Педагогические условия формирования правовой культуры учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 08:21, реферат

Описание работы

В сложившейся социокультурной ситуации явно обостряется противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню правовой культуры педагога, с одной стороны, и отсутствием целостной системы ее формирования, - с другой. Главной проблемой данного противоречиякоторого является выявление теоретико-методологических основ и педагогических условий формирование правовой культуры учителя.
Правовая культура учителя понимается как совокупность личностных и профессиональных качеств учителя, необходимых для эффективного решения разнотипных правовых задач в образовательном процессе. Она выражается в достигнутом уровне правового мышления (правосознания) и правовой грамотности учителя, обеспечивающих его правовую направленность и законосообразную педагогическую деятельность

Файлы: 1 файл

2.2 курсовая.docx

— 18.01 Кб (Скачать файл)

Педагогические условия формирования правовой культуры учителя

В сложившейся социокультурной ситуации явно обостряется противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню правовой культуры педагога, с одной стороны, и отсутствием целостной системы ее формирования, - с другой. Главной проблемой данного противоречия которого является выявление теоретико-методологических основ и педагогических условий формирование правовой культуры учителя.

Правовая культура учителя понимается как совокупность личностных и профессиональных качеств учителя, необходимых для эффективного решения разнотипных правовых задач в образовательном процессе. Она выражается в достигнутом уровне правового мышления (правосознания) и правовой грамотности учителя, обеспечивающих его правовую направленность и законосообразную педагогическую деятельность.

Сформированность правовой культуры, как составной части профессиограммы учителя, является важнейшим условием его профессионального становления. Эффективное формирование правовой культуры учителя обеспечивается посредством совокупности условий:

  • культурно-интегрированный характер образовательного процесса; включение теоретических основ правовой культуры учителя в содержание общепедагогических дисциплин;
  • использование личностно и практико-ориентированных приемов и методов учебно-познавательной деятельности их ситуативность и вариативность;
  • программно- и учебно-методическое обеспечение процесса формирования правовой культуры учителя;
  • правовая компетентность учителя.

Значимость педагогических условий формирования правовой культуры учителя состоит в том, что осуществлен комплексный подход к осмыслению сущности понятия правовой культуры учителя.  Его результаты обогащают теоретический фонд современного педагогического знания в аспекте правовой подготовки учителя.  Получили дальнейшую разработку теоретические основы правовой готовности учителя и формирования его правовой культуры.

Характерные для современного общества тенденции преобразования, связанные с гуманизацией социально-педагогической среды, актуализируют проблему правовой культуры учителя. Анализ теоретических источников показывает, что проблема формирования правовой культуры учителя до последнего времени не получила однозначного и аргументированного решения, хотя в науке накоплен достаточно обширный фонд по различным аспектам правовой готовности учителя. В этих условиях была осознана тема исследования, главной проблемой которого стало выявление педагогических условий формирования правовой культуры будущего педагога. В поисках теоретико-методологических оснований исследуемой проблемы можно обратиться к культурологическому подходу, согласно которому правовая культура, являясь общественным атрибутом правового государства, в то же самое время может выступать в личностном аспекте и проектироваться в область профессиональной деятельности учителя.

Исходя из этого, базируясь на концептуальных положениях относительно общенаучного понимания правовой культуры, можно сформулировать определение правовой культуры учителя, под которой понимается совокупность личностных и профессиональных качеств, характеризующих готовность педагога к эффективному решению правовых задач в целостном педагогическом процессе. Правовая культура педагога выражается, таким образом, в достигнутом уровне правового мышления (правосознания) и правовой грамотности, обеспечивающих гуманистическую направленность и законосообразную педагогическую деятельность.

Динамика формирования правовой культуры учителя осуществляется в контексте выявленных педагогических условий и предполагает реализацию через специально-организованный дидактический процесс в три этапа: аксиологический (ценностно-мотивационный), личностно-творческий и деятельностный. Целостный процесс формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога осуществляется в логике личностно-ориентированной парадигмы образования и основывается на принципах: целенаправленного гуманистического подхода к организации процесса формирования нравственно-правовой культуры; сознательности и познавательно-правовой активности будущих педагогов; прочности знаний и возможности их использования в практике нравственно-правовых отношений; системного, последовательного и проблемно-поискового содержания деятельности, культурологического и антропологического подходов к ее реализации.

Правовая культура учителя является частью общей культуры личности и педагогической культуры в частности. Эта система профессионально необходимых правовых взглядов, представлений и чувств, развитых на определенном (высоком) уровне, направленная на формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее (личность) правовое поведение и эффективную деятельность по правовому воспитанию школьников.

 


Информация о работе Педагогические условия формирования правовой культуры учителя