Педагогические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:11, лекция

Описание работы

Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений.

Файлы: 1 файл

Принципы.docx

— 12.97 Кб (Скачать файл)

Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки  в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом  достигать поставленных педагогических целей.

Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений.

Принцип природосообразности  — один из старейших педагогических принципов.

Правила осуществления принципа природосообразности:

— педагогический процесс  следует строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся ;

— знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности  учащихся, опираться на них при  организации воспитательных отношений;

— направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Принцип гуманизации может  быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип  очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских  прав воспитанника и уважении к нему.

Принцип целостности, упорядоченности  означает достижение единства и взаимосвязи  всех компонентов педагогического  процесса.

Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического  процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

Принцип культуросо-образиости предполагает максимальное использование  в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится  конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического  процесса, установление связей между  всеми сферами жизнедеятельности  учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнения всех сфер жизнедеятельности.

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной  специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип механизма направлен  на подготовку специалистов и рабочих  широкого профиля на основе выявления  и изучения инвариантной научной  основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной  области в другую.

Все группы принципов тесно  связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, например, для занятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразности неприменим.

Принципы обучения выступают  как основной ориентир преподавательской  деятельности. Мостом, соединяющим  теоретические представления с  педагогической практикой, служат принципы обучения.

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и  целями, которые ставятся в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов  и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей  использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики,

В современной дидактике  принципы обучения рассматриваются  как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс  в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей  учебного процесса

 

2.Признаки профессиональной  педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность, равно как и любой другой вид  деятельности, связанный с необходимостью работы коллективом, имеет выраженные социальные признаки и направлена на получение определенного результата. Результатом ее служит получение  учениками необходимого уровня развития, знаний и воспитания.

Проведя соответствующий  анализ, можно выделить некоторые  наиболее значимые признаки педагогической деятельности:

1) она обязательно носит  преднамеренный характер, определяемый  ставящимися целями;

2) педагогической деятельностью  всегда занимается соответствующим  образом подготовленный человек;

3) для реализации такого  вида деятельности существуют  и постоянно совершенствуются  определенные методы и эффективные  средства формы работы;

4) педагогическая деятельность  имеет определенную цель;

5) ребенок в ее процессе  включается в определенные отношения  со своим педагогом,

6) результаты этой деятельности  могут быть проверены и оценены.

Кроме того, педагогическая деятельность – это еще преобразующая  и управляющая работа, имеющая  носит гуманистический, коллективный и творческий характер.


Информация о работе Педагогические принципы