Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

использование инновационных технологий в преподавании психологии значительно увеличит возможности преподавания, сделает гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие психологии вообще. Они дает прекрасную возможность почувствовать «вкус предмета и науки». Это достигается широким использованием аутентичных материалов, прежде всего визуальных (фото, плакаты, диаграммы и т.п.). А с помощью мультимедийного урока с использованием интерактивных технологий. Можно организовать выпуск не только традиционных медиапродуктов, но и сборников разнообразных материалов, которые позволяли бы преподавателю-психологу самостоятельно конструировать урок из различных элементов – сообразно своим предпочтениям, уровню подготовки и квалификации.

Файлы: 1 файл

кср2.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие «технология» в педагогике

 

 На первый взгляд личностно-ориентированный   подход, определяемый нами в качестве  ведущего в сфере образования  , и технологический подход противоречат  друг другу. Действительно, первый  подход предполагает обращение  к внутреннему миру ученика, его ценностям, взглядам. А в технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.  И тогда возникает вопрос – разве можно четко описать внутренний мир обучаемого и способы его использования в образовательном процессе?  Как поступить в этой ситуации?

 

 Всем очевидно, что современный  образовательный процесс должен  быть ориентирован на ученика.  А это означает, что в нем  в соответствии с синергетическим подходом имеют право на существование спонтанность, неопределенность , нелинейность.  Можно ли говорить о технологичности  образовательного процесса и тут же сразу делать оговорки по поводу синергии субъектов? С целью ответа на поставленные вопросы обратимся к определению понятия «технология» и, в частности, понятию «образовательная технология».

 

 В словаре иностранных слов  дается следующее определение   технологии.  В переводе с греческого Techne – искусство, мастерство, умение и -логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

 

 В толковом словаре этот  термин определяется как совокупность  приемов, применяемых в каком-либо  деле, мастерстве.

 

 Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М.Чошанов).

 

 Педагогическая технология  – есть область исследования  теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П.Митчелл).

 

 Педагогическая технология  – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

 

 Педагогическая технология  – это содержательная техника  реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

 

 Педагогическая технология  – это продуманная во всех  деталях модель совместной педагогической  деятельности по проектированию, организации и проведения учебного  процесса с безусловным обеспечением  комфортных условий для учащихся  и учителей (В.М.Монахов).

 

 Педагогическая технология  – это системный метод создания, применения и определения всего  процесса преподавания и усвоения  знаний с учетом технических  и человеческих ресурсов и  их взаимодействие, ставящий своей  задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

 

 Из приведенных определений  можно вычленить следующие   признаки технологии: процессуальный  двусторонний характер взаимосвязанной  деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов, методов;  проектирование и организация  процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается   управленческий аспект.

 

 С позиции управления образовательный  процесс представляет собой сочетание  управленческой деятельности учителя  и самоуправления ученика в  целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия  «образовательная технология».

 

Образовательная технология – это  процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

 

      Дадим пояснения  в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает  фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов  и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых,  в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением.  В-третьих, в определении  обращается внимание на  создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует , в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

 

Любая образовательная технология включает в себя:  целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

 

 Итак, современную технологию  характеризуют следующие позиции:

 

       - технология разрабатывается  под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача    знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);

 

 

       - технологическая  цепочка  действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

 

      - функционирование  технологии предусматривает взаимосвязанную  деятельность учителя и учащихся  на договорной основе с учетом  принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

 

      - поэтапное планирование  и последовательное воплощение  элементов педагогической технологии  должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

 

       - органической  частью педагогической технологии  являются диагностические процедуры,  содержащие критерии, показатели  и инструментарий измерения результатов деятельности.

 

2. Классификация педагогических  технологий

 

 В теории и практике работы  школ сегодня существует множество  вариантов учебно – воспитательного  процесса.

 

 Каждый автор и исполнитель  привносит в педагогический процесс  что – то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.

 

 Однако многие технологии  по своим целям, содержанию, применяемым  методам и средствам имеют  достаточно много сходства и  по этим общим признакам могут  быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

 

1. По научной концепции усвоения  опыта выделяют:

 

 · ассоциативно – рефлекторные  технологии;

 

 · бихевиористские технологии;

 

 · развивающие  технологии и т.д.

 

  2. По  ориентации на личностные структуры:

 

 · информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам);

 

 · операционные технологии (формирование  способов умственных действий);

 

 · эмоционально – художественные  и эмоционально – нравственные  технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

 

 · технологии саморазвития (формирование  самоуправляющих механизмов личности);

 

 · эвристические технологии (развитие творческих способностей);

 

 · прикладные технологии (формирование  действенно – практической сферы).

 

3. По характеру содержания и  структуры выделяют следующие   технологии:

 

 · обучающие и воспитывающие;

 

 · светские и религиозные;

 

 · общеобразовательные и  профессионально – ориентированные;

 

 · гуманитарные и технократические;

 

 · различные отраслевые;

 

 · частнопредметные;

 

 · монотехнологии (весь учебно-воспитательный  процесс строится на какой  – либо одной приоритетной  доминирующей идее, концепции);

 

 · комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных  монотехнологий);

 

 · проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

 

1.По типу организации и управления  познавательной деятельностью В.П.Беспалько  предложена классификация педагогических систем (технологий).

 

 Взаимодействие учителя с  учеником (управление) может быть  разомкнутым (неконтролируемая и  некорректируемая деятельность  учащихся); цикличным (с контролем,  самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

 

2.Сочетание этих признаков определяет  следующие виды технологий (дидактических  систем):

 

 · классическое лекционное  обучение (управление разомкнутое,  рассеянное, ручное);

 

 · обучение с помощью аудиовизуальных  технических средств (разомкнутое,  рассеянное, автоматизированное);

 

 · система «консультант»  (разомкнутое, направленное, ручное);

 

 · обучение с помощью учебной  книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);

 

 · система «малых групп» (цикличное,  рассеянное, ручное) – групповые,  дифференцированные способы обучения.

 

 · компьютерное обучение (цикличное,  рассеянное, автоматизированное);

 

 · система «репетитор» (цикличное,  направленное, ручное) – индивидуальное обучение;

 

 · «программное обучение»  (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее  составленная программа.

 

3.В практике обычно выступают  различные комбинации этих «монодидактических»  систем, самыми распространенными из которых являются:

 

 · традиционная классическая  классно – урочная система,  представляющая комбинацию лекционного  способа изложения и самостоятельной  работы с книгой (дидахография);

 

 · современное традиционное  обучение, использующее дидахографию  в сочетании с техническими средствами;

 

 · групповые и дифференцированные  способы обучения, когда педагог  имеет возможность обмениваться  со всей группой, а также  уделять внимание отдельным учащимся  в качестве репетитора;

 

 · программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

 

4.Принципиально важной стороной  в педагогической технологии  является позиция ребенка в  образовательном процессе, отношение  к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

 

 · авторитарные технологии, в которых педагог является  единоличным субъектом учебно  – воспитаельного процесса, а  ученик есть лишь «объект».

 

 · дидактоцентрические технологии  отличаются высокой степенью  невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

 

 · личностно – ориентированные  технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоценричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

 

 · гуманно – личностные  технологии отличаются своей  гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

 

 · технологии сотрудничества  реализуют демократизм, равенство,  партнерство в субъект – субъектных  отношениях педагога и ребенка.

 

 · технологии свободного  воспитания делают акцент на  предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

 

 · эзотерические технологии  основаны на учении об эзотерическом  («неосознаваемом», подсознательном)  знании  - Истине и путях, ведущих  к ней. Педагогический процесс  – это не сообщение, не общение, а приобщение к  Истине.

 

5. Способ, метод, средство обучения  определяют названия многих существующих  технологий:

 

 · догматические;

 

 · репродуктивные;

 

 · объяснительно  – иллюстративные;

 

 · технологии  программированного обучения;

 

 · технологии проблемного  обучения;

 

 · технологии развивающего  обучения;

 

 · технологии саморазвивающего  обучения;

Информация о работе Педагогические технологии