Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 16:07, контрольная работа
Цель – исследование педагогических основ социальной работы. Задачи: установление взаимосвязи педагогики и социальной работы, изучение особенностей социально-педагогической работы с детьми и молодёжью, рассмотрение педагогических основ социальной работы с детьми и их семьями по месту жительства, педагогических основ социальной работы с детьми и подростками в школьных и внешкольных учреждениях, а также педагогических основ социальной работы с клиентами всех возрастов.
Введение
1 Взаимосвязь педагогики и социальной работы
2 Особенности социально-педагогической работы с детьми и молодёжью
3 Педагогические основы социальной работы с детьми и их семьями по месту жительства
4 Педагогические основы социальной работы с детьми и подростками в школьных и внешкольных учреждениях
5 Общие педагогические основы социальной работы
Заключение
Библиографический список
Содержание
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем государстве, сопровождаются многочисленными негативными факторами: растут преступность и правонарушения, приобретают серьёзные масштабы алкоголизм и наркомания (в том числе, детские и подростковые), возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии [2]. При этом на первый план выходит проблема воспитания и перевоспитания детей, подростков, а также взрослых с девиантным поведением. Это – задача социальной работы, но её осуществление невозможно без знаний основ педагогики и без применения педагогических методов. Именно поэтому тема данной контрольной работы весьма актуальна.
Определим цель и задачи настоящей контрольной. Цель – исследование педагогических основ социальной работы. Задачи: установление взаимосвязи педагогики и социальной работы, изучение особенностей социально-педагогической работы с детьми и молодёжью, рассмотрение педагогических основ социальной работы с детьми и их семьями по месту жительства, педагогических основ социальной работы с детьми и подростками в школьных и внешкольных учреждениях, а также педагогических основ социальной работы с клиентами всех возрастов.
Очень часто (однако не всегда) педагогика и социальная работа имеют тесную взаимосвязь. «Социальная работа» - принятое во всём мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Это также систематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспособление человека к обществу [6, c. 192]. Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем. Это алкоголизм, нарушение прав собственности, плохое обращение с детьми, супружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжничество, изоляция от общества, отсев школьников, побеги детей.
Эти же социальные группы являются и объектом социальной педагогики – науки, которая изучает проблемы общественного воспитания и предмет которой – закономерности влияния социальной среды на формирование личности. Внимательно «присматривается» социальная педагогика к «группам риска», которые составляют люди, оказавшиеся в сложных и критических условиях, - безработные, бомжи, наркоманы, пьяницы, проститутки, преступники, больные, люди, вышедшие из мест заключения, попавшие в преступные группы и запрещённые религиозные секты и т. д. Социальная педагогика изучает также особенности процессов воспитания в детском, подростковом, зрелом и пожилом возрасте. Всем указанным категориям людей особенно нужна квалифицированная педагогическая помощь [6, с. 191]. Так что при социальной работе с ними необходимо знание педагогических основ и умение применить его на практике.
Необходимость такого рода социальной (вернее, - социально-педагогической) работы возникает, чаще всего, в ситуациях, когда социальное пространство человека меняется, при том – не в лучшую сторону. Социальное пространство – это протяжённость социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля, транспорта и прочего [4, c. 521]. Не каждый человек легко переносит изменения в социальном пространстве (например, перемену места жительства, потерю работы и т. д.).
Кроме того, необходимость применения педагогических основ в социальной работе может быть обусловлена необходимостью социализации человека (чаще всего, ребёнка или подростка). Каждый человек – участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколений, процесса, при котором социальная сущность человека меняется по мере развития цивилизаций, преемственно воспринимается и передается от поколения к поколению. Социальность может быть представлена интеграцией ряда аспектов: осознания себя членом общества; сознательного выполнения норм социального бытия; способности активно приобщаться к социальным ценностям, их освоению и созиданию; реализации познавательной, трудовой, семейной, досуговой функций на основе гуманизма и духовности. Социальность включает в себя культуру, воспитанность, образованность человека [5, c. 15]. Помощь в приобретении социальности называется социализацией. Функцию социализации обычно выполняют семья и школа. Но если данные институты не выполнили эту функцию или ребёнок не воспринял социализацию с их стороны, то опять же становится необходима социально-педагогическая работа с последним.
В принципе, знание педагогических основ может пригодиться в социальной работе с клиентами всех возрастов, но более всего – в работе с детьми и подростками. Поэтому во всех последующих пунктах данной работы будет идти речь о педагогических основах социальной работы преимущественно с клиентами этих возрастных групп.
Одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребёнка. Сейчас создаётся широкая сеть таких учреждений, как центры социального здоровья семьи и детей, психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические и социальные службы для детей, центры воспитательной работы с детским и взрослым населением микрорайона и другие. Каждое из таких учреждений вносит определённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которых страдают дети [2]. Людям, работающим в этих учреждениях, крайне важно знать педагогические основы социальной работы.
Одна из таких основ – так называемая, педагогика среды. Отечественной педагогической наукой накоплен большой объём теоретических и прикладных знаний в области педагогики среды. Её суть в том, что в деле воспитания и перевоспитания детей должны сотрудничать семья, социальные учреждения, государство и всё общество в целом. В педагогике среды, являющейся одной из основ социальной работы, важнейшую роль играет социализация. Её точное определение звучит так: процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование [3].
Понятие «воспитание» очень близко к слову социализация, но воспитание – это, прежде всего, направленное действие посредством которого индивиду стараются привить желательные качества и свойства. Воспитателями выступают не только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад, улица, общественные организации и т. д. В педагогических основах социальной работы основное внимание уделяется социальному воспитанию, которое основано на том, что среда, в которой дети приобретают социальный опыт, оказывает существенное влияние на поведение личности, следовательно, детей надо воспитывать как бы личным примером.
Основой социальной работы с детьми и молодёжью также является педагогика досуга. Как никогда остро стоит сегодня проблема усиления воспитательной значимости сферы досуга, свободного времени
Что касается особенностей социально-педагогической работы с детьми и молодёжью, то в силу территориальной близости к семье такая работа в жилом массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами в совершенствовании педагогического и общественного воздействия на семью и её ближайшее окружение, влияния на процесс семейного воспитания. Из этой особенности «вытекает» следующая: социально-педагогическая работа с ребёнком или молодым человеком во внешкольных условиях возможна путём аналогичной работы с людьми, его окружающими [2].
Для современной системы социально-педагогической работы с населением по месту жительства характерна тенденция качественной перестройки организации и руководства этой системой. Так, координация данной работы с населением по месту жительства должна осуществляться в рамках территориальной единицы – микрорайона.
Педагогической содержание и формы социальной работы с населением по месту жительства определяются социальными потребностями жителей микрорайона, а также конкретными условиями района, микрорайона, дома, семьи. В любом случае, дети, подростки, молодёжь – предмет самого пристального внимания социально-педагогической работы всех воспитательных учреждений и общественных формирований микрорайона. Одной из педагогических основ такой работы является организация спортивно-оздоровительной работы среди населения с использованием разнообразных форм, рассчитанных как на определённые возрастные группы, так и на их совместное времяпрепровождение, на развитие семейных видов спорта, включение взрослых в тренерскую работу с детьми, проведение массовых спортивных праздников, соревнований. Также педагогической основой можно назвать проведение субботника по благоустройству территории микрорайона – он привлекает как взрослых жителей, так и детей, молодёжь. Ещё одна педагогическая основа подобной социальной работы: одинаковые формы такой работы с неблагополучными категориями взрослых жителей и с трудными подростками. Необходимо проводить одинаковую (или почти одинаковую) социально-педагогическую работу как со взрослыми, так и с детьми, с неблагополучной семьёй в целом, чтобы влиять на отношения в семье, предупреждая «заражение» подростка «болезнью» этой семьи, не дожидаясь того, когда он станет трудным.
Семья – первичный воспитательный коллектив, обладающий необычно широким диапазоном воспитательного воздействия на личность и испытывающий определённое влияние институтов общественного воспитания. Однако влияние семьи зависит от ряда данных, характеризующих её. Неустойчивость семьи, рост разводов, уменьшение престижа семейных традиций и ценностей неблагоприятно сказываются на воспитании детей в семье. Вполне естественно, что там, где ослабляется влияние семьи, возрастает роль коллективных форм общественного воспитания. Это требует от воспитательных учреждений и общественных институтов, а также от социальных работников и социальных педагогов оказывать разностороннюю помощь семье в решении воспитательных задач [2].
Взаимодействие семьи с различными воспитательными институтами общества не ограничивается информативными контактами. В отдельных ситуациях социальные работники могут выбрать наиболее приемлемые педагогические средства воздействия на семью, формы своевременной коррекции воспитательной деятельности родителей, отношений между детьми и взрослыми. Социально-педагогическая работа с семьёй по месту жительства имеет свои особенности, обусловленные спецификой среды, её широким социальным характером. Эффективность семейного воспитания в большей мере зависит от царящей в ней атмосферы духовного, нравственного контакта взрослых и детей, старших и младших. Так что объектом педагогической работы в семье должны быть не только дети, но и их родители, другие взрослые члены семьи. Предметом внимания в этом случае выступают их взаимоотношения и такие сферы семейной жизни, как быт, общение, свободное время.
Взаимодействие в семьей по месту жительства осуществляется на двух уровнях: индивидуальном и коллективном. Важнейшая педагогическая основа социальной работы с семьёй – это то, что индивидуальный уровень такой работы предполагает целенаправленное влияние на семью с учётом её конкретных особенностей, даёт возможность определить характер и конкретное воспитательное воздействие на неё. Ещё одна педагогическая основа такой работы: владение мастерством общения позволяет сделать повседневную работу с семьёй источником подлинного творчества, оказывающего влияние на развитие более многогранных коллективных форм этой работы по месту жительства [2].
В современных условиях развития общества внешкольные учреждения играют немалую роль в социальной работе с детьми и подростками. Ведущей педагогической особенностью подобной работы во внешкольных учреждениях является добровольность объединения детей по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения. Такая педагогическая основа, как обеспечение комплексности и многопрофильности деятельности детей и подростков во внешкольных учреждениях предполагает интенсивную социализацию личности ребёнка, расширение возможностей овладения жизненным опытом. Ребёнок во внешкольном учреждении имеет возможность свободно выбрать занятие из различных видов общественно значимой деятельности, а также свободно переходить от одного вида деятельности к другому, общаться в нескольких коллективах, избирательно взаимодействуя с окружающим миром. Участие взрослых в этом процессе ставит ребёнка в равноправное положение со старшими, значит, активное взаимодействие и общение педагогов и социальных работников с детьми, как с равными, - тоже педагогическая основа социальной работы с ними во внешкольных учреждениях.
В социальной работе внешкольных учреждений особое место принадлежит объединениям клубного характера, возникающим на добровольных началах для осуществления интересного дела, к примеру, клубы юных моряков и речников, клубы юных друзей природы, клубы спортивно-оздоровительного, культурно-массового, художественно-эстетического направления. Педагогической основой социальной работы с детьми в тех учреждениях, деятельность которых рассчитана преимущественно на взрослую аудиторию, является организация и проведение в их рамках детских и подростковых кружков, занятий и т. д. Так, в кинотеатрах могут проводиться детские сеансы, в театрах – детские спектакли академических театральных коллективов, выездные спектакли для школьников [2].
Серьёзные изменения, происходящие в обществе и государстве, не могли не повлечь за собой поиск новых путей в обновлении школы, в появлении новых направлений в социальной работе с детьми в школьных учреждениях. Обучение в школе всегда давало ребёнку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививаются навыки поведения в обществе, отношения к труду, к людям. Поэтому процесс обучения носит социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива [1, c. 35 – 36]. Отсюда видно, что весьма плодотворно осуществление социальной работы с детьми не только во внешкольных, но и в школьных учреждениях. По существу, педагогические основы социальной работы в школе те же, что и во внешкольных учреждениях, ведь в школе также проводится организация досуговой, спортивно-оздоровительной и художественно-творческой деятельности [2].
Наконец, назовём педагогические основы социальной работы, подходящие для клиентов всех возрастов.
Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и вне её, в сфере семьи, быта, свободного времени – важнейшая педагогическая основа социальной работы. Поэтому очень важно проводить социально-педагогическую работу с клиентом как у него на работе (в школе), так и в семье. Так что усиление социальной работы с клиентом в его семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – не только важнейшая педагогическая основа такой работы, но и закономерное явление, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности [2].
Выделяют основные педагогические направления социальной работы с семьёй: