Педагогическая мысль в России в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:33, доклад

Описание работы

Предмет педагогики. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Файлы: 1 файл

ответы по педагогики..docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

✓ заведения католического ордена "Оратория'. Возникли одновременно с орденом того же названия, основанным в 1611 году кардиналом П. де Берюлем. Ораторианцы готовили по преимуществу приходских кюре. В 1719 году насчитывалось уже свыше двадцати таких школ. Особым влиянием они пользовались в 60-е гг. XVIII века. Затем, однако, конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных коллежей. В Северной Америке в XVII - XVIII вв. школьное образование развивалось под сильным воздействием европейского опыта, в первую очередь английского.

Школа и педагогика Западной Европы и США в 19 веке.

В XIX столетии завершается  формирование классической педагогики нового времени. В поле ее зрения оказались  неисчерпаемые возможности и  индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приращение знаний, заимствованных из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории социального воспитания.

Вершинами педагогической мысли XIX столетия стали идеи немецкой классической философии, творчество И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, Г. Спенсера. Произошло становление национальных образовательных систем.

Школа в странах Западной Европы и США существовала в ситуациях  социальных потрясений (европейские  революции, гражданская война в  США). На эволюцию школы существенное влияние оказывали события мирового и общеевропейского масштаба, а также  социальные процессы в каждой стране. Школа развивалась в условиях поступательного движения экономики, интенсивного роста промышленности, и поэтому создание новой системы  образования стало исторически  неизбежным. В этом был особенно заинтересован класс промышленной буржуазии, занявшей со второй половины XIX в. ключевые политические позиции. К  концу столетия в ведущих странах  Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы.

Темпы и масштабы становления  системы образования определялись особенностями развития каждой страны. Если в Западной Европе сказывались  традиции сословного образования, то школа  США прошла свой путь, не испытав  груза этих традиций. Свою роль

сыграл социально-политический климат. В Германии решение школьных проблем стимулировалось борьбой  за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в  соответствии с маневрированием  при проведении государственного курса. Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался одной из "горячих точек" государственной  политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов послужило поражение  рабовладельческого Юга в гражданской  войне.

В XIX в., как никогда остро, проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной  стороны, были осуществлены крупные  реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, ослаблению влияния  на школу церкви, определенному повышению  уровня общего образования. С другой стороны, значительная часть населения  Запада оставалась без какого-либо образования, по-прежнему клерикалы  пользовались заметным влиянием в школе. Важная часть программы демократизации школы к концу века была оформлена  законодательно, но практически эту  демократизацию еще предстояло осуществить.

Традиции воспитания у  древних славян.

Славянские народы, в состав которых входили и древнерусские  племена, как и все народы Земли тысячелетиями создавали особенный уклад жизни. Характерный для всего первобытного общества порядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов.

У древнерусского населения  сложилась и стала традиционной своя возрастная периодизация, сообщающая определенный порядок процессам  воспитания и обучения.

До 8 лет дети воспитывались  в домашних условиях в атмосфере  труда, обрядов, поэтического слова: колыбельной  песни, сказки, заклинания.

С 6-7 лет мальчики переходили от женского к мужскому воспитанию и обучению. Дошедшие до наших дней народные сказки и былины позволяют сделать вывод, что организованные формы обучения у древних славян напоминали обучение в «домах молодежи». Одним из основных методов воспитания были всевозможные состязания, испытания, преодоление препятствий. В программу входило и овладение грамотой: письмо и чтение с помощью «черт и резов» — своеобразного варианта пиктографического письма.

Итоговым методом проверки полученных знаний и умений был поединок-состязание с учителем.

Подростки 12-15 лет (отроки) продолжали образование в воинской дружине, обучались военному делу.

Девочки вели особую жизнь  среди сверстниц, коллективно вырабатывая  трудовые умения и навыки, усваивая моральные требования и нормы.

Основным средством воспитания у древних русичей были произведения устного народного творчества. Наиболее распространенным источником знаний и нравственных норм служили сказки. Обучение посредством сказок осуществлялось ненавязчиво, незаметно. Начало сказки создавало необходимый эмоциональный настрой, заинтересовывало в усвоении содержания. Характерный для сказок прием повтора способствовал легкому запоминанию. Настоящей «детской энциклопедией» были сказки о животных, знакомившие детей с окружающей природой и общественной жизнью. Значительную роль в обучении играли пословицы и загадки. В некоторых пословичных формулах отражалась необходимость самого процесса обучения, описывались некоторые методы обучения: «учить — ум точить», «учи Других — сам поймешь», многие загадки связывались с умением производить простейшие арифметические действия.

Таким образом, народная традиция воспитания и обучения, созданная  в древнерусском обществе, явилась  первым этапом в развитии отечественной  педагогической культуры.

 

Воспитание и образование в  Киевской Руси

Воспитание  и обучение Киевской Руси X–XIII вв. характеризуется смешением языческих и христианских традиций. Первые шаги книжного обучения предприняты болгарами, оказавшимися в Киеве в результате завоевания Болгарии Византией. Значительное влияние на культуру и содержание обучения на Руси оказала Византия. Это объясняется происхождением христианства в Киевской Руси из Византии. В качестве учебных книг использовались византийские, например, учения Иоанна Златоуста (344–407). Зарождение образования в Киевской Руси предопределилось появлением городов и государственных институтов. Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания – подражание отцу, в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).

В X–XI вв. письменность проникла во все слои населения. Уровень образованности в Киевской Руси был примерно таким же как и в Западной Европе того же периода. О высоком уровне образования Киевской Руси свидетельствует большое количество рукописей, составляющее примерно 140 тысяч книг. Содержание книжных произведений позволяет судить о высокой нравственности русского народа.

Элементарное  образование дети получали в семье, на которую возлагалась так же воспитательная функция. Дети из наиболее состоятельных семей обучались  специально приглашенными учителями-священниками. Церковь осуществляла контроль семейного  воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера  грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности  и арифметики.

Школы в Киевской Руси появились при  церквях, где ощущался недостаток грамотных  священнослужителей. Первая такая «школа учения книжного» открылась в  Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче. С этого момента развитие книжного обучения шло быстрыми темпами, несмотря на негативное отношение к нему широких масс населения, привыкших к традиционному семейному обучению. Первая школа, открытая князем Владимиром была уже учебным заведением повышенного типа, так как предполагала владение учениками элементарной грамотой. Князья и княгини – потомки Владимира – продолжали его дело, открывая новые церкви и школы при них. В 1089 году было открыто даже женское училище, где девушки учились грамоте, пению и различным ремеслам. В школах обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплету.

Изначально  школы возникали в крупных  городах – Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переяславле, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий.

Первые высшие заведения на Руси.

Органическое единство педагогики и православия. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное  строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью  христианского смирения и любви  к Богу. Одновременное сосуществование  православной педагогики, опирающейся  на духовно-нравственные ориентиры  и народной педагогики, помогающей процессу социализации в быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло вспомогательную роль, и было призвано способствовать изучению религиозных  текстов. Внешкольная система обучения. Начиная с XVII века - проникновение  европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы  человека, целей, путей, способов и средств  его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.

Основные  события и факты

863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами.  
          988 г. - Крещение Руси кн. Владимиром Святославовичем. Открытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расширение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др.). Начальное обучение проводили «мастера грамоты», учившие детей всех сословий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искусство делать книги («изоборники»). Обучение велось в индивидуальной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с каждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование, учащиеся получали сведения о природе, истории различных стран.   
           1615 г. - открытие Киево-Могилянского коллегиума, впоследствии преобразованного в академию по образцу западноевропейских гимназий академического типа. Первое в России высшее учебное заведение, в котором обучалось 1200 человек и имелось три отделения: младшее, среднее и старшее. Преподавались астрономия, музыка, катехизис, риторика, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, латинский языки, история, география, математика, экономика, медицина и др. Большое внимание уделялось философии, богословию, юридическим наукам. До 80-х гг. XVIII в. преподавание велось на латыни, с 1784 г. - на русском языке. В 1819 г. преобразована в Киевскую духовную семинарию.  
          1649 г. - открытие Ф. Ртищевым на собственные средства училища (школы) в Москве при Андреевском монастыре. Руководил училищем Епифаний Славинецкий, а сам Ртищев стал его слушателем. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие. Для нужд училища составлен первый греко-славянский словарь.  
         1681 г. - открытие в Москве Типографской школы (училища) по инициативе царя Федора Алексеевича. Первая государственная школа повышенного типа. Типографская школа являлась одновременно и начальной школой, и училищем по подготовке переводчиков для Печатного двора. Впоследствии слилась со Славяно-греко-латинской академией.  
          1685 г. - открытие школы при Богоявленском монастыре братьями Лихудами. Все свободные науки преподавались на латинском и греческом языках, изучался итальянский. Эта школа повышенного типа приближалась по уровню образования к западноевропейским университетам. Учителем греческого языка был Карион Истомин — учитель цесаревича Петра Алексеевича и автор многих учебников.  
          1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Москве. Цель - подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. Первое высшее учебное заведение, в котором серьезно изучались не только богословские, но и светские науки. Ориентирована на программы западноевропейских университетов. В академии было восемь основных классов и один подготовительный. В первой половине XVIII века стала одним из центров русской культуры и просвещения, с развитием сети светских учебных заведений - центром русской религиозной мысли и проповедничества. В 1814 г. указом Синода преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троицко-Сергиеву лавру.


Информация о работе Педагогическая мысль в России в 18 веке