Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 22:09, реферат
Процессуальный подход наиболее точно отражает сущность данного феномена и распространяется на технологии разного уровня: от педагогических технологий, позволяющих выстроить целостный педагогический процесс, до тех, которые характеризуют системный способ построения отдельных элементов этого процесса (например, деловая игра как самостоятельная психотехнология, включенная в более обобщенную технологию контекстного обучения; технология целеполагания как составная часть технологии полного усвоения).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»….…………...5
2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………….…………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………16
Педагогическая технология предполагает точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения. Ясно, что педагогические технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем другие технологии. Как и любые иные, они имеют свои отраслевые (клановые, профессиональные) особенности и в том, какими методами и средствами оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело.
Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а отсюда их отчасти вероятностный характер), и в необходимости учета философского, психологического, медицинского и экологического аспектов проблемы.
Приведем наиболее существенные признаки педагогических технологий:
1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора.
2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
3. Технология предусматривает
взаимосвязанную деятельность
4. Элементы педагогической
технологии должны, с одной стороны,
быть воспроизводимы любым
5. Органической частью
педагогической технологии
Подобно тому, что в педагогической теории не существует единого и устоявшегося определения педагогической технологии, т.е. нет общепринятого понятия, так и не существует единого мнения по поводу сущности и структуры педагогической технологии. Разные авторы по-своему рассматривают данную проблему, поэтому и изучать ее следует в соответствии с различными мнениями. Автор данной работы рассматривает точки зрения на проблему ведущих специалистов: Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А. Сластёнина.
Итак, Г.К. Селевко полагает, что педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и учителя, её структурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно его теории, в структуру педагогической технологии входят:
1. Концептуальная основа;
2. Содержательная часть (цели
обучения – общие и конкретные,
содержание учебного материала)
3. Процессуальная часть
– технологический процесс (организация
учебного процесса, методы и формы
учебной деятельности
Таким образом, Г.К. Селевко разбивает структуру педагогической технологии на 3 компонента: концептуальную основу, содержательную часть и процессуальную часть.
Рассмотрим ещё одну точку зрения на сущность педагогической технологии – это точка зрения В.А. Сластёнина. В своём учебном пособии он говорит о том, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Таким образом, В.А. Сластёнин выделяет следующие компоненты педагогической технологии:
1. Аналитическая деятельность
(завершающаяся постановкой
2. Прогностическая и проективная
творческая мыслительная
3. Анализ, прогноз и проект
- «неразрывная» триада при
Как уже было сказано выше, первый компонент в структуре - аналитическая деятельность – должна заканчиваться постановкой педагогического диагноза. В практической педагогике термин «педагогический диагноз» означает оценку общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в процессе обучения.
Технология обучения педагогики в вузе Т.А. Стефановской базируется на следующих ведущих идеях: интеграция педагогических дисциплин; интенсификация процесса обучения через использование мнемосхем; диагностическая основа и содержание учебных дисциплин, детерминированное взаимосвязью объективных и субъективных условий. Автор в качестве основных компонентов педагогической технологии выделяет:
· целевую установку;
· содержательный компонент;
· собственно технологический (организационный) компонент;
· экспертно-оценочный компонент.
Целевая установка подготовки специалиста определена государственным стандартом; выражается она не только объемом необходимых знаний и умений, но и набором личностных качеств выпускника вуза. Примечательно, что описание целевой установки диагностично, т.е. предполагает ее конкретизацию с учетом региональных условий функционирования системы образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 2008.- 192 с.
Егишева, О.В. Основные параметры технологии обучения / О.В. Егишева.- Москва: Издательский центр «Академия», 2005.- 210с.
Даль, В.И.Толковый словарь живого великорусского языка Т.4. / В.И. Даль.-Москва: Русский язык, 2001. - 2729с.
Кларин, М.В. Педагогическая технология обучения / М.В. Кларин.- Москва: Издательский центр «Академия»,2005. - 180с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ.высш.и сред.пед.учеб. завед. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 176 с.
Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев.- Москва: Просвещение,2005 - 190с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 512 с.
Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - Москва: Просвещение, 2004. - 243с.
Подласый,И.П. Где помогут технологии / И.П. Подласый.ЇМосква: Советская педагогика,2003. - 298с.
Селевко, Г.В. Современные образовательные технологии: учебн. пособие / Г.В. Селевко.- Москва: Народное образование, 2005. - 256 с.
Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф. Шиянов, Е.Н. Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Издательский центр «Академия », 2002. - 576 с.
Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.). - Москва: «Советская энциклопедия», 2006. - 1600 с.