Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:49, реферат
Цель лекции (замысел, основная идея, объединяющая все предметное содержание).
Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач; в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Тематика, цели и задачи лекции…………………………………………4
2. Процедуры и методы, используемые в лекции, средства обучения…..6
3. Форма организации лекции. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей)………………………………………………………..8
4. Содержание лекции…………………………….........................................9
4.1. План лекции………………………………….............................................9
4.2. Конспект лекции……………………………..............................................9
5. Целостный образ преподавателя в процессе лекции………………….13
Список литературы……………………………………………………................14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный
профессионально-
университет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Педагогические коммуникации»
1 вариант
Березовский, 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Цель лекции (замысел, основная идея, объединяющая все предметное содержание).
Задачи лекции, реализующие
основной замысел: а) состав и последовательность
задач; б) характер задач; в) средства, необходимые
студентам для решения
Организационная форма лекции: а) монолог с элементами эвристической беседы; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства; в) монологическое высказывание; г) эвристическая беседа; д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме); е) лекция-конференция.
Содержание лекций.
План и конспект содержания лекции.
Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).
Целостный образ преподавателя в процессе лекции.
Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).
Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).
Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомимика, интонация, громкость, темп, ритм, паузы).
Тема: «Представление – как психический процесс».
Цель (замысел, основная идея, объединяющая все предметное содержание):
Организовать
целенаправленную познавательную деятельность
студентов по овладению программным
материалом по данной теме. Дать общее
представление о роли познавательных
процессов в жизни человека. Познакомить
с основными понятиями по теме
представление – как
Задачи лекции, реализующие основной замысел:
Состав и последовательность задач:
Характер задач:
Информационный (дать информационный материал по данной теме и закрепить основные понятия, такие как представление; их виды (зрительные, слуховые, кинетические, осязательные, обонятельные вкусовые температурные и органические) дать основные свойства и характеристики представлений, классификацию.
Мотивационный (сформировать познавательный интерес к содержанию учебного материала)
Ориентировочный (дать основы для дальнейшего усвоения учебного материала);
Системообразующий (представить учащимся целостный взгляд на представление – как психический процесс);
Воспитательный
(помочь выработать у студентов стремление
к самостоятельной работе и всестороннему
овладению специальностью, развивать
интерес к учебной дисциплине,
содействовать активизации
Средства,
необходимые студентам для
Эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач:
Нужно суметь сосредоточить внимание студентов на восприятие и понимание указанного материала, а также настроить их на внутреннюю мыслительную и эмоциональную активность в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Необходимо постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее.
Используется произвольный метод мотивации, так как преподавая базисные знания по дисциплине «Психология ощущений и восприятия» проще объяснить их значимость для дальнейшего изучения психологии, объяснив какую роль играют в нашей жизни представления.
Процедура и метод объяснения учебного материала определяются формой доведения информации до аудитории. Объяснение учебного материала проводится в форме лекции и предполагает метод сообщения готового знания путем устного представления информации. После информирующего изложения преподавателем общих понятий о представлении, его основных характеристик, функций, видов и особенностей представлений, студенты должны знать функции представлений и их характеристики, определять виды, а также иметь представление об их развитии.
Подача
учебного материала аудитории
По ходу учебного процесса будет применяться текущий вид контроля. А также в начале занятия рубежный вид контроля, для уточнения усвоенных знаний с предыдущих дисциплин и лекций по данной дисциплине.
Средства обучения – орудия, которые позволяют осуществить учебные процедуры.
В ходе данной лекции используются следующие средства:
Форма обучения – лекция в присутствии преподавателя. Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы, дискуссии. Предполагается в основном монологическое высказывание в форме объяснения знания. Лишь незначительную часть времени предполагается потратить на диалог в процессе уяснения в форме вопросов аудитории. Ученики не взаимодействуют друг с другом. Студенты осуществляют общее дело, то есть фронтальную деятельность.
Аудитория – студенты второго курса заочного отделения психологии. Уровень подготовки – общеобразовательный с уклоном на специализацию, некоторые студенты уже имеют высшее образование.
4.1. План лекции:
Общее понятие о представлении и его основные характеристики.
Функции представлений
Виды представлений.
Индивидуальные особенности представления и его развитие.
4.2. Конспект лекции
Вступление. Мы продолжаем изучение познавательных психических процессов, одним из которых является представление.
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого сохраняются в течение некоторого времени так называемые последовательные образы. Интересен тот факт, что спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой – либо предмет, образ этого предмета может быть снова случайно или намеренно вызван нами. Это явление получило название представление.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Во-первых, это представления памяти, то есть те которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. Представления возникают в результате нашей практической деятельности и имеют огромное значение для всех психических процессов.
Представление
– это психический процесс
отражения предметов или
Представления имеют свои характеристики, первая из которых это наглядность. Представления – это чувственно – наглядные образы действительности, это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому они не имеют яркой степени наглядности и, как правило, значительно бледнее.
Следующей характеристикой является фрагментарность. Представления полны пробелов, одни части и признаки представлены ярко, другие смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем чье-то лицо, то отчетливо воспроизводим отдельные фрагменты, на которых мы фиксировали внимание. Остальные детали, лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой является характеристика неустойчивости и непостоянства представлений. Любой вызванный предмет или образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.
Функции представлений
Представление,
как и любой другой познавательный
процесс, осуществляет ряд функций
в психической регуляции
Сигнальная
– состоит в отражении в
каждом конкретном случае не только образа
предмета, ранее воздействовавшего
на наши органы чувств, но и многообразной
информации об этом предмете, которая
под влиянием конкретных воздействий
преобразуются в систему
Регулирующая – состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств.
Настроечная – проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды. Таким образом, представления имеют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.
Виды представлений
В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация видов ощущения и восприятия.
Классификация основных видов представлений по видам по степени по степени волевых анализаторов общности усилий: зрительные, слуховые, единичные, непроизвольные, обонятельные, общепроизвольные, двигательные
Классификация Б.М.Теплова в основе которой лежат ощущения. Их особенностью является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.
В основе слуховых представлений имеют значение речевые и музыкальные . Речевые подразделяются на фонетические и темброво-интонационые. Они имеют большое значение при изучении иностранных языков. Суть музыкальных заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как мелодия определяется именно звуковысотными и ритмичными соотношениями.
Двигательные
представления не являются простым
воспроизведением прошлых ощущений,
а всегда связанны с актуальными
ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем
себе движение какой-нибудь части нашего
тела, происходит слабое сокращение. Например,
если представить, что вы согнули
правую руку в локте, то автоматически
произойдет слабое сокращение этой руки,
которое можно зарегистрировать
чувствительными
Индивидуальные особенности представления и его развитие.
Все люди
отличаются друг от друга по той
роли, которую играют в их жизни
представления того или иного
вида. У одних преобладают