Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:30, курсовая работа
До 1950-х годов доминировало представление о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств. С «технизацией» обучения связывались немалые надежды на преобразование практики массового обучения. От «волшебного фонаря» начала столетия и до микрокомпьютеров наших дней в педагогике неизменно присутствует течение, которое ориентируется на все расширяющиеся возможности ТСО.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Технология постановки целей……………………………………………...……..7
1.1От педагогических программ – к конкретным педагогическим целям….…....7
1.1.1 Постановка обобщенных образовательных целей………………………......7
1.1.2 Основные направления конкретизации целей.…………………………........7
1.2 Постановка и конкретизация целей обучения……………………………........8
1.2.1 Способы постановки целей…………………………………………………...8
1.2.2 Таксономия педагогических целей……………………………………....…...9
1.2.3 Учебные цели на языке «наблюдаемых действий»……………...................10
1.2.4 Способ описания конкретных целей………………………………..............12
1.2.5 Способ описания эталонного результата….………………..........................13
1.2.6 Системное дидактическое проектирование……...........................................14
2. Технология достижения целей………………………………………………….16
2.1Дидактический процесс – основа педагогической технологии………….......16
2.2Мотивационный этап дидактического процесса.……………………………..17
2.3Этап учебно-познавательной деятельности учащегося………………………17
2.4Теория усвоения – бихевиоризм………………………………………..……...21
2.5Алгоритм управления в дидактическом процессе……………………………22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...27
Содержание
1 Технология постановки целей……………………………………………...……..7
1.1От педагогических программ – к конкретным педагогическим целям….…....7
1.1.1 Постановка обобщенных образовательных целей………………………......7
1.1.2 Основные направления конкретизации целей.…………………………........7
1.2 Постановка и конкретизация целей обучения……………………………........8
1.2.1 Способы постановки целей…………………………………………………...8
1.2.2 Таксономия педагогических целей……………………………………....…...9
1.2.3 Учебные цели на языке «наблюдаемых действий»……………................
1.2.4 Способ описания конкретных целей……………………………….............
1.2.5 Способ описания эталонного результата….………………............
1.2.6 Системное дидактическое проектирование……..............
2. Технология достижения целей………………………………………………….16
2.1Дидактический процесс – основа педагогической технологии………….......16
2.2Мотивационный этап дидактического процесса.……………………………..17
2.3Этап учебно-познавательной деятельности учащегося………………………17
2.4Теория усвоения – бихевиоризм………………………………………..……
2.5Алгоритм управления в дидактическом процессе……………………………22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
До 1950-х годов доминировало представление о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств. С «технизацией» обучения связывались немалые надежды на преобразование практики массового обучения. От «волшебного фонаря» начала столетия и до микрокомпьютеров наших дней в педагогике неизменно присутствует течение, которое ориентируется на все расширяющиеся возможности ТСО. Подобно тому, полагают энтузиасты «технизации», как современный дом все больше и больше становится «машиной для жилья», насыщенная техническими средствами школа становится своего рода «машиной для обучения». В такой школе учитель будет потеснен.
Наконец появилось представление
о педагогической технологии как
о систематичном и
Благодаря представлению о педагогической технологии как проекте определенной педагогической системы, можно выделить следующие важные черты педагогической технологии. Это, во-первых, как было замечено выше, предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса и последующее воспроизведение проекта в классе. Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося. Третья черта педагогической технологии – процесс целеобразования. Если в традиционной педагогике цели задаются весьма нечетко, то в педагогической технологии это центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах:
В-четвертых, нужно выделить важный принцип педагогической технологии – принцип целостности, структурной и содержательной, всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов ПС. При этом недопустимо внесение изменений в один из элементов ПС, не затрагивая соответствующей перестройкой другие. Например, при изменении цели образования, неизбежна трансформация его содержания и процессов обучения таким образом, чтобы они способствовали достижению поставленных целей.
Итак, в новом понимании
«это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов». [1]
Этот подход распространен сейчас столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии (т.е. применение технических средств в обучении). Его суть заключена в идее полной управляемости работы любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена – учебного процесса.
Предмет технологии обучения – создание систем обучения и профессиональной подготовки. Остановимся на разработках, которые связаны с созданием инструментария работы педагога, преобразованием основного звена повседневной деятельности учебных заведений – процесса обучения. Речь, таким образом, пойдет о педагогической технологии как технологии учебного процесса.
Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом: [2]
Рисунок 1. – Схема учебного процесса
На этой схеме еще трудно усмотреть специфические черты технологии обучения; в самом деле, общие цели обучения и содержание выделяются всегда; в любом учебном процессе более конкретные учебные цели, результаты обучения всегда подвергаются оценке.
Однако и в такой общей схеме можно проследить особенность, присущую именно технологическому подходу: направленность на достижение заведомо поставленной цели и, на этой основе, коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.
Ключ к пониманию
Объект исследования: Современные образовательные технологии.
Цель исследования: Проанализировать методы совершенствования образовательных технологий.
Задачи:
1. Отработать материал по данной теме.
2.С помощью различных методов исследования выяснить состояние современных образовательных технологий.
3. Подвести итоги.
Педагогическая технология
характеризуется в отношении
целеобразования принципом
Цель должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.
На первых, т.е. удаленных от учебного процесса уровнях, цели носят характер общих установок. К ним относятся:
Эти общие цели поддаются конкретизации, но не всякая конкретизация технологична, - обычно цель остается не полностью описанной, для технологической полноты нужно представить ее через поддающийся точной фиксации результат.
Начальным шагом конкретизации
образовательных целей в
Что дает такой способ постановки целей? Пожалуй, только одно – указание на область содержания, затрагиваемую уроком. Но можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей инструментальным? Очевидно, нет. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.
Например: «Ознакомить
учащегося с принципом действия
двигателя внутреннего
3) Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика. Например: «Развить умение выразительного чтения», «Формировать интерес…».
В формулировках такого рода мы узнаем обобщенные образовательные цели – на уровне учебного заведения, предмета, но не на уровне урока.
Сторонники педагогической технологии критикуют и этот способ постановки целей.
4) Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: «Цель урока – решение задач на нахождение корней квадратного уравнения» или «Исследование клеточной структуры растения».
На первый взгляд, такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь выпадает важнейший момент – ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть ни что иное, как определенный сдвиг в уровне развития ученика, который находит отражение в процессе его деятельности.
Трудно не согласиться с тем, что определение целей обучения через содержание предмета, процесс деятельности учителя или ученика не дает полного представления о предполагаемых результатах обучения. Более того, как справедливо замечает эстонский дидакт П.У. Крейтсберг, при таких способах определения целей работа учителя может превратиться в своего рода самоценный ритуал. Поэтому нельзя отрицать их неясности, неопределенности, неинструментальности.
Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать. Правда, эта идея сталкивается со значительными трудностями. Каким способом перевести результаты обучения на язык действий? Как добиться однозначности этого перевода? Эти вопросы решаются двумя основными способами:
Само понятие «таксономия» (от греческого taxis – расположение по порядку и nomos - закон) заимствовано из биологии. Оно означает такую классификацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно.