Педагогические способности как ведущее звено педагогического мастерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Современная система образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к ребёнку, как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….3
2. Определение педагогического мастерства…………………………..5
3. Педагогические способности как ведущее звено педагогического мастерства………………………………………………………………7
4. Заключение……………………………………………………………..11
5. Список литературы……………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.29 Кб (Скачать файл)

 

АВТОНОМНАЯ   НЕКОММЕРЧЕСКАЯ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ОРГАНИЗАЦИЯ

 

" ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ "

 

 

Контрольная работа

 

 

  Дисциплина: «Основы педагогического мастерства»

 

Тема: «Педагогические способности как ведущее звено педагогического мастерства»

 

 

 

Выполнена студентом 4 курса

   группы №45,46(А)

                                                    Ф.И.О. Корикова Елена Михайловна

                         Форма обучения – заочная 

                                   Специальность: Дошкольное

                                           образование  "03" июня 2015г.

                                                     

                                                      Работа проверена:

 

                                                   Ф.И.О. Духонина О. А.

______________"___" 2015г.

 

 

2015 год

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………….3

 

  1. Определение педагогического мастерства…………………………..5

 

start="3"

 Педагогические способности как ведущее звено педагогического мастерства………………………………………………………………7

 

  1. Заключение……………………………………………………………..11

 

  1. Список литературы……………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Современная система образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к ребёнку, как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма.

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных. 
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление - определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

А. С. Макаренко подчёркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Он утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации".

Важнейшим умением учителя великий педагог считал умение «читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Мастерство воспитателя заключается в постановке голоса, в управлении своим лицом. Педагог должен быть в известной степени артистом, он не может не играть, соединяя с этой игрой любовь к детям, свою «прекрасную личность».

Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда. Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по службе и быть успешным.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию.

Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

 

2. Определение педагогического  мастерства

Педагогическое мастерство деятельности воспитателя складывается в творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей.

 Педагогическое  мастерство — это функционирующая  система знаний, навыков, умений, психических  процессов, свойств личности, обеспечивающая  выполнение задач обучения и  воспитания. В этом плане педагогическое  мастерство — выражение личности  педагога, его возможностей и  способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической  деятельностью.

В психической и педагогической литературе педагогическое мастерство нередко трактуется или как совокупность знаний, навыков, умений, или же как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу. Творчески растет и развивается только тот педагог, который способен выходить за стены своего кабинета и прислушиваться, присматриваться к опыту коллег.

Один из факторов, определяющих профессиональную самореализацию педагогов ДОУ– педагогическая культура. Важная роль отводиться в этом плане общению педагога с детьми, с коллегами и с родителями воспитанников. Здесь следует заметить, что одним из «секретов» мастерства строить правильные отношения с окружающими является для воспитателя умение говорить. Общение и взаимопонимание существенно меняют формы связей педагогов и родителей, педагогов и детей, придавая им диалогичный характер, существенно расширяет образовательное пространство, активизирует личность, принимающую участие в общении. Определенным образом построенные отношения ДОУ с семьями воспитанников дают ощутимые результаты.

 

 

 Ключевой фигурой в реализации задач совершенствования дошкольного образования, выступает личность педагога. От уровня его профессиональной компетентности зависит глубина и характер изменений в дошкольном образовании. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Педагогические способности как ведущее звено педагогического мастерства

 

Основным элементом системы педагогического мастерства является способность к педагогической деятельности. Она указывает на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Важно отобрать ведущие способности, без которых учитель, как мастер своего дела не состоится. По мнению Н.В. Кузминой:  «Педагогические способности - это чувствительность к объекту - растущему человеку, формируемой личности».

Педагогические способности -  творчески, успешно передавать знания другим, хорошо владеть языком, умело организовывать воспитанников, владеть детским коллективом, проявлять педагогический такт, заражать детей своим энтузиазмом, любовью к делу, хорошо владеть собой. 
К важнейшим, основным педагогическим способностям, считает Н.В. Кузьмина, относятся педагогическое воображение (умения прогнозировать результат своей деятельности и деятельности учащихся, предвидеть последствия того или иного педагогического действия), организаторские способности (умения организовать непосредственную образовательную деятельность учащихся на уроке, разнообразную воспитательную деятельность), способность к педагогическому такту, быть требовательным к себе и другим и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Существуют следующие способности личности к педагогической деятельности:

1. Коммуникативность (расположенность к людям, доброжелательность, общительность).

2. Персептивные способности (профессиональная  зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция).

3. Динамизм личности (способность  к волевому воздействию и логическому  убеждению).

4. Эмоциональная устойчивость (способность  владеть собой).

5. Оптимистическое прогнозирование(педагогический оптимизм)

6. Креативность (способность к творчеству).

 

Способность к педагогической деятельности можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приёмами и способами педагогической деятельности. По-видимому, проверку своих способностей следует начать с коммуникативности, т.е. способности общаться. Такой способностью овладевает каждый человек, но выражена она по–разному. Для учителей низкий уровень коммуникативности разрушает среду профессиональной деятельности, создает барьеры, препятствующие взаимодействию со школьниками.

 

Общительность включает в себя не только желание и потребность в общении, но и способность испытывать удовлетворение от процесса коммуникации. Доброжелательность и ощущение удовлетворения от работы с детьми, с людьми вообще сохраняет работоспособность, создает подпитку творческому самочувствию. Общительности помогают развитые персептивные способности, среди них - профессиональная зоркость, наблюдательность.

 Как может воспитатель принять целесообразное решение, если он не умеет быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по мельчайшим внешним проявлениям, отличать подлинную внимательность от симуляции внимания, понимать мотивы поступков. Способность наблюдать - сложное качество. Оно проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено ваше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации. Как развивается наблюдательность?

 Мы видим то, что хотим  видеть. Отсюда начало в искренней  заинтересованности. Наблюдение –  это и анализ, - отсюда постоянные  вопросы к себе, для осмысления  воспринимаемых явлений. Быть мастером  – значит предугадывать ход  педагогического процесса, возможные  осложнения, как бы овладеть педагогическим  чутьём. Для педагога очень важно, анализировать, предугадывать, опираясь  не только на логические построения, но и на эмпатию - способность педагога идентифицировать, (условно отождествлять) себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения.

Динамизм – это способность к убеждению и внушению, это внутренняя энергия гибкости и инициатива в разнообразии воздействий.

Яркими иллюстрациями владения этими способностями является деятельность педагогов-новаторов. На уроках они энергичны, их позиция, инициатива, их слова способны проникать в глубины сознания и подсознания.

Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, т.е. сферой влияния. Поле притяжения хорошего педагога, как правило, распространяется, прежде всего, на себя.

 

 

 

Самообладание - способность к саморегуляции создаёт эмоциональную устойчивость личности, возможность владеть ситуацией и собой в различных эксцессах.

Оптимистическое прогнозирование - профессионально-педагогическая способность, которая связана в комплексе с направленностью личности учителя, опирающейся на положительное становление личности каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

 

 

Таким образом, каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать. Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем, человек должен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств.

Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие — самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога является понимание ученика как такой же самоценной, равнозначимой личности как собственное «Я», знание закономерностей поведения и общения. Ученик, воспитанник, должен быть понят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок.

 

 

 

В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих, в известном смысле, целей образования, воспитания и развития.

Информация о работе Педагогические способности как ведущее звено педагогического мастерства