Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

В развивающихся странах – направлена на ликвидацию массовой неграмотности, сообщению учащимся определенного минимума необходимой информации и на этой основе на подготовку национальных профессиональных кадров, что определяет тенденцию на использование, в основном, профессионально значимой информации. В дидактике разработаны разные способы передачи учебной информации, известны разные подходы к их изучению, педагогическому анализу. Один из них – кибернетический, который нашел свое воплощение в программированном обучении. Информационный подход отличается от него целым рядом характеристик (см. таблицу 3). Преувеличение обратной связи в виде разного вида контроля за усвоением информации присуще кибернетическому подходу. В программированном обучении изыскиваются (и небезуспешно) способы постоянного и неумолимого контроля за работой учащихся с информацией.

Файлы: 1 файл

Пед технологии.docx

— 124.08 Кб (Скачать файл)

К основным функциям управления относятся – анализ и планирование, организация и контроль, координация и стимулирование.

Анализ есть тот фундамент, на котором держится вся система планирования и организация учебно-воспитательного процесса.

Планирование как одна из важнейших функций управления, включает в себя определение наиболее приемлемых путей достижения поставленных целей.

Организация есть формирование и установление относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющей системах, действующих и развивающихся как одно целое.

Координация предполагает высокую оперативность в установлении гармонии между всеми звеньями, направлениями учебно-воспитательного процесса, между управляющей и управляемой системами.

Контроль – это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений (количественных и качественных) является обратная связь.

Стимулирование – это система мер, направленных на создание творческого педагогического коллектива и активной целенаправленной деятельности учащихся.

В теории управления за последние  годы наметились новые подходы к  решению вопросов взаимоотношений  руководителей и подчиненных, прав и обязанностей должностных лиц, психологии управления, которые характеризуют  культуру отношений. К.М. Ушаков под  культурой организации понимает осознанные и неосознанные представления  сотрудников о способах деятельности, набор привычек, писаных и неписаных норм поведения, запретов, ценностей, ожиданий. Культура организации выражается в так называемых символах, “верхних” слоях организации. Это содержание и формы стенной печати, объявлений, наград, расписаний. Затем следует оценка ценностей, руководителей, преподавателей, сведения о “героях”, участниках организации.

Этапом культуры являются ритуалы, церемонии, организация вечеров, собраний, стиль методических и педагогических советов.

Показателем культуры организации  являются профессиональные и общечеловеческие ценности. Основным нормативным документом, регламентирующим руководство учебно-воспитательным процессом, является закон “Об образовании” РФ, утверждающий государственно-общественный характер управления образованием, свободу  и плюрализм в образовании, открытость, вариантность.

Закон “Об образовании” требует установления стандарта  образования для обеспечения  эквивалента и преемственности  учебных заведений. Стандарт образования  – это федеральный, нормативный  документ, обеспечивающий минимум содержания основных образовательных программ. На его основе создаются вариантные программы и учебники для разных учебных заведений, где содержание обучения может быть расширено, углублено, но не может быть сокращено.

Демократизация  управления

Во всех решениях о школе  особое место уделяется вопросам демократизации управления школой.

В современных условиях отмечается недопустимость командно-административного  стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива, свободу  личности. Вместе с тем подчеркивается важность дисциплины, необходимость  сочетания единоначалия и коллегиальности  в руководстве образовательным  учреждением (роль педагогического  совета, профсоюза, родительского сектора, детского самоуправления).

Демократический стиль руководства  предполагает отчетность руководителей  школы перед советом школы, коллективом, свободу критики, гласность и  право на любую постановку вопросов, связанных с руководством школы  и положением дел в коллективе.

Задача педагогической науки  – найти оптимальный вариант  в управлении, определить место руководителя в системе руководства, четко  разграничить права и обязанности  подчиненных. Предполагается полная гласность  и опора на коллектив, разумная требовательность и оказание своевременной необходимой  помощи. В школьной практике параллельно  существуют демократические органы управления, например, школьный совет. Демократическим документом является Устав, – написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и  деятельность каких либо организаций (школа, вуз, армия и.т.д.).

6 вопрос

Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного  процесса. В отличие от индивидуального  подхода он требует знания структуры  личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы (их выработала педагогика сотрудничества), в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Все ученики защищены в своем классе и в совей школе. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога – главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Индивидуальная  работа – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, совета по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагогики-воспитатели руководствуются следующими принципами:

  • установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне учитель – ученик – класс;
  • уважение самооценки личности ученика;
  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
  • постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
  • создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

Индивидуальная работа с  детьми включает несколько этапов:

  • приступая к этой работе, педагог-воспитатель изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организует совместную коллективную деятельности, проводит диагностирование личности каждого ребенка (первый этап);
  • на втором этапе используется наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудовых подростков и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также совей системы методов педагогического воздействия. Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Эта группа детей требует от педагогов особого внимания и уважения к уникальности личности, учета особенностей психики. Таким детям требуется известная свобода действий в учебной и внеучебной работе, для саморазвития. Учитель должен соотносить свои методы и приемы обучения и воспитания с более насыщенной и сложной деятельностью. Для развития одаренных детей создаются необходимые условия: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и внеучебная деятельностью Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «трудного» подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с «трудными» подростками, опытные педагогики применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, «реконструкция характера».
  • на третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностных ориентацией, личностных свойств и качеств ученика. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.
  • на четвертом этапе индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требования, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание;
  • заключительным, пятым, этапом индивидуальной работы с детьми является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение  ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с  учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения  гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности  каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и  педагогического мастерства учителя. Индивидуальный подход требует от каждого  педагога знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в  жизнь.

 

7 вопрос

В основе психолого-педагогического  сопровождения воспитательного  процесса должны лежать принципы деятельностного подхода.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Сказанное выше есть основа концепции развивающего образования  в любом его варианте – будь это система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова, система “школа 2100”. Во всех этих системах на первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

Деятельностный подход в образовании (в обучении и воспитании) – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, это методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания. 
Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например, практическому общению. Психология учит, что акт деятельности всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность, то есть имеет определенную психологическую структуру. 
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. 
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. 
Принципы деятельностного подхода в воспитательном процессе эффективно реализуются через образовательную технологию учебно-деловая игра. 
Целью данной разработки является повышение компетенции педагогов в области организации деятельностного подхода учебно-образовательного процесса. Для этого необходимо изучить принципы деятельностного подхода в образовании. 
Продуктом деятельности учебно-деловой игры станет проект “Деятельностный подход в образовании – процесс деятельности ученика, направленный на становление его личности в целом”. 
Сама УДИ предполагает обучение таким видам деятельности, как проектная, групповая, познавательная, информационная, коллективно-распределенная – исследует уровень понимания и готовности учителя к деятельностному подходу в организации учебно-воспитательного процесса.

В процессе УДИ реализуются следующие виды деятельности: – познавательная;– информационная;– групповая;– исследовательская;– проектная.


Информация о работе Педагогические технологии