Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 15:08, реферат
Описание работы
В Сан-Лоренцо, где в 1907 году был открыт первый в мире "Casa dei Bambini" – "Дом ребенка", работающий по ее системе, по этому случаю организованы фантастические по мировым масштабам торжества, а на американскую международную конференцию, посвященную этой дате, в Нью-Йорк съедутся 4 000 педагогов Монтессори. По разным странам уже начала путешествовать огромная выставка, которая в ретроспективе показывает шествие по миру педагогической системы, предложенной великой итальянкой.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………2
1. МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)………………………………………………….…3
2. РОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ…………….4
3. О СМЫСЛАХ " КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ" ДЕТЕЙ………………….…..6
4. ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………6
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА………………………………………..7
Первый практический шаг по
пути реализации идей М. Монтессори в России
сделала Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943). Энергично
взявшись за дело, она уже в октябре 1913
г. создала при одной гимназии маленький
детский сад, работавший по системе Монтессори.
Двадцать лет она неустанно пропагандировала
метод, опубликовала более 40 своих книг
и статей, издала на русском языке несколько
работ М. Монтессори. В 1914 г., пробыв месяц
в Италии, Ю.И. Фаусек еще больше укрепилась
верой в правоту того дела, за которое
взялась. Ее книгу "Месяц в Риме в "Домах
Детей" М. Монтессори" (1915) можно порекомендовать
всем тем, кто только приступает к овладению
наследием итальянского педагога.
На базе сада Ю.И. Фаусек было
создано в 1916 г. "Общество свободного
воспитания (метод Монтессори)", при
котором были открыты курсы по ознакомлению
с ее системой. В результате в России открылись
сразу несколько детских садов Монтессори:
два – в пос. Лесном (близ Петрограда),
их руководительницы ездили в Нью-Йорк
и купили дидактический материал; один
сад - в провинции, в г. Кириллове Новгородской
губернии. Были открыты специальные сады
при Попечительстве о бедных и Народном
доме графини Паниной.
Несмотря на объективные трудности,
вызванные войной и революцией, Ю. И. Фаусек
оставалась верной своему делу и весной
1917 г. создала в Петрограде детский сад
Монтессори, который устоял среди потрясений
гражданской войны. В 1922-1923 гг. его посетили
четыреста семьдесят пять делегаций, в
основном провинциальных педагогов и
даже крестьян, живо интересовавшихся
системой. Несмотря на полемику вокруг
этой системы и ее критику, дети с увлечением
занимались с Монтессори-материалами
и поражали своими успехами в развитии.
Это и было главным аргументом пропаганде
метода.
Следует отметить, что детский
сад являлся лабораторией при кафедре
Института дошкольного образования: с
одной стороны, студенты-"дошкольники"
знакомились с работой детского сада,
а с другой – преподаватели кафедры и
другие энтузиасты, посвятившие себя изучению
системы Монтессори, имели возможность
непосредственно работать с детьми.
Постепенно в России начинает
возникать все больше садов Монтессори.
В Москве – "Кельнский дом" на Девичьем
поле (руководитель А.А. Перроте), сад под
руководством А.П. Выготской, сад для глухонемых
детей Н.П. Соколовой; дом в Вятке, а также
четыре детских сада в Тифлисе, в которых
преподавала ученица Монтессори. При Институте
дошкольного образования в октябре 1923
г. открылся "Научный кружок по методу
Монтессори", в котором было впервые
предпринято научное изучение возможностей
и путей использования метода в отечественных
условиях.
Возрастающий интерес к системе
Монтессори, ее распространение по России
привели к тому, что в 1926 г. на заседании
научно-педагогической секции Государственного
ученого совета, в сообществе маститых
педагогов и организаторов образования,
решался вопрос о том, возможно ли все
дошкольные учреждения СССР построить
по системе Монтессори.
В итоге полемики была принята
резолюция, по сути ставившая крест на
сколько-нибудь широком изучении и распространении
системы Монтессори, поскольку она по
целому ряду параметров (отсутствие коллективного
воспитания, связи с жизнью, с общественно
полезным трудом) совершенно расходилась
с основными постулатами Единой трудовой
школы РСФСР, с официальными педагогическими
установками и, что, пожалуй, было наиболее
нетерпимо, с идеологическими догмами.
Поэтому было предписано ограничиться
лишь экспериментальной работой в одном-двух
детских садах. Эта деятельность до конца
20-х гг. и продолжалась в Ленинграде под
руководством все той же неутомимой Ю.
И. Фаусек.
В 1928 г. система Монтессори в
СССР была запрещена окончательно, над
ней на долгие 60 лет сомкнулась "трава
забвения". И хотя в нашей стране педагогика
М. Монтессори не предавалась такому остракизму,
как, например, идеи Джона Дьюи, однако
на практике ее метод если и применялся,
то лишь опосредованно и фрагментарно
(развивающие материалы Б.П. Никитина,
таблички с шершавыми буквами учительницы
109-й московской школы Е.Н. Потаповой).
Лишь в начале 90-х гг. педагоги
России в поисках путей гуманизации воспитания
и образования подрастающих поколений,
создания оптимальных условий для их роста
на основе свободного развития и самореализации
личности опять обратились к наследию
М. Монтессори. И сегодня, как в первой
четверти XX в., вновь происходит встреча
с ее идеями, восхождение к ее педагогике,
позволяющей по-новому взглянуть на пути
организации деятельности детских садов
и начальных школ, на основы семейного
воспитания, переосмыслить многие стереотипы,
которые присущи нашему сознанию. В 1992
г. был создан Московский центр Монтессори,
в 1993 г. – Межрегиональная альтернативная
Монтессори-ассоциация. В образовательных
учреждениях стала использоваться методика
Монтессори. Появились фабрики, производящие
отечественные Монтессори-материалы.
Издаются ее работы, а также книги и статьи,
пропагандирующие опыт и достижения Монтессори-педагогики.
Сейчас в 35 регионах России более
400 групп в детских садах, работающих по
системе Монтессори. Регулярно проводятся
всероссийские конференции по обмену
опытом. Московский центр Монтессори с
помощью немецких специалистов подготовил
несколько выпусков квалифицированных
педагогов. Все больше родителей отдают
своих детей в Монтессори-школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Монтессори-школа занесена в
Книгу Гиннеса как самая многочисленная.
В ней учится более 22000 детей, а находится
она в Индии. Говорят, что такую же школу,
но в Америке окончила, например, дочка
Билла Клинтона. Внуки и правнуки Льва
Николаевича Толстого, эмигрировавшие
в разные страны мира, тоже учились в Монтессори-школах.
В Нидерландах, Финляндии и США детские
сады и школы этого направления включены
в основной государственный реестр официальных
учебных заведений.
Прочитайте внимательно труды
великой Монтессори и попробуйте увидеть
своего ребенка ее глазами: он уникален
и неповторим; он наделен от природы безграничными
возможностями и жаждой познания, и задача
любящих мудрых родителей – уважать право
малыша быть самим собой, ежедневно и ежечасно
создавать для него развивающую среду,
в которой он мог бы удовлетворить свою
любознательность, мягко и тактично направляя
кроху на пути познания, полном радостных
открытий и озарений. Вот – главный урок
Марии Монтессори.
Нарастающий в наши дни большой
интерес к идеям и опыту М. Монтессори
глубоко символичен, ведь это связано
с такими чертами российской педагогической
традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности
ребенка, а также с необходимостью обучения
и воспитания подрастающего поколения,
способного успешно действовать в гражданском
обществе, в непрерывно меняющемся мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Богуславский М.В., Сороков
Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу
Монтессори. - М.: МЦМ, 2010- 146с.
2. Дичковская И.Н., Пониманская
Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная
система М.Монтессори./Под ред.. Сумнительного
К.Е.. М., МЦМ. 2011- 116 с.
3. Монтессори М, Дом ребенка.
Метод научной педагогики. Пер. с итал.
С.Г. Займовского, доп. по англ. и амер. изд.,
со введ.проф. Гарвардского ун-та Генри
Гольмса. - М.: Задруга, 2011
4. Монтессори в России: Новый
взгляд.// Сборник научно-практических
статей./ Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск
I. М. МЦМ,2012. 124 с.