Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 08:26, реферат
Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.
Введение
1 Сущность педагогической технологии
2 Виды педагогических технологий
3 Технология педагогического общения
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО
<<УЛЬЯНОВСКАЯ ГСХА>>
КАФЕДРА “ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ”
По дисциплине : “Педагогика”
На тему : ‘’ Педагогические технологии
Содержание
Введение
1 Сущность педагогической технологии
2 Виды педагогических технологий
3 Технология педагогического общения
Заключение
Список литературы
Введение
Массовое внедрение
В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.
1 Сущность педагогической технологии
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
- технологическая цепочка
педагогических действий, операций,
коммуникаций выстраивается
- технология предусматривает
взаимосвязанную деятельность
- элементы педагогической
технологии должны быть, с одной
стороны, воспроизводимы любым
учителем, а с другой - гарантировать
достижение планируемых
- органической частью
педагогической технологии
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.
Необходимо применять
технологический подход к процессу
осуществления педагогом
Технологическая картаЭтапы Конкретизация
Концептуальная основа
Содержательная часть цель гуманистической модели образования, принципы, способы реализации можно представить в виде сравнительной таблицы (
Процессуальная часть
Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного и гуманистического образованияТрадиционное образование Гуманистическое образование
Человек - средство Человек - цель
Приобщение человека к
науке и производству
Формирование знаний, умений и навыков Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности
Усвоение образца деятельности
Механизмы трансляции и репродукции Механизмы творчества
Заранее запрограммированы все действия человека Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт
Ориентация на среднестатистического обучаемого Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт
Оценка результата деятельности Учет индивидуальных особенностей
Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных требований Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества
Давление на личность через коллектив Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей
Фетишизация одной теории обучения Свобода личности
Соответствие конечного результата цели Психология творчества
В основе категория деятельности
Негативное отношение к части учащихся В основе категория взаимодействия
Стремление к коррекции
поведения и личности
Универсальность требований Коррекция поведения и отдельных черт личности с сохранением целостности личности учащегося
Раскрытие своих чувств,
желаний делает и учащегося, и
преподавателя уязвимыми и
Общение происходит в рамках стабильных ролей Самораскрытие своего «Я» - признак сильной и здоровой личности
2 Виды педагогических технологий
Соответственно этапам решения
педагогической задачи вне зависимости
от их содержания и временных рамок
можно различать
Одним из решающих условий
успешного протекания педагогического
процесса является его конструирование,
включающее в себя анализ, диагностику,
определение прогноза и разработку
проекта деятельности. На этом этапе
решения педагогической задачи можно
выделить тесно связанные между
собой виды деятельности учителя, которые
относительно независимо направлены на
конструирование содержания, средств
и программ действий своих и учащихся.
Соответственно технологию конструирования
педагогического процесса можно представить
как единство технологии конструирования
содержания (конструктивно-содержательная
деятельность), конструирования материальных
или материализованных средств (конструктивно-материальная)
и конструирования деятельности (конструктивно-
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.
Содержание деятельности
педагога на этапе осуществления
педагогического процесса может
быть представлено взаимосвязанной
системой таких педагогических действий,
как постановка перед воспитанниками
целей и разъяснение задач
деятельности; создание условий для
принятия задач деятельности коллективом
и отдельными воспитанниками; применение
отобранных методов, средств и приемов
осуществления педагогического
процесса; обеспечение взаимодействия
субъектов педагогического
Учет технологических
требований и особенностей деятельности
детей, которую предстоит
В организации учебно-
В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в осмысливании предмета в целом[4].
Универсальным исходным методом
и основой технологии организации
развивающих видов деятельности
является педагогическое требование.
Педагогическое требование не утрачивает
своего назначения в связи с изменением
самой философии образования, поскольку
всецело согласуется с