Педагогическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Объект работы — образование в России второй половины XIX — начала XX вв. Предмет — развитие общественных инициатив в области всеобщего начального образования в России. Проблема, объект, предмет и цель исследования предопределили следующие задачи:

 Определить революционно-демократическую педагогическую теорию 30-40х годов

 Рассмотреть общественно – педагогическую деятельность 60х годов ХIХ века и развитие педагогической мысли

 Изучить видных теоретиков и практиков дошкольного воспитания 2-ой половине ХIХ века

 Определить школу и общественное дошкольное воспитание в России в конце ХIХ начала ХХ вв.

 Рассмотреть педагогическую теорию конца XIX в. начало XX в. 26

 Познакомиться с педагогическими идеями деятелей дошкольного воспитания XIX в. начало XX в.

 Выявить основные аспекты школа и дошкольного воспитания в начале XX в.

Содержание работы

Введение 3

1. Революционно-демократическая педагогическая теория 30-40х годов 5

2. Общественно – педагогическая деятельность 60х годов ХIХ века и развитие педагогической мысли 8

3. Видные теоретики и практики дошкольного воспитания 2-ой половине ХIХ века 11

4. Школа и общественное дошкольное воспитание в России в конце ХIХ начала ХХ вв. 15

5. Педагогическая теория конца XIX в. начало XX в. 17

6. Педагогические идеи деятелей дошкольного воспитания XIX в- начало XX в…. 20

7. Школа и дошкольное воспитание в начале XX в. 25

Заключение 30

Список литературы 32

Файлы: 1 файл

история педагогики.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Восстановление народного хозяйства в 20-е гг., последующая индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в социалистическое производство требовало ускоренного решения вопросов воспитания детей. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов. Чтобы ускорить развитие сети детских учреждений, предприятиям и ведомствам передавались в хозяйственное ведение существующие при них и вновь открываемые ясли и сады. В системе органов просвещения оставались учреждения для населения, не обслуживаемого ведомственными садами. Педагогическое руководство всеми садами осуществлялось Народным комиссариатом просвещения.

Все проблемы дошкольного воспитания решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов и т. д.

В результате огромных достижений советского народа, завершившего к 1940 г. в основном построение социализма, была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей.

В трудные годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба всех завоеваний социализма, Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановления (от 9 января и 10 ноября 1944 г.), направленные на дальнейшее расширение сети и улучшение работы детских садов.

В послевоенный период особое значение имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959)[33].

Задачи развития детских садов как государственных учреждений постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили отражение и планы совершенствования дошкольного воспитания.

Особое внимание уделяется развитию дошкольных учреждений на селе. С первых лет Советской власти партийные и государственные органы, стремясь создать новый быт в деревне и привлечь женщину-крестьянку к общественной деятельности, направляли усилия кооперативов на открытие детских яслей и площадок. Успехи коллективизации сельского хозяйства привели к созданию и росту дошкольных учреждений в колхозах. В 1954 г. министерства просвещения и здравоохранения РСФСР утвердили «Положение о колхозном детском саде».

Важнейшее значение для развития дошкольного воспитания на селе имеет постановление Совета Министров СССР от 17 марта 1973 г. «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах», в котором поставлена задача в ближайшие годы максимально удовлетворить потребности колхозников в дошкольных учреждениях, осуществить мероприятия по развитию материальной базы, улучшению методического руководства и обеспечению детских садов кадрами.

Широкое движение за улучшение общественного дошкольного воспитания детей в сельской местности развернулось в ходе Всесоюзного смотра колхозов и совхозов на лучшую организацию общественного дошкольного воспитания, который был организован совместно министерствами просвещения и здравоохранения.

В 1976 г. в СССР насчитывалось более 117 тыс. постоянных дошкольных учреждений, охватывающих более 12 млн. детей. В нашей стране осуществляется стройная система государственных мероприятий, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья женщины и выполнения ею важнейшей функции - рождения здорового ребенка и его воспитания.

В последующие годы в стране осуществлялась громадная работа по систематическому улучшению дела охраны материнства и детства. Важнейшие ее задачи и направления нашли всестороннее отражение в ряде партийных и государственных документов, и прежде всего в Основном Законе нашего государства - Конституции СССР.

В конце XIX - начале XX века получила развитие русская религиозно-философская мысль, обратившая особое внимание на проблемы воспитания человека в духе христианско-православной антропологии.

К этому периоду относится начало деятельности таких мыслителей, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.В. Флоровский, П.А. Флоренский и др. За исключением Павла Флоренского, репрессированного и погибшего в Советской России, они продолжили свои философско-педагогические искания в 20-50-е гг. в эмиграции.

Всех их объединяло то, что ответы на многие насущные вопросы воспитания они искали не столько в рамках научного подхода, сколько в христианской антропологии. Всем им был присущ особый интерес к философским основам педагогики, к проблеме «жизненного пути» верующего человека-христианина.

Говоря о конце XIX - начале XXв., в целом можно сделать вывод, что это был очень сложный и неоднозначный период в развитии отечественной школы и педагогической мысли. Характерной особенностью его было развертывание мощного общественного движения за реформирование школы и системы образования, которые уже не могли удовлетворить социальные и экономические потребности развивающегося общества.

Особенностью и своеобразием развития педагогической мысли в России этого периода являлся факт бурного развития наук о человеке, что позволило ученым-педагогам не только поставить в центр внимания изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, но и учитывать интересы, потребности и склонности самих детей, их природные возможности и дарование. Такой подход привел педагогов к большему пониманию необходимости использования в педагогике новых методов, позволяющихся не только выявлять индивидуальные особенности ребенка, но и активно способствовать их развитию. Поиски новых путей образования и воспитания ребенка способствовали развитию плюрализма в подходах к решению этой проблемы и в связи с этим к оформлению ряда более или менее развитых педагогических концепций, которые сохранили свое влияние на дальнейшее развитие педагогической науки.

Заключение

 

Таким образом, общественно-педагогическое движение, выдвинув злободневные вопросы развития народного образования, способствовало привлечению внимания к ним общественных сил страны, развитию общественной и частной инициативы в области организации начального, среднего и высшего образования.

Первые шаги реформирования средней общеобразовательной школы «сверху» были сделаны министром народного просвещения Н.П. Боголеповым (1846-1901), издавшим 8 июля 1899г. циркуляр, в котором приводился перечень недостатков средней школы, и объявлялось о создании специальной комиссии по их устранению.

Следующий шаг в реформировании средней общеобразовательной школы был сделан Министерством народного просвещения под руководством П.С. Ванновского (1822-1904), назначенного на пост министра 24 марта 1901г. Комиссия под его руководством разработала проект «Основных положений устройства общеобразовательной средней школы». По этому проекту намечалось создать единый тип среднего общеобразовательного учебного заведения с семилетним курсом обучения. С IV класса предполагалось ввести бифуркацию: в одном отделении должен был изучаться латинский язык, в другом - дополнительный курс естествознания и графического искусства. Ручной труд наряду с гимнастикой и военными упражнениями, как необязательный предмет, включался в программу всех классов, кроме последнего (в первых трех классах по 4 часа в неделю, в остальных - по 2 часа).

В русской педагогике конца XIX - начала XX века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и своеобразие развития России. Однако в целом отличительной чертой русской педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм. Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений рассматриваемого периода.

Развитие в начале ХХ века наук о человеке позволило сформулировать важное теоретическое положение о необходимости комплексного изучения ребенка как сложной развивающейся системы. При этом ребенок рассматривался не только как объект воздействия социальной среды, условий жизни, но и как личность, способная активно воспринимать явления окружающего мира и перерабатывать их, исходя из внутренней мотивации и индивидуальных особенностей. Такое понимание личности ребенка способствовало привлечению внимания к его изучению, к выработке новых эффективных методов обучения и воспитания.

В данной контрольной работе были решены следующие задачи:

             Определили революционно-демократическую педагогическую теорию 30-40х годов             

             Рассмотрели общественно – педагогическую деятельность 60х годов ХIХ века и развитие педагогической мысли

             Изучили  видных теоретиков и практиков дошкольного воспитания 2-ой половине ХIХ века

             Определили школу и общественное дошкольное воспитание в России в конце ХIХ начала ХХ вв.

             Рассмотрели педагогическую теорию конца XIX в. начало XX в.              26

             Познакомиться с педагогическими идеями  деятелей дошкольного воспитания XIX в. начало XX в.

             Выявили основные аспекты школа и дошкольного воспитания в начале XX в.

 

 

 

Список литературы

 

1.        Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2007. – 250 с.

2.        Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Ми-тюров. М., 2005. – 180 с.

3.        Антология педагогической мысли России в XVIII в. / Сост. А.И. Соловников. М., 2005. – 164 с.

4.        Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 2009. – 230 с.

5.        Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 2007. – 180 с.

6.        Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. – сост. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М., 2004. – 210 с.

7.        Белозерцев Е.П.К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 2004. – 310 с.

8.        Беляев В.И.Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2008. – 270 с.

9.        Беляев В.И.Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 2009. – 154 с.

10.   Гессен С.И.Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 2005. – 126 с.

11.   Егоров С.В.Учебно-методические материалы по истории педагогики. М., 2007. – 180 с.

12.   Жураковский Г.Е.Очерки по истории античной педагогики. М., 2003. – 70 с.

13.   Жураковский Г.Е.Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 2008. – 152 с.

14.   История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 240 с.

15.   История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 310 с.

16.   Культурно-просветительская работа В.И.Чарнолуского и общественно-педагогическое движение в России  конца XIX века. Проблемы педагогического образования. - М.: 2007. – 180 с.

17.   Корнетов Г.Б.Воспитание в первобытном обществе: возникновение, сущность, эволюция. М., 2003. – 242 с.

18.   Моздалевский Л.Н.Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2008. – 438 с.

19.   Общественно-педагогическое движение в России: история и современность. Общественно-педагогическое движение в условиях рос* сийского парламентаризма. Учебное пособие. - М.: МПА, 2008. – 170 с.

20.   Очерки педагогической науки в СССР (1917–1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. М., 2006. – 136 с.

21.   Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен и до конца XVII в. / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 2009. – 130 с.

22.   Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 2009. – 170 с.

23.   Педагогика народов мира: история и современность / Под ред. К.И. Соловьевой. М., 2005. – 290 с.

24.   Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2007. – 262 с.

25.   Пряникова В.Г.История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. М., 2005. – 180 с.

26.   Степашко Л.А.Философия и история образования. М., 2009. – 160 с.

27.   Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. М., 2008. – 140 с.



[1] История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 310 с.

[2] Степашко Л.А.Философия и история образования. М., 2009. – 160 с.

[3] История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 310 с.

[4] Гессен С.И.Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 2005. – 126 с.

[5] История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 310 с.

[6] Егоров С.В.Учебно-методические материалы по истории педагогики. М., 2007. – 180 с.

[7] История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 310 с.

[8]Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2007. – 262 с.

[9] Там же.

[10] Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2007. – 250 с.

[11] Моздалевский Л.Н.Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2008. – 438 с.

[12] Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. М., 2008. – 140 с.

[13] Моздалевский Л.Н.Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2008. – 438 с.

[14] Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 2009. – 230 с.

[15] История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 310 с.

[16] Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен и до конца XVII в. / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 2009. – 130 с.

[17] Степашко Л.А.Философия и история образования. М., 2009. – 160 с.

[18] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 2007. – 180 с.

[19] Очерки педагогической науки в СССР (1917–1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. М., 2006. – 136 с.

[20] История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 310 с.

[21] Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 2009. – 230 с.

[22] Культурно-просветительская работа В.И.Чарнолуского и общественно-педагогическое движение в России  конца XIX века. Проблемы педагогического образования. - М.: 2007. – 180 с.

[23] Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. – сост. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М., 2004. – 210 с.

[24] Гессен С.И.Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 2005. – 126 с.

[25] Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2007. – 250 с.

[26] Гессен С.И.Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 2005. – 126 с.

[27] Очерки педагогической науки в СССР (1917–1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. М., 2006. – 136 с.

[28] История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 310 с.

[29] Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 2009. – 230 с.

[30] История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 240 с.

[31] Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен и до конца XVII в. / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 2009. – 130 с.

[32] История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 310 с.

[33] История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008. – 240 с.


Информация о работе Педагогическая теория