Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:47, реферат
Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Введение 3
1.Личность педагога 5
2.Профессиональная пригодность педагога 7
3. Структура педагогической деятельности и сущность ее отдельных видов 7
4. Ступени профессионального роста: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство 11
Заключение 13
Список литературы 15
Оглавление
Введение
1.Личность
педагога
2.Профессиональная пригодность педагога 7
3.
Структура педагогической
деятельности и сущность
ее отдельных видов
4. Ступени профессионального роста: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство 11
Заключение
Список
литературы
Введение
Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.
Передача
социального опыта может
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Учитель(педагог) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Мысль
о том, что учитель – центральная
фигура в школе, представляется особенно
очевидной примечательно к
Учитель начальных классов, конечно же, должен много знать и много уметь. Однако не менее важно сочетать в своей работе сопереживание с рассудительностью; быть требовательным, но не придирчивым, чутким и внимательным, но не потакать нарушителям дисциплины; следить за детьми, но не быть навязчивым и придирчивым, давать им свободу; руководить ими.
Учитель
начальных классов навсегда оставляет
след в характере своих питомцев.
Это внушает ему чувство
Все сказанное позволяет
сделать вывод, что педагогическая
деятельность предъявляет высокие
требования к личности и профессиональной
компетентности учителя. Эти требования
являются общими для педагогической профессии,
но по отношению к учителю начальных классов
должны быть подчеркнуты особо.
1.Личность педагога
Об определяющей роли учителя, его педагогических способностях в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: « Хороший учитель рождает хороших учеников».
Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. обратим внимание на следующие личностные качества, которые представляются самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.
В условиях реформирования и
обновления нашего общества
2.Профессиональная пригодность педагога.
Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых психических и физических данных, а также соответствующего личностного развития.
Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни.
К
числу личностных качеств, характеризующих
пригодность к педагогической деятельности,
также относятся: склонность к работе
с детьми, коммуникабельность (стремление
и умение общаться с другими людьми),
тактичность, наблюдательность, развитое
воображение, организаторские способности,
высокая требовательность к себе. Все
это вполне поддается медицинской и психолого-педагогической
диагностике, определенному тестированию.
3. Структура педагогической деятельности и сущность ее отдельных видов.
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:
- диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности.
- ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить.
- конструктивно-проектировочная деятельность органически связана с ориентационно-прогностической.
- организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности.
- информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах.
- коммуникативно-объяснительная деятельность связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ним доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.
Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися.
- аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать, так называемую, обратную связь в своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто. И на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиск путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт.
- исследовательско-творческая деятельность. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назову более существенные из них:
Активное
осуществление этих тактических
целей позволит реально и эффективно
решить стратегические задачи, осуществить
всестороннее развитие личности – генеральную
цель целостного педагогического процесса.
4. Ступени профессионального роста: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолго-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе.
Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно воспитательного процесса.