Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:33, доклад
Предмет педагогики. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Предмет и задачи истории педагогики.
Предмет педагогики. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах(семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.[1]
Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.
Постоянные задачи:
· Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
· В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педагогической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся — неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Однако, любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпретации. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние.
· К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.
· Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКУ. Авторы научных разработок в области образования и воспитания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные последствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стоимость работы и обратную связь с пользователем для авторского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.
Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масштабы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действительности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению. Поэтому возникают потребности в научных подразделениях типа "быстрого реагирования". Примерами временных задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик. Даже такие микромасштабные задачи, как, например, анализ причин возникновения познавательной лености студентов, природа стимулов учебной активности будущих учителей и бесчисленное множество других.[2]
Влияние церкви на развитие образования в средневековой Европе.
Церковь и культура.
На фоне общего упадка культуры в западноевропейском
раннем Средневековье церкви, с течением
времени и монастыри являлись очагами
культуры. Духовенство и монашество были
наиболее образованным слоем общества.
При монастырях и резиденциях епископов
основывались школы. Были там и библиотеки,
хоть и небольшие. Например, собрание книг
одного из крупнейших монастырей в Фульде
насчитывало около 600 рукописных книг
и свитков. В основном это были списки
Библии, трудов отцов церкви, однако встречались
и сочинения языческих античных авторов.
Христианство многое отвергло из классической
античной культуры, особенно то, что так
или иначе было связано с языческой традицией.
Вместе с тем определенная часть достижений
античной культуры была передана Средневековью
именно церковью. Это и латынь, и «семь
свободных искусств» , и основные знания
в других областях наук и искусств. Наиболее
яркий пример этому — популярный в средние
века энциклопедический труд «Этимологии»
, написанный епископом Севильи Исидором
в начале VII в. В этом сочинении Исидор
изложил основы античных знаний по грамматике,
риторике, математике, медицине, истории,
праву, зоологии, астрономии, агрономии,
музыке, архитектуре и т. д. Уставы монашеских
орденов обычно предписывали монахам
читать и переписывать книги.
В условиях почти всеобщей неграмотности
населения церковь в раннем Средневековье
имела настоящую монополию на образование.
Наука была занятием небольшой группы
интеллектуалов, в основном священников
и монахов, которых интересовали главным
образом богословские проблемы.
Центрами культурной жизни в высоком Средневековье
становятся города. Открываются городские
школы, университеты. Это подорвало монополию
церкви на образование. Развитие экономики,
расширение контактов с другими цивилизациями
способствовали увеличению интереса к
естественнонаучным знаниям. Куртуазная
литература снижала влияние церкви на
культуру. Тем не менее, несмотря на то
что светское направление в средневековой
культуре все более ширилось (особенно
в позднее Средневековье, когда появляется
гуманизм) , влияние религии, церкви на
культуру все еще было сильным. Само мировоззрение
средневековых людей, в том числе и гуманистов,
оставалось религиозным. Критика отдельными
интеллектуалами некоторых неприглядных
сторон жизни духовенства вовсе не означала,
что эти мыслители были атеистами. Они
оставались искренне верующими и стремились
искоренить те явления, которые порочили
церковь.
Церковь дала мощный толчок развитию архитектуры
и изобразительного искусства. Самыми
красивыми зданиями Средневековья были,
как правило, храмы и монастыри. Лучшие
архитекторы, художники, скульпторы считали
своим долгом участвовать в их создании
и украшении. Их произведения в храмах
могли видеть тысячи людей
Воспитание и образование в государствах Востока в средние века.
Образование в исламском мире делилось на два уровня:1. Китаб - религиозные школы начального образования, существовавшие в городах и крупных селениях. Изучали арабскую грамоту, читали и заучивали Коран. 2. Высший уровень давали платные учителя или получали в специальных учебных заведениях. Предметы делились на два цикла: традиционный (толкование Корана, интерпретация преданий о жизни пророка Мухаммеда, мусульманское право, богословие, арабская филология, риторика) и рациональный (каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и др.). Заметным событием в развитии просвещения явились дома мудрости, первые из которых появились в Багдаде при халифе Мамуне (786 - 833). В домах мудрости собирались и дискутировали крупные ученые. Здесь накапливались богатые собрания рукописей. Главные методы обучения: чтение и комментирование разнообразной книжной литературы. Ученик обычно читал, а преподаватель по ходу чтения комментировал. Иногда комментарии переходили в развернутую лекцию. Студенты вели конспекты. Специальные глашатаи время от времени громко произносили то, что учитель считал наиболее важным. Они же выполняли роль репетиторов и контролеров. Получившим образование высшего уровня присваивалась ученая степень - ияз. Порой они имели свидетельства о такой степени от нескольких преподавателей. Заметные изменения в деле высшего образования произошли в XI - XII вв., когда появились новые учебные заведения такого образования - медресе. Медресе затем распространились по всему исламскому миру. Самой знаменитой была медресе Низамейи в Багдаде (основана в 1067 г. аль Мульком). Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений. Постепенно контроль государства становился все более жестким. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Медресе существовали на средства богатых дарителей. Порой (в Басре, Исфагани, Герате, Мерве и других городах) их финансировали и власти. В первых медресе преподавали грамматику, право, философию. Здесь получали не только религиозное, но и светское образование. Постепенно программа расширялась: изучали и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов. Порой некоторые крупные медресе, научные кружки, дома мудрости превращались в своеобразные университеты с библиотеками, лекционными залами. Так же, путём воспитания происходила натурализация части детей покорённых народов. По турецким семьям распределялись "чужеземные мальчики" 5--12 лет, где их приобщали к языку и обычаям турок-османов. Затем подростков отдавали в специальные дворцовые школы, где продолжалось их мусульманское образование и шла подготовка к воинской службе в качестве янычар (дословно - новая армия). Кризис Османской империи в XVII в. отразился и на школьном образовании и воспитании. Обучение перерождалось в механическую зубрежку. В школе воцарилась палочная дисциплина, что превращало детей, как писал один из современников, в "обезумевшие стаи птиц".Крупным культурным центром исламского мира была мусульманская Испания, где просвещение достигло наивысшего расцвета при Абдурахмане III (912--961) и Галеме II (961--976). По всей стране открывались школы и библиотеки. Ученики многих китабов получали одежду и еду. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программу по всем отраслям знания: богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, медицине и философии. В этих учебных заведениях царила веротерпимость. Преподавателями и студентами были мусульмане, христиане и иудеи. Идеи и практика воспитания и образования исламского мира во многом предвосхитили школьно-педагогические достижения Европы и нередко являлись эталоном для Запада. Через арабов в Европу проник аристотелизм, ставший одним из стержней философско-педагогической мысли в Западной Европе в эпоху средневековья. Появившиеся на Востоке школы университетского типа в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы. В арабских высших школах обучались европейцы, ставшие впоследствии учеными, политическими и религиозными деятелями. Когда в XI в. Болонье и Париже появились центры просвещения, из которых затем выросли университеты, европейцы отправлялись в Северную Африку и арабскую Испанию, чтобы посетить местные школы, познать мудрость Востока.
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений в 17-18 веке.
1. В период с середины XVII до конца XVIII вв. масштабы образования расширялись - для дворянства и духовенства, а также для верхов третьего сословия.
Принцип сословности образования делался все более ощутимым фактором ослабления интеллектуального потенциала наций, так как наилучшие школы предназначались лишь первым двум сословиям. Духовным и организационным центром школьного дела оставалась церковь, которая препятствовала попыткам реформировать школу на светских началах.
Соперничество католической и протестантской ветвей христианства вело к усложнению задач и программ обучения, к повышению результативности деятельности учебных заведений.
Школа классического типа становилась основным типом школьного образования.
2. Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и США во второй половине XVIII века представляло собой сложную картину борьбы нового со старым.
Несмотря на то, что масштабы и результативность начального обучения быстро увеличивались, начальная школа не справлялась со своими задачами - основная масса населения (в первую очередь крестьяне) оставалась неграмотной. Главная причина - острая нехватка профессиональных преподавателей: количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Представители движения Реформации в Германии, Англии и Франции внесли живительную струю в организацию школ начального обучения:
4 в Германии для многих соответствующих учебных заведений каноном сделался яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации - Готский школьный устав (1642). В этом документе явственно ощущается воздействие педагогических идей Я.А. Ко- менского и В. Ратке. Планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах обучали по Катехизису; предметы - родной язык (чтение и письмо), счет, церковное пение. В старшем классе добавлялись изучение обычаев, начала естествознания, местной географии - "мирские предметы". Начальный возраст ученика
определялся в 5 лет; учиться
школьник мог до тех пор, пока не
сдавал экзамен, но не дольше чем до
14 лет. Все предметы, кроме "мирских",
преподавал один учитель - шульмейстер. "Мирским предметам" обучали специальные
учителя; 4 в Англии на протяжении XVII - XVIII вв. под
эгидой англиканской церкви создавались благотворительные
✓ активную деятельность развернула католическая конгрегация "Братьев
христианских школ", основанная Ж.Б. Лассалем (1651 - 1719);
✓ появились первые уставы католических начальных школ - Шалон-на- Марне (1676), Отона (1685), Аксерра (1695). Эти документы сочетали в себе авторитарный и консервативный дух - запрет смешанных школ, необходимость телесных наказаний ("розга необходима, ибо рождает мудрость") - с влиянием новых дидактических идей ("дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно"). 3. Полное общее образование в Западной Европе и США в XVII - XVIII вв. существенно видоизменилось.
На первый план выдвигаются учреждения классического типа, предназначенные для имущих слоев общества:
✓ в Германии - городская (латинская) школа и гимназия. В течение XVII века было учреждено свыше ста городских школ (многие из которых впоследствии были преобразованы в гимназии), а в конце XVIII века в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий;
✓ в Англии и США - грамматическая школа;
✓ во Франции - коллеж.
В деятельности этих учебных заведений просматриваются как прогрессивные традиции Возрождения, Реформации и Просвещения, так и консервативные традиции.
В Германии необходимо отметить заслуги в развитии современного образования и в создании учебно-воспитательных учреждений нового типа:
✓ сторонников неогуманизма (Ф.
✓ педагогов-филантропинистов,
В Англии грамматические школы создавались по образцам германских городских школ и гимназий, в том числе девять больших публичных школ -
Винчестер, Вестминстер, Итон, Борроу, Лондон и др. В больших публичных школах получали знания представители аристократии, поэтому здесь в общем насчитывалось не более трех тысяч учащихся. Во Франции в конце XVIII века было 562 коллежа с 73 тыс. учащихся - коллеж стал основным типом общеобразовательного учреждения еще на рубеже XVII - XVIII вв.
Наиболее интересны с точки зрения педагогического опыта:
✓ школы Пор-Рояля - были учреждены группой педагогов, получившей наименование "кружка Пор-Рояля", в который входили П. Николь (1625/28 - 1695), К. Лансело (1615 - 1695), А. Арно (1612 - 1694) и др. Названы по предместью Парижа, где в 1637 году была открыта первая такая школа. Давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Школьные классы были небольшими - 5 - 6 учеников на 1 - 2 учителей. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления; были против оценок, полагая, что это побуждает учащихся к нездоровому соперничеству; особое внимание уделяли религиозному воспитанию;