Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 22:09, реферат

Описание работы

Процессуальный подход наиболее точно отражает сущность данного феномена и распространяется на технологии разного уровня: от педагогических технологий, позволяющих выстроить целостный педагогический процесс, до тех, которые характеризуют системный способ построения отдельных элементов этого процесса (например, деловая игра как самостоятельная психотехнология, включенная в более обобщенную технологию контекстного обучения; технология целеполагания как составная часть технологии полного усвоения).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»….…………...5
2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………….…………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………16

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.09 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

 

контрольная работа

по дисциплине «Педагогика»

раздел «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 

вариант № 2

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

Исполнитель: Студент группы

Кч-211 СДПВД

Кремлёва О. Н.

Научный руководитель:

Мугинова Г. Р.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»….…………...5
  2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………….…………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Что такое технология?

Можно выделить несколько подходов к определению понятия "педагогическая технология".

Процессуальный подход наиболее точно отражает сущность данного феномена и распространяется на технологии разного уровня: от педагогических технологий, позволяющих выстроить целостный педагогический процесс, до тех, которые характеризуют системный способ построения отдельных элементов этого процесса (например, деловая игра как самостоятельная психотехнология, включенная в более обобщенную технологию контекстного обучения; технология целеполагания как составная часть технологии полного усвоения).

Чрезмерно широкое определение педагогической технологии, по существу – отождествление ее с педагогической системой, наблюдаемое в работах некоторых авторов, ведет к непониманию педагогами-практиками сущности данного педагогического явления, к попытке внедрения в процесс преподавания своей дисциплины "технологий" обучения, которые по своей сути являются целостными дидактическими системами и требуют изменений в организации всего учебного процесса в учреждении образования, в том числе – целей и содержания обучения, управленческих, материальных и психологических условий, критериев оценки эффективности и результативности образовательного процесса и т.д. Необходимо понимать, что технология отражает процессуальную, деятельностную сторону педагогической системы, она всегда опирается на определенную философскую и психолого-педагогическую концепцию, но является, прежде всего, способом реализации педагогических подходов, целей и принципов, содержания образования, представляет собой систему методов, форм и средств, их обеспечивающих.

 

 

Личностный подход?

Личностный подход реализуется личностно ориентированными технологиями.

Е. В. Бондаревская считает, что основными характеристиками данных технологий являются диалогичность, деятельностный, творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося, предоставление ему пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Построение технологий обучения, адекватных его личностной направленности, требует, прежде всего, изменения способов деятельности и общения, характера взаимодействия между его субъектами. Думается, что нет необходимости сужать и ограничивать личностно ориентированные технологии обучения только теми, которые реализуют аффективную парадигму образования и ставят своей основной целью оказание содействия человеку в определении и коррекции отношения к самому себе и к окружающему миру. Основным критерием отнесения технологии к личностно ориентированным является ее способность создавать "личностно утверждающую ситуацию", переводить студента в позицию субъекта своей учебной деятельности, в результате чего для него открываются личностные смыслы данной деятельности, возникает в процессе достижения когнитивных целей потребность в саморазвитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Понятие "Педагогическая технология" в последнее время вошло в оборот и употребляется широко, хотя неопределенно и неоднозначно. Обычно оно означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания. В зарубежной педагогике значение этого понятия ограничено сферой обучения.

Рассмотрим определения и понятия, встречающиеся в педагогической литературе.

Термин "технология" стал утверждаться, когда внимание педагогов и исследователей обратилось к особенностям педагогического воздействия на школьников. Воздействие осуществляется как момент раскрытия, демонстрации и передачи личностного ценностного отношения педагога к чему или к кому бы то ни было. От того, насколько ярко ему удается "выразить себя в содержании и форме" зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание к человеку, ощущение радости от успеха другого).

Успех в реализации педагогического воздействия во многом зависит от умения организовать его, избрать целесообразный его вариант. А умению этому надо педагога учить, о чем мечтал еще А.С. Макаренко.

Исходя из этого основания, один из авторов исследования проблемы В.Ю. Питюков понятие "педагогическая технология" трактует как научное обоснование выбора операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, воздействия, гармонично сочетающего свободу личностного проявления и социокультурную норму. Являясь компонентом профессионального мастерства, педагогическая технология всегда наличествовала в профессиональной деятельности воспитателя, коль скоро момент воздействия не мог не присутствовать во взаимоотношениях педагога с детьми.

Из приведенных определений понятие "Педагогическая технология" наиболее "близко к истине" и научному его толкованию дает Н. Е. Щуркова. В целом ряде монографий, научных статей ею раскрывается сущность понятия "педтехнология", ее структура, слагаемые, принципы и пути применения в практической педагогической деятельности воспитателя, учителя, классного руководителя, логика изложения материала и его преподавания.

В монографии «Педагогическая технология» (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника) и других своих работах (33, 34, 35) она раскрывает ее суть как «сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей». Воздействие осуществляется в процессе организации многообразных видов деятельности и общения с целью формирования у школьников отношений к миру (к Родине, людям, труду, к себе).

Воздействие определяется педагогическими целями, обстоятельствами. Организация воздействия, отмечает автор, всегда творческий акт, потому что число переменных, подлежащих учету в момент воздействия, очень велико, их сочетание бесконечно.

Педагогическое воздействие не допускает манипулирования сознанием и отношениями воспитанника.

Педагогическое воздействие предполагает предоставление воспитаннику возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Что для этого должен предпринять педагог?

В первую очередь необходимо разбудить активность детей, вооружить их способами осуществления деятельности, так как только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности; отказаться от постоянной опеки воспитанников, от принятия ответственности на себя (учителей и родителей) за все, что бы ни совершали дети, предоставить им возможность самостоятельно принимать решения.

Чтобы воспитательный процесс был успешным, отмечает Н.Е. Щуркова, необходимо профессиональное освоение педагогом всех трех блоков: теоретического, методического и технологического в их органическом единстве и нерасторжимости.

М.В. Кларин рассматривает педагогические технологии как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Отличительно по своей структуре и частично содержанию определение В.П. Беспалько: «Педагогические технологии – содержательная техника реализации учебного процесса».

Несколько по-иному педагогические технологии определяет В.М. Монахов: «Педагогические технологии - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и ученика».

Дефиниция, предложенная Б.Т. Лихачёвым следующая: «Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; это есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

Индивидуальна и формулировка ЮНЕСКО: «Педагогические технологии – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия; ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Ф. А. Фрадкин определяет педагогические технологии, как «системное, концептуальное, нормативное, объектированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательных цели».

Т.А. Стефановская, рассматривая сущность педагогических технологий, исходит из следующих положений: «Педагогика – это наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. Слагаемые педагогического искусства – это знания о педагогическом процессе + педагогические умения +педагогическая техника при грамотноорганизованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.

Если педагогический процесс рассматривать как совокупность последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего; организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, помня, что действие предполагает не только ответ на вопрос «что», но и «как наиболее эффективно», то вполне логично под педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой».

Перечислим основные определения педагогической технологии:

· это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату;

· это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования;

· это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций;

· это описание, проект процесса формирования личности;

· это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса;

· это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.

Таким образом, в результате изучения педагогической литературы по данной проблеме можно сделать следующий вывод.

Понятие педагогической технологии многозначно. В конкретных исследованиях она рассматривается и как инструментарий педагогического процесса, и как техника реализации учебного процесса, и как модель, и как системный метод или совокупность средств для достижения педагогических целей. Множество мнений в терминологии, многогранность понятия с точки зрения теории говорят о том, что разрешение проблемы зависит от будущего развития педагогической науки.

Несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической технологии, большинством ученых педагогическая технология рассматривается как педагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами учебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное – помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.

Автор (вслед за Т.А. Стефановской) определяет педагогическую технологию как совокупность, систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии.

Информация о работе Педагогические технологии