Педагогические коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:49, реферат

Описание работы

Цель лекции (замысел, основная идея, объединяющая все предметное содержание).
Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач; в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Тематика, цели и задачи лекции…………………………………………4
2. Процедуры и методы, используемые в лекции, средства обучения…..6
3. Форма организации лекции. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей)………………………………………………………..8
4. Содержание лекции…………………………….........................................9
4.1. План лекции………………………………….............................................9
4.2. Конспект лекции……………………………..............................................9
5. Целостный образ преподавателя в процессе лекции………………….13
Список литературы……………………………………………………................14

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 29.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное

 образовательное учреждение 

высшего профессионального  образования

 «Российский государственный

 профессионально-педагогический 

университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Педагогические коммуникации»

 

1 вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березовский, 2012г.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Тематика, цели и задачи лекции…………………………………………4
  2. Процедуры и методы, используемые  в лекции, средства обучения…..6
  3. Форма организации лекции. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей)………………………………………………………..8
  4. Содержание лекции…………………………….........................................9
    1. План лекции………………………………….............................................9
    2. Конспект лекции……………………………..............................................9
  5. Целостный образ преподавателя в процессе лекции………………….13

Список литературы……………………………………………………................14

 

 

Введение

 

Цель лекции (замысел, основная идея, объединяющая все предметное содержание).

Задачи лекции, реализующие  основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач; в) средства, необходимые  студентам для решения указанных  задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.

Организационная форма  лекции: а) монолог с элементами эвристической  беседы; б) монолог с опорой на аудиовизуальные  средства; в) монологическое высказывание; г) эвристическая беседа; д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные  точки зрения по обсуждаемой проблеме); е) лекция-конференция.

Содержание лекций.

План и конспект содержания лекции.

Учебные средства и дидактические  приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).

Целостный образ преподавателя  в процессе лекции.

Формы сотрудничества преподавателя  со студентами в процессе решения  задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

Эмоционально-выразительные  невербальные средства общения преподавателя  с аудиторией (жесты, мимика, пантомимика, интонация, громкость, темп, ритм, паузы).

 

 

    1. Тематика, цели и задачи лекции

 

Тема: «Представление – как психический процесс».

Цель  (замысел, основная идея, объединяющая все предметное содержание):

Организовать  целенаправленную познавательную деятельность студентов по овладению программным  материалом по данной теме. Дать общее  представление о роли познавательных процессов в жизни человека. Познакомить  с основными понятиями по теме представление – как психический  процесс, дать знания об основных видах  представления, изучить основные виды, свойства и характеристики основных видов представлений.

Задачи лекции, реализующие основной замысел:

Состав  и последовательность задач:

  • Сформировать представление о представлении как о психологическом процессе;
  • Рассмотреть виды представлений;
  • Познакомиться с основными свойствами и характеристиками, классификацией представлений;

Характер  задач:

Информационный (дать информационный материал по данной теме и закрепить основные понятия, такие как представление; их виды (зрительные, слуховые, кинетические, осязательные, обонятельные вкусовые температурные  и органические) дать основные свойства и характеристики представлений, классификацию.

Мотивационный (сформировать познавательный интерес  к содержанию учебного материала)

Ориентировочный (дать основы для дальнейшего усвоения учебного материала);

Системообразующий (представить учащимся целостный  взгляд на представление – как  психический процесс);

Воспитательный (помочь выработать у студентов стремление к самостоятельной работе и всестороннему  овладению специальностью, развивать  интерес к учебной дисциплине, содействовать активизации мышления студентов).

Средства, необходимые студентам для решения  указанных задач: Системы представлений  и причинные связи.

Эмоциональные позиции и отношения, которые  формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач:

Нужно суметь сосредоточить внимание студентов  на восприятие и понимание указанного материала, а также настроить  их на внутреннюю мыслительную и эмоциональную  активность в ответ на действия преподавателя  и поступающую от него информацию. Необходимо постоянно наблюдать  за аудиторией и чувствовать ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Процедуры и методы, используемые  в лекции, средства обучения

 

Используется  произвольный метод мотивации, так  как преподавая базисные знания по дисциплине «Психология ощущений и  восприятия» проще объяснить  их значимость для дальнейшего изучения психологии, объяснив какую роль играют в нашей жизни представления.

Процедура и метод объяснения учебного материала  определяются формой доведения информации до аудитории. Объяснение учебного материала  проводится в форме лекции и предполагает метод сообщения готового знания путем устного представления  информации. После информирующего изложения  преподавателем общих понятий о представлении, его основных характеристик, функций, видов и особенностей представлений, студенты должны знать функции представлений и их характеристики, определять виды, а также иметь представление об их развитии.

Подача  учебного материала аудитории осуществляется в форме лекции, поэтому отработка, как таковая не предусматривается. Однако, предполагается задание на дом, где студенты будут самостоятельно изучать литературу по теме.

По ходу учебного процесса будет применяться  текущий вид контроля. А также  в начале занятия рубежный вид  контроля, для уточнения усвоенных  знаний с предыдущих дисциплин и  лекций по данной дисциплине.

Средства  обучения – орудия, которые позволяют  осуществить учебные процедуры.

В ходе данной лекции используются следующие средства:

    • план-конспект лекции;
    • наглядные пособия в виде презентации материалов на проекторе;
    • тетради;
    • пишущие принадлежности (ручки, карандаши, маркеры);
    • доска;
    • мел;
    • указка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Форма организации лекции. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

 

Форма обучения – лекция в присутствии преподавателя. Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы, дискуссии. Предполагается в основном монологическое высказывание в форме объяснения знания. Лишь незначительную часть времени предполагается потратить на диалог в процессе уяснения в форме вопросов аудитории. Ученики не взаимодействуют друг с другом. Студенты осуществляют общее дело, то есть фронтальную деятельность.

Аудитория – студенты второго курса заочного отделения психологии. Уровень подготовки – общеобразовательный с уклоном на специализацию, некоторые студенты уже имеют высшее образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Содержание лекции

4.1. План лекции:

Общее понятие  о представлении и его основные характеристики.

Функции представлений

Виды представлений.

Индивидуальные  особенности представления и  его развитие.

4.2. Конспект лекции

Вступление. Мы продолжаем изучение познавательных психических процессов, одним из которых является представление.

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших  органах, не исчезает бесследно в  то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После  этого сохраняются в течение  некоторого времени так называемые последовательные образы. Интересен  тот факт, что спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой – либо предмет, образ этого  предмета может быть снова случайно или намеренно вызван нами. Это  явление получило название представление. 

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Во-первых, это представления памяти, то есть те которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или  явления. Во-вторых, это представления  воображения. Представления возникают  в результате нашей практической деятельности и имеют огромное значение для всех психических процессов.

Представление – это психический процесс  отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего  опыта.

Представления имеют свои характеристики, первая из которых это наглядность. Представления  – это чувственно – наглядные  образы действительности, это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому они не имеют яркой  степени наглядности и, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой является фрагментарность. Представления полны пробелов, одни части и признаки представлены ярко, другие смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем чье-то лицо, то отчетливо воспроизводим  отдельные фрагменты, на которых  мы фиксировали внимание. Остальные  детали, лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее  значимой является характеристика неустойчивости и непостоянства представлений. Любой вызванный предмет или  образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное  усилие, чтобы вновь его вызвать.

Функции представлений

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций  в психической регуляции поведения  человека. Выделяют три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сигнальная  – состоит в отражении в  каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего  на наши органы чувств, но и многообразной  информации об этом предмете, которая  под влиянием конкретных воздействий  преобразуются в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая  – состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее  воздействовавшем на наши органы чувств.

Настроечная – проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера  воздействия окружающей среды. Таким  образом, представления имеют весьма существенную роль в психической  регуляции деятельности человека.

Виды представлений

В настоящее  время существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений  лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация видов  ощущения и восприятия.

Классификация основных видов представлений по видам по степени по степени волевых  анализаторов общности усилий: зрительные, слуховые, единичные, непроизвольные, обонятельные, общепроизвольные, двигательные

Классификация Б.М.Теплова в основе которой лежат  ощущения. Их особенностью является то, что в отдельных случаях они  бывают предельно конкретными и  передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

В основе слуховых представлений имеют значение речевые и музыкальные . Речевые  подразделяются на  фонетические и  темброво-интонационые. Они имеют  большое значение при изучении иностранных  языков. Суть музыкальных заключается  в представлении о соотношении  звуков по высоте и длительности, так  как мелодия определяется именно звуковысотными и ритмичными соотношениями.

Двигательные  представления не являются простым  воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связанны с актуальными  ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение. Например, если представить, что вы согнули  правую руку в локте, то автоматически  произойдет слабое сокращение этой руки, которое можно зарегистрировать чувствительными электрофизиологическими  приборами.

Индивидуальные  особенности представления и  его развитие.

Все люди отличаются друг от друга по той  роли, которую играют в их жизни  представления того или иного  вида. У одних преобладают зрительные, у других слуховые, а у третьих  двигательные. Люди с преобладанием  зрительного типа, вспоминая текст, представляют себе страницу книги, где  он напечатан, как бы мысленно его  читает. С преобладанием слухового  типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. С преобладанием  двигательного типа, вспоминая текст  или стараясь его запомнить какие  либо цифры, произносит их про себя.

Информация о работе Педагогические коммуникации