестантской ветвей христианства вело к усложнению задач и программ обучения, к повышению результативности деятельности учебных заведений.

Школа классического  типа становилась основным типом школьного образования.

2.   Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и США во второй половине XVIII века представляло собой сложную картину борьбы нового со старым.

Несмотря на то, что масштабы и результативность начального обучения быстро увеличивались, начальная школа  не справлялась со своими задачами - основная масса населения (в первую очередь крестьяне) оставалась неграмотной. Главная причина - острая нехватка профессиональных преподавателей: количество учебных  заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось  единицами. Представители движения Реформации в Германии, Англии и  Франции внесли живительную струю  в организацию школ начального обучения:

4 в Германии для многих соответствующих учебных заведений каноном сделался яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации - Готский школьный устав (1642). В этом документе явственно ощущается воздействие педагогических идей Я.А. Ко- менского и В. Ратке. Планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах обучали по Катехизису; предметы - родной язык (чтение и письмо), счет, церковное пение. В старшем классе добавлялись изучение обычаев, начала естествознания, местной географии - "мирские предметы". Начальный возраст ученика

определялся в 5 лет; учиться  школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен, но не дольше чем до 14 лет. Все предметы, кроме "мирских", преподавал один учитель - шульмейстер. "Мирским предметам" обучали специальные учителя; 4 в Англии на протяжении XVII - XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Стремление римско-католической церкви и католических монархий противостоять влиянию Реформации в сфере элементарного образования привело к распространению католических начальных школ. Во Франции в XVII - XVIII вв.:

✓ активную деятельность развернула католическая конгрегация "Братьев

христианских школ", основанная Ж.Б. Лассалем (1651 - 1719);

✓ появились первые уставы католических начальных школ - Шалон-на- Марне (1676), Отона (1685), Аксерра (1695). Эти документы сочетали в себе авторитарный и консервативный дух - запрет смешанных школ, необходимость телесных наказаний ("розга необходима, ибо рождает мудрость") - с влиянием новых дидактических идей ("дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно"). 3. Полное общее образование в Западной Европе и США в XVII - XVIII вв. существенно видоизменилось.

На первый план выдвигаются  учреждения классического типа, предназначенные для имущих слоев общества:

✓ в Германии - городская (латинская) школа и гимназия. В течение XVII века было учреждено свыше ста городских школ (многие из которых впоследствии были преобразованы в гимназии), а в конце XVIII века в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий;

✓ в Англии и США - грамматическая школа;

✓ во Франции - коллеж.

В деятельности этих учебных  заведений просматриваются как  прогрессивные традиции Возрождения, Реформации и Просвещения, так и  консервативные традиции.

В Германии необходимо отметить заслуги в развитии современного образования и в создании учебно-воспитательных учреждений нового типа:

✓ сторонников неогуманизма (Ф.-А. Вольф и др.);

✓ педагогов-филантропинистов, деятельность которых проходила под заметным влиянием руссоизма. Первое учебное заведение - филантропин, основанное И.Б. Базедовом в 1774 году в Дессау, отличалось межконфессиональной терпимостью.

В Англии грамматические школы  создавались по образцам германских городских школ и гимназий, в том  числе девять больших публичных школ -

Винчестер, Вестминстер, Итон, Борроу, Лондон и др. В больших публичных школах получали знания представители аристократии, поэтому здесь в общем насчитывалось не более трех тысяч учащихся. Во Франции в конце XVIII века было 562 коллежа с 73 тыс. учащихся - коллеж стал основным типом общеобразовательного учреждения еще на рубеже XVII - XVIII вв.

Наиболее интересны с  точки зрения педагогического опыта:

✓ школы Пор-Рояля - были учреждены группой педагогов, получившей наименование "кружка Пор-Рояля", в который входили П. Николь (1625/28 - 1695), К. Лансело (1615 - 1695), А. Арно (1612 - 1694) и др. Названы по предместью Парижа, где в 1637 году была открыта первая такая школа. Давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Школьные классы были небольшими - 5 - 6 учеников на 1 - 2 учителей. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления; были против оценок, полагая, что это побуждает учащихся к нездоровому соперничеству; особое внимание уделяли религиозному воспитанию;

Информация о работе Педагогическая мысль в России в 18 веке