Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 09:40, реферат
В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.
Ушинский
обосновал с точки зрения
Пути и средства нравственного воспитания детей
Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание
нравственного человека,
полезного члена общества. Нравственное
воспитание занимает главное
место в педагогике Ушинского,
оно, по его мнению, должно
быть неразрывно связано с
умственным и трудовым
Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал
обучение. Он утверждал
необходимость теснейших
Одни из
средств нравственного
К.Д.Ушинский придавал важное значение формированию у детей привычек.
Он установил важную
закономерность в деле
1) по возможности удалять всякий повод к действиям, происходящим от
вредной привычки;
2) в то же время направлять деятельность детей в другую сторону.
При искоренении дурной привычки надо вникнуть, отчего она появилась, и действовать против причины, а не против ее последствий.
Эти советы
и указания Ушинского по
Необходимым условием нравственного воспитания является, указывал
Ушинский, формирование
у детей правильных
Ушинский решительно осуждал систему дворянского воспитания с его
пренебрежением к труду и людям труда, воспитания, формирующего привычку к праздности, пустой болтовне, ничегонеделанию. В этой связи он выступил против тех педагогов, которые считали задачей педагогики всячески облегчать процесс учения не идущими к делу прикрасами, создавали представление о его легкости и занимательности. Такую практику школьной работы он язвительно назвал “потешающей педагогикой”, обусловливающей “такое препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове”. При такой организации обучения ученики постепенно приобретают “гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и ничего не думая”.
Стремлениям педагогов всячески облегчить процесс обучения он
противопоставил твердое убеждение в том, что учение есть труд, и труд
серьезный. “В школе
должна царствовать
конечно, находит на каждом шагу”.
Исходя из такого понимания воспитывающего характера обучения,
Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние его личности на
учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и
утверждал, что оно
не может быть заменено
К.Д.Ушинский придавал важное значение смене умственного труда
физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, особенно в закрытых учебных заведениях, где воспитанники могут заниматься обработкой сада, огорода, столярным и токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием и т.п. С этой точки зрения Ушинский ценил также игры детей. “...Но, - писал он, - чтобы игра была настоящей игрой, для этого должно, чтобы ребенок никогда ей не пресыщался и привык, мало-помалу, без труда и принуждения покидать ее для работы”.
Педагогические высказывания К.Д.Ушинского о нравственно-
воспитательной роли труда, о соединении физического и умственного труда, о правильной организации учения и отдыха являются ценными и в наше время.
Основы теории дошкольного
В основу теории дошкольного воспитания К.Д.Ушинский положил идею народности воспитания
Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду
деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного облегчения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.
Огромное
воспитательно-образовательное значение
Ушинский придавал играм детей.
Он создал оригинальную теорию
детской игры, подтвердив ее
научно-психологическими
Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста
большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него
недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но Ушинский правильно указывал что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла”.
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных
представлений и созданных
образов является
К.Д.Ушинский
подчеркивал влияние на
Большое
значение в формировании
игры и их направленность, указывал Ушинский: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений”.
К.Д.Ушинский, в отличии от Фребеля и его последователей, возражал
против излишнего
проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы
ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы.
Дошкольники тоже должны трудиться.
К.Д.Ушинский
рекомендовал широко
Большое воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки.
“Дети не любят игрушек неподвижных... хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии...- писал он. - Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом”. ”Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, - замечал Ушинский, - любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось.”
Теория детской игры, разработанная К.Д.Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. Она свободна от религиозно-мистических толкований, так характерных для Фребеля. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста.
В деле воспитания детей дошкольного возраста К.Д.Ушинский видное
место отводил природе - “одному из могущественных агентов в воспитании человека”. Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства
патриотизма, эстетическому
воспитанию. С ранних лет необходимо
воспитывать у детей бережное
отношение к сохранению
Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. ”Украшайте, - говорил Ушинский, - комнату дитяти красивыми вещами, но только красота которых доступна ребенку.”
Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как одного из
средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их
жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив.
Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего
умственного развития детей считал он и рисование.
Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также