Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:11, лекция
Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений.
Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений.
Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов.
Правила осуществления принципа природосообразности:
— педагогический процесс следует строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся ;
— знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений;
— направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.
Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
Принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.
Принцип демократизации означает
предоставление участникам педагогического
процесса определенных свобод для саморазвития,
саморегуляции и
Принцип культуросо-образиости предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).
Принцип единства и непротиворечивости
действий учебного заведения и образа
жизни учащегося направлен на
организацию комплексного педагогического
процесса, установление связей между
всеми сферами
Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.
Принцип механизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.
Все группы принципов тесно
связаны между собой, но в то же
время каждый принцип имеет свою
зону наиболее полного осуществления,
например, для занятий по гуманитарным
дисциплинам принцип
Принципы обучения выступают как основной ориентир преподавательской деятельности. Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения.
Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики,
В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса
2.Признаки профессиональной педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность,
равно как и любой другой вид
деятельности, связанный с необходимостью
работы коллективом, имеет выраженные
социальные признаки и направлена на
получение определенного
Проведя соответствующий анализ, можно выделить некоторые наиболее значимые признаки педагогической деятельности:
1) она обязательно носит преднамеренный характер, определяемый ставящимися целями;
2) педагогической деятельностью
всегда занимается
3) для реализации такого
вида деятельности существуют
и постоянно совершенствуются
определенные методы и
4) педагогическая деятельность имеет определенную цель;
5) ребенок в ее процессе
включается в определенные
6) результаты этой деятельности
могут быть проверены и
Кроме того, педагогическая деятельность – это еще преобразующая и управляющая работа, имеющая носит гуманистический, коллективный и творческий характер.