Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:57, реферат
В развивающихся странах – направлена на ликвидацию массовой неграмотности, сообщению учащимся определенного минимума необходимой информации и на этой основе на подготовку национальных профессиональных кадров, что определяет тенденцию на использование, в основном, профессионально значимой информации. В дидактике разработаны разные способы передачи учебной информации, известны разные подходы к их изучению, педагогическому анализу. Один из них – кибернетический, который нашел свое воплощение в программированном обучении. Информационный подход отличается от него целым рядом характеристик (см. таблицу 3). Преувеличение обратной связи в виде разного вида контроля за усвоением информации присуще кибернетическому подходу. В программированном обучении изыскиваются (и небезуспешно) способы постоянного и неумолимого контроля за работой учащихся с информацией.
К основным функциям управления относятся – анализ и планирование, организация и контроль, координация и стимулирование.
Анализ есть тот фундамент, на котором держится вся система планирования и организация учебно-воспитательного процесса.
Планирование как одна из важнейших функций управления, включает в себя определение наиболее приемлемых путей достижения поставленных целей.
Организация есть формирование и установление относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющей системах, действующих и развивающихся как одно целое.
Координация предполагает высокую оперативность в установлении гармонии между всеми звеньями, направлениями учебно-воспитательного процесса, между управляющей и управляемой системами.
Контроль – это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений (количественных и качественных) является обратная связь.
Стимулирование – это система мер, направленных на создание творческого педагогического коллектива и активной целенаправленной деятельности учащихся.
В теории управления за последние годы наметились новые подходы к решению вопросов взаимоотношений руководителей и подчиненных, прав и обязанностей должностных лиц, психологии управления, которые характеризуют культуру отношений. К.М. Ушаков под культурой организации понимает осознанные и неосознанные представления сотрудников о способах деятельности, набор привычек, писаных и неписаных норм поведения, запретов, ценностей, ожиданий. Культура организации выражается в так называемых символах, “верхних” слоях организации. Это содержание и формы стенной печати, объявлений, наград, расписаний. Затем следует оценка ценностей, руководителей, преподавателей, сведения о “героях”, участниках организации.
Этапом культуры являются ритуалы, церемонии, организация вечеров, собраний, стиль методических и педагогических советов.
Показателем культуры организации
являются профессиональные и общечеловеческие
ценности. Основным нормативным документом,
регламентирующим руководство учебно-
Закон “Об образовании” требует установления стандарта образования для обеспечения эквивалента и преемственности учебных заведений. Стандарт образования – это федеральный, нормативный документ, обеспечивающий минимум содержания основных образовательных программ. На его основе создаются вариантные программы и учебники для разных учебных заведений, где содержание обучения может быть расширено, углублено, но не может быть сокращено.
Демократизация управления
Во всех решениях о школе особое место уделяется вопросам демократизации управления школой.
В современных условиях отмечается недопустимость командно-административного стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива, свободу личности. Вместе с тем подчеркивается важность дисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве образовательным учреждением (роль педагогического совета, профсоюза, родительского сектора, детского самоуправления).
Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководителей школы перед советом школы, коллективом, свободу критики, гласность и право на любую постановку вопросов, связанных с руководством школы и положением дел в коллективе.
Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении, определить место руководителя в системе руководства, четко разграничить права и обязанности подчиненных. Предполагается полная гласность и опора на коллектив, разумная требовательность и оказание своевременной необходимой помощи. В школьной практике параллельно существуют демократические органы управления, например, школьный совет. Демократическим документом является Устав, – написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких либо организаций (школа, вуз, армия и.т.д.).
6 вопрос
Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.
Личностный подход является
ведущим в организации учебно-
Индивидуальная работа – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, совета по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагогики-воспитатели руководствуются следующими принципами:
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:
Таким образом, индивидуальный
подход – важнейший принцип обучения
и воспитания. Его реализация предполагает
частичное, временное изменение
ближайших задач и содержания
учебно-воспитательной работы, постоянное
варьирование ее методов и форм с
учетом общего и особенного в личности
каждого ученика для
7 вопрос
В основе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса должны лежать принципы деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Сказанное выше есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова, система “школа 2100”. Во всех этих системах на первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.
Деятельностный подход в образовании
(в обучении и воспитании) – это совсем
не совокупность образовательных технологий
или методических приемов. Это своего
рода ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, это методологический
базис, на котором строятся различные
системы обучения и воспитания.
Процесс воспитания есть всегда обучение
деятельности, например, практическому
общению. Психология учит, что акт деятельности
всегда имеет сознательную цель, имеет
мотивационную обусловленность, то есть
имеет определенную психологическую структуру.
Обучать деятельности в воспитательном
смысле – это значит делать учение мотивированным,
учить ребенка самостоятельно ставить
перед собой цель и находить пути, в том
числе средства, ее достижения, помогать
ребенку сформировать у себя умения контроля
и самоконтроля, оценки и самооценки.
Деятельностный подход предполагает открытие
перед ребенком всего спектра возможностей
и создание у него установки на свободный,
но ответственный выбор той или иной возможности.
Принципы деятельностного подхода в воспитательном
процессе эффективно реализуются через
образовательную технологию учебно-деловая
игра.
Целью данной разработки является повышение
компетенции педагогов в области организации
деятельностного подхода учебно-образовательного
процесса. Для этого необходимо изучить
принципы деятельностного подхода в образовании.
Продуктом деятельности учебно-деловой
игры станет проект “Деятельностный подход
в образовании – процесс деятельности
ученика, направленный на становление
его личности в целом”.
Сама УДИ предполагает обучение таким
видам деятельности, как проектная, групповая,
познавательная, информационная, коллективно-распределенная
– исследует уровень понимания и готовности
учителя к деятельностному подходу в организации
учебно-воспитательного процесса.
В процессе УДИ реализуются следующие виды деятельности: – познавательная;– информационная;– групповая;– исследовательская;– проектная.