Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 09:40, реферат
В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»
исторический факультет
кафедра всеобщей и отечественной истории
РЕФЕРАТ
по педагогике на тему:
«Педагогическая система К. Д. Ушинского»
Выполнила :
студентка II курса
исторического факультета
………………………………………
Армавир, 2015
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье
мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении
отца около города Новгород-Северска.
Общее образование
он получил в Новгород-
В 1840 г. К.Д.Ушинский
поступил на юридический
По окончании университета 22-летний К.Д.Ушинский был назначен
исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему.
Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень
недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно
влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах.
Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной
деятельности на благо своей родины.
“Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная
цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,-
говорил молодой Ушинский.
Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало
оформлению педагогического
призвания К.Д.Ушинского. Работая
в 1854-1859 гг. старшим преподавателем
русского языка, а затем инспектором
классов Гатчинского
С 1859 по 1862
г. К.Д.Ушинский работал в
Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Прогрессивная
деятельность К.Д.Ушинского в
Смольном институте вызвала
Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского,
обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он
усиленно работал за границей : тщательно и критически изучал женские
учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение -”Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.
Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа,
вызывавшая резко
К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он на
территории Выдубецкого монастыря в Киеве.
Идея народности воспитания.
Мысль о
народности воспитания
теории К.Д.Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране,
подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его
нуждами и потребностями.
“Есть одна только общая для
всех прирожденная наклонность,
на которую всегда может
Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно
интересам народа, развивает
и укрепляет в детях ценнейшие
психологические черты и
Место родного языка в
К.Д.Ушинский
упорно боролся за
Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает
естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и
бесполезна для развития детей и народа.
По мнению Ушинского, родной язык “является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Исходя из того, что родной язык “есть единственное орудие,
посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их”,
К.Д.Ушинский считал
главной задачей элементарного
обучения овладение родным языком.
“Эта работа постепенного
Родной язык в народной
школе, по мнению Ушинского,
должен составлять “предмет
главный, центральный, входящий
во все другие предметы
и собирающий в себе их
Ушинский
много работал над тем, чтобы
определить основное
Высказывания
Ушинского о народной школе, обучающей
детей на родном языке, имели
огромное значение для
Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной
культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного
языка: “Дитя входит
в духовную жизнь окружающих
его людей единственно через
посредство отечественного
Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с
развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык - выражение мысли в слове. “Язык, - писал Ушинский, - не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив - органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее”. Главное в развитии речи детей - развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли. “Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно”.
К.Д.Ушинский
доказывал, что самостоятельные
мысли вытекают только из самостоятельно
приобретенных знаний о тех
предметах и явлениях, которые
окружают ребенка. Поэтому необходимым
условием самостоятельного понимания
ребенком той или другой мысли
является наглядность. Ушинский
показал тесную связь
детей способность
наблюдать за разными
Психологические основы
В своем труде “Человек
как предмет воспитания” К.Д.Ушинский
выдвинул и обосновал важнейшее
требование, которое должен выполнять
каждый педагог, - строить воспитательно-образовательную
работу с учетом возрастных
и психологических особенностей
детей, систематически изучать
детей в процессе воспитания.
“Если педагогика хочет
В полном соответствии с учениями русских физиологов-материалистов
Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.
Среди наук, изучающих человека, К.Д.Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель- воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей
воспитательной деятельности с детьми разного возраста.
Историческая
заслуга К.Д.Ушинского
в соответствии с
научными достижениями того