Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:01, контрольная работа
использование инновационных технологий в преподавании психологии значительно увеличит возможности преподавания, сделает гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие психологии вообще. Они дает прекрасную возможность почувствовать «вкус предмета и науки». Это достигается широким использованием аутентичных материалов, прежде всего визуальных (фото, плакаты, диаграммы и т.п.). А с помощью мультимедийного урока с использованием интерактивных технологий. Можно организовать выпуск не только традиционных медиапродуктов, но и сборников разнообразных материалов, которые позволяли бы преподавателю-психологу самостоятельно конструировать урок из различных элементов – сообразно своим предпочтениям, уровню подготовки и квалификации.
· диалогические;
· коммуникативные;
· игровые;
· творческие.
6.По категории учащихся
· массовая (традиционная) школьная технология;
· технология продвинутого
уровня (углубленного изучения
· технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);
· различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);
· работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
7.По направлению модернизации
традиционной системы можно
· педагогические технологии
на основе гуманизации и
· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);
· педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);
· природосообразные,
· альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);
· многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа – парк» М.Балабана и др.).
3. СОВРЕМЕННОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидакти-ки, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
учащиеся приблизительно
класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
основной единицей занятий является урок;
урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего уча-щиеся класса работают над одним и тем же материалом;
работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе уча-щихся в следующий класс;
учебники применяются в
Атрибуты классно-урочной
Традиционное обучение по своей философской основе является педаго-гикой принуждения.
Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение осно-вами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.
Массовая школа с традиционной технологией остается "школой знаний", ос-новной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культур-ное развитие.
Содержание образования в
Знания адресуются в основном к
рассудочному началу личности, а не
к ее духовности, нравственности. 75%
учебных предметов школы
До сих пор самые сильные,
одаренные дети учатся в физико-математических
классах или в классах
Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулиро-ванные еще Я. Коменским:
научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
природосообразность (
последовательность и
доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
прочность (повторение - мать учения);
сознательность и активность
(знай поставленную учителем
принцип наглядности;
принцип связи теории с практикой;
учет возрастных и
Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма сла-бо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои силь-ные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отне-сти:
систематический характер обучения;
упорядоченную, логически правильную подачу материала;
организационную четкость;
оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Но в
конце XX века педагогика подошла к
необходимости перехода на лич-ностно-ориентированное
обучение, так как общество в целом
предъявляет к выпу-скнику школы
требования готовности на осознанный
и ответственный выбор в
В настоящее время существует проблема - необходимости повышения эф-фективности учебного процесса, и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, пре-дупреждения тупиков его развития.
Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоро-вье школьников, их отторжение от процесса учения связаны не только с несовер-шенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педа-гоги при организации и проведении процесса обучения.
Беда сегодняшней школы не в отсутствии должного количества новых учеб-ников, учебных пособий и программ - в последние годы их появилось невиданное множество, и многие из них не выдерживают никакой критики с дидактической точ-ки зрения.
Проблема состоит в том, чтобы предоставить учителю методологию вы-бора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе.
На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные обра-зовательные технологии вообще и технологии обучения в частности.
Этот путь не так прост и любого вступающего на него ожидают определен-ные трудности и проблемы.
Прежде
всего - это отсутствие согласованных
представлений о самом пред-
И во-вторых, каковы цели, содержание и условия внедрения подобных инно-ваций в практику работы школы?
Сегодня на семинаре мы попробуем
проанализировать некоторые проблемы,
связанные с обучением
4. Классификация активных методов обучения
АМО подразделяются на две
большие группы: групповые и индивидуальные.
Групповые применимы
Различные авторы
Ю.Н. Емельянов предлагает
условно объединить активные
групповые методы в три
По характеру учебно-
Воронова А.А. выделяет три основных типа методов АСПО:
Метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
Социально-психологический
Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений. Цель игротехника: организация деятельности участников игры, направленную на выработку решения проблемы.
Мы будем придерживаться
следующей классификации АМО
или МАСПО, предполагающей
Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения
Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.
5. Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глубоким знанием преподоваемого предмета, но и владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу. Преподавание психологии требует организации такого обучения, которое бы обеспечило естественный переход с ведущей учебной деятельности на профессиональную с соответствующей трансформацией мотивов, средств, способов и результатов деятельности. Этого можно добиться лишь при реализации принципа профессиональной ориентации всех компонентов обучения, что дает возможность будущему психологу совершенствовать свою профессиональную компетентность, учиться занимать активную позицию, формируя профессионально востребованные личные качества.