Педагогические принципы и задачи советской системы дошкольного воспитания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 09:04, контрольная работа
Описание работы
Начало советской государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание работы
Введение 3 1. Педагогические принципы и задачи советской системы дошкольного воспитания 4 2. Содержание типовой программы советской системы дошкольного воспитания в детском саду 7 3. Организация жизни в детском саду 11 4. Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка 13 Заключение 16 Список использованной литературы 17
1. Педагогические принципы и
задачи советской системы
дошкольного воспитания
4
2. Содержание типовой программы
советской системы дошкольного
воспитания в детском саду
7
3. Организация жизни в детском
саду
11
4. Значение советской системы
дошкольного воспитания и ее оценка
13
Заключение
16
Список использованной литературы
17
Введение
Начало советской государственной
системы дошкольного образования в нашей
стране было положено после принятия 20
декабря 1917 года «Декларации по дошкольному
воспитанию». В этом документе были определены
принципы советского дошкольного образования:
бесплатность и доступность общественного
воспитания детей дошкольного возраста.
Советская система дошкольного воспитания,
через которую прошли практически все
граждане Советского Союза, в течение
многих десятилетий была единственной
и обязательной для всех детей до семилетнего
возраста, посещавших детские сады. Только
за 20 лет (1962—1982 гг.) эта педагогическая
программа переиздавалась девять раз
и являлась единственным и обязательным
документом для всех работников дошкольного
воспитания. По своему поистине всенародному
охвату советская система дошкольного
воспитания представляет собой уникальное
явление: подавляющее большинство детей
огромной многонациональной страны воспитывались
по единой государственной типовой программе.
1. Педагогические
принципы и задачи советской системы дошкольного
воспитания
Идеологической и социальной
предпосылкой для создания государственной
системы дошкольного воспитания в СССР
были идеи всеобщего равенства и справедливости,
и это, в частности, предполагало уравнять
в правах женщину с мужчиной и предоставить
ей возможность полноценно участвовать
в производственной и общественной жизни.
Для этого женщину необходимо было освободить
от ухода за маленькими детьми. Задача
«раскрепощения женщины» стала одним
из социальных оснований для создания
широкой сети детских дошкольных учреждений.
Другой и главной задачей данной
системы была задача всестороннего развития
и коммунистического воспитания детей
с первых лет жизни. При этом подчеркивалось,
что все советские дети независимо от
пола, национальности и статуса родителей
имеют равные права на образование и воспитание,
равные права на получение равного (т.
е. единого) педагогического обеспечения.
Для реализации этих задач в Советском
Союзе была создана уникальная по широте
охвата и по масштабности государственного
обеспечения сеть детских дошкольных
учреждений, выполнявших две главные функции
— социально-бытовую (уход за детьми и
освобождение женщины) и воспитательную
(всестороннее развитие и коммунистическое
воспитание).
Теоретической основой советской
системы дошкольного воспитания являлась
культурно-историческая концепция, в рамках
которой развитие ребенка понималось
как усвоение им общественно-исторического
опыта, накопленного человечеством. Это
означало, что все высшие психические
функции, мировоззрение и способности
человека формируются в результате усвоения
им различных понятий, ценностей, способов
человеческой деятельности, знаний, представлений
и т. д. Такой подход ставил на первое место
фигуру взрослого — воспитателя, поскольку
только он, уже владеющий культурно-общественным
опытом, мог передать его ребенку. Это
определяло ведущую и руководящую роль
воспитателя в развитии ребенка. При этом
воспитатель выступал как носитель знаний
и способов деятельности, как посредник
между культурой и ребенком. Его основной
задачей было передать детям знания и
умения, существующие в обществе.
Исходным принципом воспитания
в данной системе являлась «идейная направленность
всего педагогического процесса в детском
саду в соответствии с целями и задачами
коммунистического воспитания». Связь
содержания воспитания и обучения с жизнью
советских людей — один из важнейших принципов
советской дошкольной педагогики.
Решающую роль в развитии ребенка
советская педагогика придавала целенаправленному
обучению и воспитанию. Педагогический
опыт и специальные исследования советских
педагогов показали, что развитие ребенка
происходит не путем вызревания его врожденных
задатков, а зависит в первую очередь от
условий воспитания — от его содержания,
форм и методов. Создавая определенные
условия и организуя обучение и воспитание
детей, можно целенаправленно влиять на
развитие ребенка и управлять им. Все это
и обусловило формирование специальной
программы дошкольного воспитания, которая
обеспечивала возможность всем детям
осваивать необходимые знания, умения,
навыки и привычки поведения.
Принцип целенаправленности
и программности советской педагогики
противостоял тенденциям «свободного
воспитания», в которых отрицается необходимость
какой-либо единой для всех детей программы.
Отрицая принципы «свободного воспитания»,
которые объявлялись «ненаучными» и «реакционными»,
и утверждая принципы целенаправленности
и программности в содержании дошкольного
воспитания, советская педагогика достигла
больших успехов.
В трудах советских педагогов
многократно подчеркивалось, что необходимо
учитывать возрастные и индивидуальные
особенности каждого ребенка, без чего
невозможно реализовать задачи всестороннего
воспитания. Целостность и непрерывность
педагогического процесса необходимо
было сочетать с четким и систематическим
расположением материала по возрастному
принципу, что позволяло постепенно усложнять
материал от группы к группе, от одного
возраста к другому.
Еще один важнейший принцип
советской дошкольной педагогики — принцип
деятельности. Дошкольное обучение и воспитание
может быть эффективным только при условии
активности самого ребенка. Формирование
личности происходит в различных видах
деятельности ребенка — в игровой, трудовой,
учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная
работа с дошкольниками не только включала
разные виды детской деятельности, но
и способствовала формированию различных
навыков.
Следующий принцип — единство
воспитания и обучения, неразрывная связь
этих процессов. Воспитание связано с
передачей детям определенных знаний.
В то же время систематизированные и специально
отобранные знания содержат воспитательный
момент. Вместе с тем в едином воспитательно-образовательном
процессе известной самостоятельностью
обладают как воспитание, так и обучение.
Воспитательно-образовательная
работа с детьми требует систематичности
и последовательности, определенной повторяемости
и обобщения, т. е. возврата к ранее пройденному
материалу на более высоком уровне. Этот
принцип позволяет педагогу вести детей
от простого к сложному, от непосредственного
знакомства с окружающими вещами и явлениями
к умению обобщить и выделить существенные
их качества и особенности.
Данные педагогические принципы
легли в основу советской программы обучения
и воспитания детей в детском саду, которая
являлась обязательным документом и руководством
для всех воспитателей нашей страны в
советское время.
2. Содержание типовой
программы советской системы дошкольного
воспитания в детском саду
Общей целью дошкольного воспитания
в детском саду было всестороннее и гармоничное
развитие детей. Предусматривалось пять
основных направлений дошкольного воспитания:
физическое, умственное, нравственное,
трудовое и эстетическое. Каждое из этих
направлений имело свои задачи и методы
их решения.
Задачами физического воспитания
были охрана и укрепление здоровья детей,
а также воспитание интереса к доступным
ребенку видам двигательной деятельности.
Для реализации этих задач создавались
благоприятные санитарно-гигиенические
условия (полноценное питание, прогулки
на свежем воздухе, закаливающие процедуры
и т. д.) и проводился постоянный медико-педагогический
контроль. Физическое воспитание осуществлялось
на специальных физкультурных занятиях.
Программа физического воспитания предусматривала
последовательное обучение детей двигательным
навыкам и воспитание физических качеств
(ловкости, координации движений и т. д.).
Программа умственного воспитания
была направлена на развитие познавательных
способностей детей (внимания, памяти,
мышления, воображения) и на формирование
некоторых навыков умственной деятельности
— умения сравнивать, анализировать, делать
обобщения, устанавливать причинно-следственные
связи. Основной формой умственного воспитания
были обучающие занятия, которые воспитатель
проводил со всей группой дошкольников.
Программа умственного воспитания содержала
три главных направления, которые представляли
собой своего рода предметы обучения дошкольников:
Знакомство с окружающим
Развитие речи
Развитие элементарных математических представлений
Каждое из этих направлений
состояло из разделов, определявших тематику
конкретных занятий.
Так, знакомство с окружающим
содержало три раздела.
1. Ознакомление с явлениями
общественной жизни
2. Ознакомление с предметами
ближайшего окружения
3. Ознакомление с природой
Все это не только обогащало
дошкольников новыми знаниями, но и способствовало
их умственному развитию.
Одной из важнейших задач умственного
воспитания считалось развитие речи дошкольников.
Для развития речи предусматривалось
выполнение следующих задач:
1. Формирование словарного
запаса
2. Воспитание звуковой
культуры речи
3. Совершенствование грамматического
строя речи
4. Развитие связной речи
5. Знакомство детей с
художественной литературой
Важным направлением умственного
воспитания дошкольников было развитие
элементарных математических представлений.
В данном направлении выделялись следующие
разделы:
1. Количество и счет
2. Величина
3. Геометрические фигуры
4. Ориентировка в пространстве
5. Ориентировка во времени
Таким образом, умственное воспитание
детей в детских садах осуществлялось
на разнообразных обучающих занятиях,
содержание которых жестко фиксировалось
программой.
Четко обозначены также были
и результаты обучения — что должен знать
и уметь ребенок каждого возраста в каждом
квартале. Перечень требований к ребенку
(какими знаниями, навыками и умениями
должны обладать дети) тоже был определен
программой. Причем все эти требования
были обязательными и носили директивный
характер. В старших группах детского
сада ежедневно проводились два – три
занятия по разным разделам умственного
воспитания. Четкая детализация содержания
занятий и конкретные требования к умственному
развитию детей, естественно, ориентировали
внимание воспитателя только на это направление
работы.
Нравственное воспитание дошкольников
практически не представлено в тексте
программы. Главными задачами нравственного
воспитания называются формирование любви
к Родине, воспитание дружбы между детьми
разных национальностей, воспитание уважения
к старшим, навыков культурного поведения,
нравственных привычек, ответственного
отношения к выполнению порученных обязанностей,
формирование умений дружно играть, справедливо
оценивать свои поступки и поступки других.
Однако методов реализации этих благородных
задач в программе не предлагается, за
исключением игры. Отмечается лишь, что
самостоятельная игровая деятельность
детей как особая форма их общественной
жизни способствует воспитанию нравственных
качеств (коллективизма, доброжелательности
и др.). К концу дошкольного возраста дети
должны научиться самостоятельно организовывать
разнообразные игры, уметь договариваться
выполнять установленные правила игры.