Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

В развивающихся странах – направлена на ликвидацию массовой неграмотности, сообщению учащимся определенного минимума необходимой информации и на этой основе на подготовку национальных профессиональных кадров, что определяет тенденцию на использование, в основном, профессионально значимой информации. В дидактике разработаны разные способы передачи учебной информации, известны разные подходы к их изучению, педагогическому анализу. Один из них – кибернетический, который нашел свое воплощение в программированном обучении. Информационный подход отличается от него целым рядом характеристик (см. таблицу 3). Преувеличение обратной связи в виде разного вида контроля за усвоением информации присуще кибернетическому подходу. В программированном обучении изыскиваются (и небезуспешно) способы постоянного и неумолимого контроля за работой учащихся с информацией.

Файлы: 1 файл

Пед технологии.docx

— 124.08 Кб (Скачать файл)

1 вопрос

В развивающихся странах – направлена на ликвидацию массовой неграмотности, сообщению учащимся определенного минимума необходимой информации и на этой основе на подготовку национальных профессиональных кадров, что определяет тенденцию на использование, в основном, профессионально значимой информации. В дидактике разработаны разные способы передачи учебной информации, известны разные подходы к их изучению, педагогическому анализу. Один из них – кибернетический, который нашел свое воплощение в программированном обучении. Информационный подход отличается от него целым рядом характеристик (см. таблицу 3). Преувеличение обратной связи в виде разного вида контроля за усвоением информации присуще кибернетическому подходу. В программированном обучении изыскиваются (и небезуспешно) способы постоянного и неумолимого контроля за работой учащихся с информацией. Между тем контроль – не единственное средство обратной связи. Кроме того, контроль бессилен без самоконтроля, без рефлексии. В информационном подходе основное внимание уделено всем звеньям процесса усвоения информации, составляющим единое целое.Форма выражения одного и того же содержания учебной информации может быть разной. Форма не работает сама по себе, а лишь как носитель определенного содержания и лишь будучи включенной в познавательную деятельность. В программированном обучении информация представляется в дискретной форме на языке, формализованном для ЭВМ.

Информационный подход основан  на передаче информации путем ее кодирования  разными языками (см. схему 6). Кодирование – одна из важнейших сторон преобразования информации, т.е. ее воплощения, выражения как определенного содержания в той или иной форме. 

 

2 вопрос

Поисковые модели обучения

Эти модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения  проблем. В зарубежной педагогике XX века идеи обучения на этой основе связаны прежде всего с именем Д.Дьюи, наметившего опорные этапы мышления как решения проблем — от постановки проблемы и сбора данных до выдвижения гипотезы и ее проверки.

В последующем развитии этот подход воплощался в двух вариантах, (а) Поисковый подход практической, познавательно-прикладной ориентации, в рамках которой учебный процесс строится как поиск новых прикладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах деятельности). В первые десятилетия XX века эта ориентация в зарубежной дидактике активно развивалась в поисках по линии «метода проектов», «комплексного обучения», (б) Поисковый подход теоретико-познавательной ориентации, в рамках которой учебный процесс строится как поиск нового теоретического знания, новых познавательных ориентиров. Этот подход получил развитие в последние десятилетия, после широкого пересмотра школьных программ в развитых странах в 1960-70-е гг. и особенно на рубеже 1980-90-х гг. Соответствующее построение обучения основано на самостоятельной выработке учащимися теоретических представлений о предметах и явлениях окружающего мира, моделированием научного поиска. В зарубежной педагогике последних десятилетий прагматический вариант поискового подхода к обучению уступает место поисковому подходу теоретико-познавательной ориентации: учебный процесс строится как самостоятельный поиск учащимися нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности (Э. де Боно, Д.Брунер, Э. де Корте, Д.Мезироу, М.Ноулз, Х.Таба, Д.Шваб и др.), процесс учебного исследования становится определяющим для построения обучения («процессуально-ориентированное» обучение).

Еще Джон Дьюи сформулировал идею опоры обучения на непосредственный опыт и интерес учащихся: обучение строится так, «чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребенка будет сосредоточен не на учебе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя, с другой стороны, становится отыскание условий, которые пробуждают самообразовательную активность, или учение, и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности».

Дидактическим поискам этого  направления присуща идущая от традиций прагматистской педагогики ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и опытом учащихся. Соответственно, значимость изучаемых проблем для учащихся является существенным дидактическим требованием к обучению исследовательского типа. Основные характеристики исследовательского обучения в сопоставлении с традиционным определяются изменением позиции учащегося в учебном процессе, ее инициативным, субъектным характером, из которого, в свою очередь, вытекают ориентиры и условия поисковой учебной деятельности.

3 вопрос 

 

В последние десятилетия  в теории обучения возникли и получили развитие такие новые направления, как диалоговое обучение (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, И.П. Фадеева), теория учебных задач (Г.А. Балл, Г.И. Саранцев), контекстное обучение (А.А. Вербицкий), инновационные процессы в обучении (Л.С. Подымова, Н.Р. Юсуфбекова, М.С. Бургин, Е.П. Морозов) и другие. Среди этих направлений зародилось и еще одно, пытающееся найти иные, нежели в традиционном обучении, подходы к центральному понятию дидактики - учебному процессу, - это технологический подход.

Идея технологизации учебного процесса возникла на заре XX века, именно с технологиями обучения связывали ученые-авангардисты надежды на то, что только таким путем удастся сделать образование эффективным. Еще великий Ян Амос Коменский писал: (при едином совершенном методе обучения) :"все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте" [1].

Технологический подход к  построению обучения генетически связан с техническими средствами обучения (ТСО): технологии обучения появились  как реакция на все расширяющиеся  возможности ТСО. Позже эти два  процесса - технизации и технологизации - оформились как два достаточно автономных процесса исследований и практических разработок. Сторонники технизации учебного процесса видят пути повышения эффективности в широком использовании радио, ТВ, ЭВМ, лазерных и микроэлектронных устройств и т.п. В этом случае ТСО могут использоваться:

  • во-первых, как дополнительные средства в иллюстративных целях;
  • во-вторых, как включенное в учебный процесс средство на каком-либо этапе: передача информации, репетитор для решения задач, проверка и оценка знаний и умений;
  • в-третьих, как независимое средство на базе автоматизированных обучающих программ на персональных ЭВМ.

Именно этот режим обучения - программированное независимое  обучение - почему-то считается в  литературе перспективой современного образования.

Сторонники технизации обучения рекомендуют максимально использовать ТСО, относя к ним ЭВМ, лазерные каналы связи, ТВ, радио и т.д. С этими средствами связываются образовательные надежды на увеличение охвата аудитории обучаемых (например, в дистанционном образовании), а также на индивидуализацию каналов подачи учебного материала. Можно утверждать, что в педагогике оформилось целое направление - технологии в обучении. Этот подход предусматривает тонкое инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Технологический подход оформился  в российской педагогике не как противостояние традиционному, он развивался на его основе, став преемником всего лучшего, что наработала традиционная педагогическая теория и практика. Скажем больше: любая технология обучения является плодом коллективного (множественного) разума и многих десятилетий педагогической практики. Строго говоря, "авторство в дидактике вещь весьма спорная. Его можно с уверенностью приписать лишь нескольким идеям, да и те при ближайшем рассмотрении относятся не столько к дидактике, сколько к различным разделам психологии" [2].

Таким образом, технологический  подход к обучению сформировался  на базе теоретических и практических исследований отечественных дидактов и методистов, которые осознанно или интуитивно занимались разработкой способов конструирования учебного процесса во имя повышения эффективности и качества обучения в учебных заведениях разного типа. Технологии обучения - это закономерный результат эволюции образовательных систем.

Технологические характеристики имеют все дидактические категории: от целей до принципов обучения, то есть все эти категории содержат в себе такие признаки, черты и  свойства, на основании которых их можно так или иначе классифицировать, группировать, членить. Для <целей  обучения> такой технологической  приметой будет таксономичность, для <содержания образования> - это будет делимость его на фрагменты и учебные элементы, для <методов> - их классифицируемость и оптимальная сочетаемость для обслуживания соответствующего фрагмента учебного содержания.

Все рассмотренные дидактические  категории (цель, содержание, методы, формы, принципы) в их технологических характеристиках  служат педагогическими основами не только для разработки модульного конструирования  учебных курсов. От классической дидактики  все гуманитарные технологии позаимствовали фундаментальный постулат о том, превращение ученика в субъекта учебной деятельности происходит только после появления у него цели собственной деятельности. Вот почему большая часть обучающих технологий ориентирована на выращивание такой цели.

К особенностям, присущим именно модульному технологическому подходу, можно отнести:

  • направленность на достижение заведомо фиксированной цели (которая, в свою очередь, зависит от исходных установок - от социального заказа, образовательного стандарта, от содержания обучения);
  • гарантированность достижения поставленных целей за счет оперативной обратной связи, пронизывающей весь учебный процесс;
  • конструированность учебного процесса с акцентом на нестандартность упражнений, сложность которых зависит от индивидуальных способностей обучаемых;
  • воспроизводимость этапов учебного процесса, его алгоритмизируемость.

Эти особенности модульного технологического подхода к обучению обусловили наличие в нем следующих  стержневых характеристик:

  • постановка целей и их максимальное уточнение с обязательной ориентацией обучаемых на достижение конкретных результатов (чему придается огромное значение);
  • подготовка учебных материалов и организация учебного процесса в зависимости от индивидуальных способностей обучаемых;
  • оперативная обратная связь и на ее основе коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
  • оценка образовательных результатов и контроль уровня обученности, ориентирующиеся на эталоны-образцы.

 

 

Проблема саморазвития человека сложна и противоречива. Сложность  проблемы вытекает из биосоциальной организации индивида, а значит, она заключается в том, что человек имеет две программы жизнедеятельности: биологическую, управляемую подсознанием и физиологией, и социальную, управляемую сознанием. Сознание формируется в процессе индивидуальной жизни человека на основе социального опыта, накопленного его современниками и предками, то есть на основе конкретных условий жизнедеятельности. Активность сознания возникает на базе опережающего информационного отражения действительности в условном рефлексе под влиянием социогенеза. Работы П.К. Анохина, И.П. Павлова, И.М.

Любая технология является процессуальной частью педагогической системы и  находится с ней в определенных отношениях - синхронических и диахронических. Технологический подход не противопоставляется  традиционному, а развивается на его основе, является закономерным результатом эволюции педагогических систем. Эта эволюция задана логикой развития социальных систем и научно-техническим прогрессом.

Технологический подход основан  на использовании упорядоченной  совокупности дидактических категорий  в их технологических характеристиках  и отмечен единством содержательного  и операционного компонентов. Конструирование  учебного процесса на основе технологии зависит от той дидактической  модели, процессуальной частью которой  эта технология служит. Вот почему вопросам отбора ценностей в содержание личностно-ориентированных технологий многие ученые придают первостепенное значение. Основаниями для этого  отбора мы считаем: 1) общечеловеческий и профессиональный характер отбираемых ценностей; 2) их гуманистическую направленность, то есть рассмотрение человеческой личности как мерила социального развития; 3) самореализация личности и ее ответственность за это развитие.

 

5 вопрос

Системный подход в управлении воспитательным процессом

В современной теории управления особое место занимает так называемый системный подход. Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается цель, затем в соответствии с ней формируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, распределяются средства, организуется работа, осуществляется контроль. Схематически системный подход можно представить в виде следующей цепочки: цель – ресурсы – план – решение – реализация - контроль.

Школа как управляемая  система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники. Успех управления при системном подходе зависит:

    • от планирования работы школы, правильной постановки и ранжирования по степени важности целей учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов;
    • от расстановки кадров и установления связей между подсистемами и “дирижирования” этими связями;
    • от налаживания системы оперативной информации внутри школы и эффективности обратной связи;
    • от глубины и всесторонности педагогического анализа и своевременной помощи с целью предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков;
    • от создания условий для внедрения НОТ в практику всех сотрудников и учащихся;
    • от наличия необходимого психологического микроклимата в коллективе;
    • от квалификации и опыта руководителей школы в системе повышения педагогического мастерства и профессиональной подготовки преподавателей.

Информация о работе Педагогические технологии