Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 15:08, реферат
Описание работы
В Сан-Лоренцо, где в 1907 году был открыт первый в мире "Casa dei Bambini" – "Дом ребенка", работающий по ее системе, по этому случаю организованы фантастические по мировым масштабам торжества, а на американскую международную конференцию, посвященную этой дате, в Нью-Йорк съедутся 4 000 педагогов Монтессори. По разным странам уже начала путешествовать огромная выставка, которая в ретроспективе показывает шествие по миру педагогической системы, предложенной великой итальянкой.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………2
1. МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)………………………………………………….…3
2. РОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ…………….4
3. О СМЫСЛАХ " КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ" ДЕТЕЙ………………….…..6
4. ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………6
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА………………………………………..7
зону практической жизни – имеет
особенное значение для маленьких детей
(2,5-3,5 лет). Здесь расположены материалы,
с помощью которых ребенок учится следить
за собой и своими вещами. Используя рамки
с застежками (пуговицы, кнопки, молнии,
пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки),
ребенок учится самостоятельно одеваться;
пересыпать и переливать (рис, воду); мыть
стол и даже полировать серебро;
зону сенсорного развития –
дает ребенку возможность использовать
свои чувства при изучении окружающего
мира. Здесь ребенок может научиться различать
высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму
различных предметов; познакомиться со
свойствами тканей;
зоны – языковую, математическую,
географическую, естественнонаучную обеспечивают
материалами, основной целью которых является
умственное развитие ребенка.
Многие Монтессори-школы дополняют
среду, окружающую ребенка, такими зонами,
как музыкальная, искусства и танцев, работы
по дереву, иностранного языка, способствующими
дальнейшему обогащению общего развития
ребенка. Двигательные упражнения развивают
ребенка физически и помогают ему почувствовать
свое тело и осознать свои возможности.
Благодаря всему этому, а также
тонкому психологическому подходу, учету
индивидуальных особенностей и возможностей
каждого ребенка, опоре на естественные
особенности человеческого восприятия
"монтессорианские дети" раньше (к
5 годам) и лучше своих сверстников овладевают
письмом и счетом, у них формируется склонность
к учению, развивается воля.
6.ДИДАКТИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА.
Мария Монтессори как врач понимала,
что для духовного развития ребенка важно
научить его чувствовать. Она раскрыла
свой талант педагога прежде всего в обучении
детей моторике и сенсорике, а также в
развитии у них навыков письма, чтения
и счета. В долгих систематических исследованиях
был накоплен богатый материал, который
подвергся тщательному анализу. Результатом
психолого-педагогической работы, ведущейся
с начала ХХ века, стали Материалы для
развития чувств, представленные здесь
одновременно с другими развивающими
материалами.
Монтессори-материалы являются
составной частью так называемой педагогической
"подготовительной среды", которая
побуждает ребенка проявить возможности
его собственного развития через самодеятельность,
соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню
ясности, структуре и логической последовательности
соответствуют периодам наибольшей восприимчивости
развития ребенка. Эти периоды, благоприятные
для обучения определенным видам деятельности,
выявления дарований, воспитания умения
владеть собой и формирования отношения
к миру, могут быть оптимально использованы
с помощью развивающих материалов.
Материалы и их функции должны
рассматриваться во взаимосвязи с принятым
Марией Монтессори видением ребенка, а
именно с его антропологией. Она видела
в формирующемся ребенке мощные внутренние
созидательные силы, которые выполняют
работу по развитию и построению его собственной
личности. При этом материалы существенно
помогают упорядочить постижение ребенком
окружающего мира. В центре внимания педагога
находится ребенок с его индивидуальными
и социально - эмоциональными потребностями,
при этом материалы играют вспомогательную
дидактическую роль.
Материалы Монтессорислужат
прежде всего тому, чтобы способствовать
духовному становлению ребенка через
соответствующее возрасту развитие его
моторики и сенсорики. Ребенок действует
самостоятельно, его внутренние силы освобождены,
чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать
независимым от взрослых. Индивидуальное
и социальное развитие образуют единство
противоположностей. Только оно дает возможность
автономной и независимой личности реализовать
сложное поведение в обществе.
Для ребенка Монтессори-материалы
есть ключ к миру, благодаря которому он
упорядочивает и учится осознавать свои
хаотичные и необработанные впечатления
о мире. При их помощи ребенок врастает
в культуру и современную цивилизацию.
На собственном опыте учится понимать
природу и ориентироваться в ней. В созданной
согласно Монтессори "подготовительной
среде" ребенок может упражнять все
физические и духовные функции, формировать
свою душевную целостность и всесторонне
развиваться. Посредством упорядочивания
подготовительной среды он учится приводить
в систему свой прежний опыт.
Правильное воспитание добивается
не того, чтобы заставить ребенка воспринять
одно за другим изолированные знания,
а чтобы связать приобретенный опыт в
единое целое. Истинная сущность разума
состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять.
Связи становятся понятными, противоположность
ясной, противоречия осознанными, выводы
сделанными, а поведение контролируемым.
Разнообразный сенсорный и моторный опыт
превращается в "знание, ставшее плотью".
Это направление развития личности ребенка
опирается на утверждение: "В разуме
нет ничего такого, чего прежде не было
бы в чувстве".
Материалы отвечают стремлению
к движению у детей. Маленький ребенок
узнает свое тело, строит схему своего
тела, совершенствует координацию глаз,
рук и ног, это способствует появлению
все более точных и гармоничных движений.
Мир постигается в истинном смысле этого
слова. Движения, соединенные с впечатлениями
и чувствами, создают основу для духовного
развития.
Через самостоятельное обращение
с материалом ребенок приобретает различные
навыки. Он учится ставить цель и находить
соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы
отвечают спонтанному и ненасытному стремлению
ребенка к движению. Направленная на дидактические
цели моторика влияет на общее, эмоциональное,
речевое и социальное развитие.
Через сильную притягательность
материалов ребенок приобретает интерес
к вещи. Из любопытства и радости общения
с материалом у него возникает внутренняя
мотивация, которая помогает ему постигать
мир. Он стремится сам во всем разобраться
и нуждается лишь в небольшой помощи педагога,
который наблюдает за его развитием и
косвенно руководит им, насколько это
необходимо.
Монтессори-материалы способствуют
"поляризации внимания", направленного
к выявлению глубинной, изнутри идущей
связи предметов. Она происходит в процессе
повторения упражнений. Таким образом
достигается глубокое проникновение в
суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка
от взрослых, Монтессори-материалы дают
ему возможность контроля над ошибками.
Ребенок должен уметь сам находить свои
ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла,
он устраняет ее, и нарушенный порядок
восстанавливается. Это приучает к точности
и деловитости.
Монтессори-материалы - это нечто
среднее между учебными пособиями и развивающими
играми, изготовленными непременно из
натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов
не менялся со дня создания, т.е. почти
100 лет. Для изготовления деревянных материалов
применяются ценные сорта дерева, все
материалы изготавливаются очень качественно,
некоторые из них достаточно сложны в
изготовлении. Поэтому стоят настоящие
монтессори-материалы дорого. Список некоторый
материалов и занятий, используемых в
монтессори-группах:
· Сенсорное развитие
Рамки с застежками - обучение
конкретным, навыкам, необходимым при
одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами,
кнопками, молнией, пряжками, шнурками,
крючками, булавками и бантами.
Коричневая лестница - представляет
различия между двумя измерениями и знакомит
с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий;
толстый, толще, самый толстый.
Розовая башня - представляет
различия величины в трех измерениях и
помогает ребенку в дифференцировании
понятий большой, больше, самый большой;
маленький, меньше, самый маленький.
Красные штанги - представляют
различия величины в одном измерении (длины)
и знакомят с понятиями: короткий, короче,
самый короткий; длинный, длиннее, самый
длинный.
Блоки цилиндров - представляют
собой четыре набора с девятью цилиндрами
в каждом. Первый набор состоит из цилиндров
различных по высоте; второй - цилиндры
различные по диаметру; два других включают
цилиндры различные по высоте и по диаметру.
Подбор цилиндра к соответствующему отверстию
помогает в различении размера и развивает
мелкую мускулатуру рук необходимую при
письме.Цветные цилиндры - каждый набор
соответствует параметрам размеров одного
из наборов блоков цилиндров.Шумовые цилиндры
- этот набор состоит из двух деревянных
коробок, каждая из которых, содержит шесть
цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет
свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров
подбирается соответствующий звук синих
цилиндров.
· Развитие речи
Буквы, вырезанные из песчаной
бумаги, позволяют ребенку узнать очертание
каждой буквы через прикосновение и ассоциировать
звук буквы с ее очертанием.Металлические
вкладки - десять математических вкладок
разной геометрической формы. Вкладки
имеют маленькую ручку для удерживания
и перемещения. Прослеживание контура
вкладки помогает подготовить руку и глаз
к письму.
Математическое развитие
Красно-синие штанги - набор
из 10 штанг того же размера что и красные
штанги, но каждая штанга делится на красно-синие
части. Эти упражнения учат первичным
основам счета и могут быть использованы
для простейшего складывания вычитания,
умножения и деления.
Коробка с веретенами - две коробки
с секциями от 0 до 9 используются для обучения
счету и понятия количества. Ребенок размещает
определенное количество веретен в соответствующую
секцию.
Золотые бусины - эти материалы
обеспечивают введение в понятие счета,
количества и основных математических
функций.
Геометрические тела - обучают
зрительному и тактильному различению
геометрических форм. Набор состоит из
куба, шара, цилиндра, четырехугольной
пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида,
овоида, конуса и треугольной призмы.
7.РОЛЬ ПЕДАГОГА
В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ.
Смысл метода, разработанного
Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать
ребенка к самовоспитанию, самообучению,
саморазвитию. Задача воспитателя – помочь
организовать ему свою деятельность, пойти
собственным уникальным путем, реализовать
свою природу.
Педагог в школе Монтессори
воздействует на ребенка не прямо, а посредством
дидактических материалов – различных
игр, приспособлений, – с которыми ребенок
действует по подготовленной педагогом
программе. В отличие от педагога в традиционной
школе Монтессори-учитель не является
центром класса. Когда дети занимаются
в классной комнате, он едва заметен. Учитель
не сидит за столом, а проводит время в
индивидуальных занятиях, работая с ребенком
за столиком или на коврике.
Монтессори-руководитель должен
быть проницательным наблюдателем и иметь
четкое представление об индивидуальном
уровне развития каждого ребенка. Он решает,
какие материалы больше подходят для работы
в данный момент. Индивидуальные наблюдения
дают возможность учителю помочь ребенку
в оптимальном использовании материалов;
затем он оставляет ребенка с материалом
и возвращается к наблюдению.
Педагог вмешивается в деятельность
ребенка только в том случае, если это
необходимо. Он должен уметь проявить
гибкость и быть в состоянии найти адекватные
способы для оказания помощи воспитаннику.
Ребенок обращается к учителю как к доброжелательному
помощнику, который всегда рядом в случае
необходимости, но главным образом как
к человеку, способному помочь ему сделать
что-либо самостоятельно. В результате
у детей наряду с получением знаний удивительно
глубоко и прочно развиваются внимание,
слух, память и другие важные качества.
Для Монтессори-учителя характерно
отступать на задний план, пробуждать
интерес, оказывать помощь и никогда не
бить по рукам. Педагог откликается, прежде
всего, на главную просьбу ученика "помоги
мне это сделать самому".
Если педагоги стремятся к освобождению
детей и хотят увидеть естественные проявления
их наклонностей, это не означает, что
им следует сесть в углу классной комнаты
и просто наблюдать происходящее. Ясно,
что никакого освобождения ребенка не
произойдет. Любой эксперимент требует
подготовки. Прежде чем пустить детей
в класс, Монтессори-учитель подготавливает
специальную среду, в которой он будет
наблюдать детей, и специальные предметы
для их свободной деятельности.
Монтессори-учитель придает
организации специально подготовленной
среды большое значение, так как истинная
свобода человека сопряжена с освоением
им культурного пространства, которое
значительно расширяется, если педагог
заранее профессионально обдумывает его.
У ребенка, окруженного книгами, энциклопедиями,
лабораторными приборами, орудиями различных
ремесел, появляется спонтанная ответственность
за освоение всего этого богатства. Он
концентрируется в работе с предметами-стимулами,
и освобождение его духа приходит само
собой, естественным путем без каких-либо
взрослых вмешательств и, специальных
педагогических приемов.
8.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА М.МОНТЕССОРИ В РОССИИ.
Уже к 1909 г. стало ясно, что задуманный
и осуществленный Монтессори социально
педагогический эксперимент оказался
успешным. С этого времени ее яркая звезда
утвердилась на педагогическом небосклоне.
Постепенно слава педагога-гуманиста
преодолевает границы Италии, и одна за
другой в Рим, в "Дом ребенка", из Испании
и Голландии, Англии и Швеции начинают
приезжать учительницы начальных классов
и воспитатели детских заведений, желающие
познакомиться с ее методикой.
М. Монтессори тоже начинает
свои поездки по различным странам мира.
Ее лекции пользуются феноменальным успехом.
Достаточно привести такой факт: в 1913 г.
во время выступления в США на ее сообщения
и демонстрационные занятия приходили
тысячи человек, причем некоторые специально
приезжали за многие сотни километров,
чтобы послушать нового "педагогического
мессию". Стремясь донести свое слово
до большого числа слушателей, М. Монтессори
в 1910 г. прерывает личную практику в "Доме
ребенка" и целиком переключается на
экспериментально-педагогическую и пропагандистскую
деятельность.
До России первые сведения об
успехах педагогического эксперимента
М. Монтессори дошли еще в 1910 г. С достаточной
полнотой российская педагогическая общественность
смогла ознакомиться с системой М. Монтессори
в 1913 г., когда вышел в свет русский перевод
главного ее труда под заглавием "Дом
ребенка. Метод научной педагогики".
Книга сразу привлекла внимание своей
оригинальностью и прикладной направленностью.
Вокруг идей, изложенных в ней, развернулись
горячие споры. Осенью этого же года в
Петербургском университете, а потом и
в Педагогическом музее состоялась презентация
дидактического материала Монтессори,
который получил восторженные отклики
большинства посетителей.