Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 08:26, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Содержание работы

Введение

1 Сущность педагогической технологии

2 Виды педагогических технологий

3 Технология педагогического общения

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

— 31.52 Кб (Скачать файл)

 

Технология организации  развивающей деятельности школьников по типу рефлексивного управления в  отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию  активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе  коллективной работы; развитие способности  ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников.

 

3 Технология педагогического  общения

 

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией  педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные  затруднения в решении задач  обучения и воспитания возникают  из-за неумения учителя правильно  организовать общение с детьми. Какие  бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие  педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.

 

Воспитание будет эффективным  в том случае, если у ребенка  вызвано положительное отношение  к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение  всегда формируется через сложившийся  механизм общения. Вот почему перед  каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок[5].

 

Педагогическое общение  имеет динамику, соответствующую  логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии:

 

1.  моделирование предстоящего  общения в процессе подготовки  к уроку или мероприятию (прогностический  этап);

 

2.  организация непосредственного  общения (начальный период общения)  – «коммуникативная атака»;

 

3.  управление общением  в педагогическом процессе;

 

4.  анализ осуществленной  технологии общения и моделирование  новой для решения другой педагогической  задачи.

 

Названные стадии характеризуют  поэтапное развертывание педагогического  общения.

 

Первая стадия педагогического  общения - его моделирование - связана  с осуществлением своеобразного  планирования коммуникативной структуры  взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

 

Вторая стадия педагогического  общения предполагает организацию  непосредственного общения, во время  которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое  преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляется ориентировка в условиях предстоящего общения, которая  может включать такие моменты, как  осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное  восстановление опыта его общения  с данным классом; уточнение стиля  общения в новых коммуникативных  условиях. Здесь происходит и конкретизация  объекта общения. Обычно в качестве объекта общения выступает класс  в целом. Однако в зависимости  от конкретных педагогических задач  коммуникативное внимание педагога может сосредоточиваться на группе детей или на отдельном воспитаннике.

 

Третья стадия педагогического  общения - управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении  применяемых методов воздействия. Управление общением складывается из конкретизации модели общения, уточнения условий и структуры общения, осуществления непосредственного общения.

 

Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд  стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу  и др.

 

Четвертая стадия - анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному  этапу решения коммуникативной  задачи. Без обратной связи рефлексивный момент не только ухудшается, но и может  стать неадекватным. Главное назначение этой стадии - диагностически-коррекционное[6].

 

Представленная логика и  этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.

 

Заключение

 

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического  процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного  единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном  из них автоматически вызывают изменения  других. Педагогическая технология в  отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации  деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

 

Функция технологии - в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка ее разработчика. Состав технологии - не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Чтобы сделать возможным перенос опыта, шаги деятельности педагога и обучаемого должны быть прописаны не только конкретно-предметно, но и абстрагировано, в обобщенном виде.

 

Список литературы:

 

1.  Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.

 

2.  Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

 

3.  Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

 

4.  Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.

 

5.  Степанов Р.И. Технологический  подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.

 

6.  Шевченко С.Д. Школьный  урок: Как научить каждого. –  М.: ВЛАДОС, 2004.

 

 

[1] Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.

 

[2] Степанов Р.И. Технологический  подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.

 

[3] Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

 

[4] Шевченко С.Д. Школьный  урок: Как научить каждого. –  М.: ВЛАДОС, 2004.

 

[5] Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.

 

[6] Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.                                    


Информация о работе Педагогические технологии