Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 06:43, курсовая работа
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
ВВЕДЕНИЕ
Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста
Часть 1. Игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Игры, развивающие речевое дыхание
Игры, способствующие развитию понимаемой речи
Игры, формирующие правильное звукопроизношение
Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций
Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе
Игры с использованием обобщающих слов
Игры с использованием предметных и сюжетных картинок
ЧАСТЬ 2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Величина
Форма
Цвет
Игры и упражнения с предметами
Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики
Примерное перспективное планирование игр и упражнений для развития речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Примерное перспективное планирование игр и упражнений для развития речи и ознакомления с окружающим
МЕСЯЦ |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ |
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
ОБОРУДОВАНИЕ |
Сентябрь |
1.Покажи, кого назову
2.Кто это?
3.Сделай, как я
4.Давайте познакомим |
Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. |
|
5.Кто что услышит? |
Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь. |
Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п. | |
6.Громко – тихо |
Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. |
Большая и маленькая собачки или другие игрушки. | |
7.Листопад |
Учить плавному, свободному выдоху. |
Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья. | |
8.Кто с нами рядом живет |
Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках. |
Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы». | |
Октябрь |
1.Кружок 2.Паровозик 3.Мы хорошие 4.Снежинки |
Учить детей находить,
показывать и, по-возможности, произносить
имена сверстников и |
|
5.Угадай, что делать |
Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. |
Бубен, два флажка. | |
6.Идемте с нами играть |
Вырабатывать умение пользоваться громким голосом. |
Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери. | |
7.Принеси игрушку |
Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. |
4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.). | |
8.Парные картинки |
Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.
|
Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы. | |
9.Дети обедают |
Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит. |
Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками. | |
Ноябрь |
1.Кто внимательный? |
Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. |
Кукла, игрушечный мишка, машинка. |
2. Не разбуди куклу |
Развивать умение пользоваться тихим голосом. |
Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек. | |
3.Найди и принеси |
Продолжать развивать
понимаемую речь, учить выполнять
несложные и двух-трех сложные
инструкции, ориентироваться в |
Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате. | |
4.Во дворе |
Развивать речевой слух
и способность к |
Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. | |
5.Олины помощники |
Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. |
Кукла. | |
6.Уложим куклу спать |
Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями. |
Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка. | |
7.Кукла проснулась |
Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета. |
Кукла на кроватке, комплект ее одежды. | |
8.Посуда для куклы |
Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь. |
Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла. | |
9.Мальчик с дудочкой
|
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Декабрь |
1.Дует ветер |
Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. |
2 картинки, на одной
из которых изображен легкий
ветерок, качающий траку, |
2.Снежинки |
Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха). |
Несколько рыхлых кусочков ваты. | |
3.Поручения |
Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. |
||
4.Песня – песенка |
Закреплять правильное
звукопроизношение. Развивать речевой
слух и речевую активность, умение
произносить звуки и |
Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка. | |
5.Спрячь мячик |
Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций. |
Мяч. | |
6.Нарядим куклу |
Активизировать словарь по теме. |
Картонная кукла, набор бумажной одежды. | |
7.Угостим кукол чаем |
Закрепить название предметов посуды, ее величины. |
Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине. | |
8.Что купили на базаре? |
Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. |
Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи. | |
9.Праздник елки в детском саду |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Январь |
1.Положи на место |
Продолжать развивать
понимаемую речь, учить выполнять
несложные и двух-трех сложные
инструкции, ориентироваться в |
|
2.Курочка и цыплята |
Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве. |
Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей) | |
3.Часы тикают |
Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо. |
Большие и маленькие часы. | |
4.Кто, где спрятался? |
Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. |
Игрушечная кошечка или собачка. | |
5.К кукле пришли гости |
Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением. |
Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка. | |
6.В гостях у куклы |
Уточнять название предметов мебели, ее назначение. |
Кукольная мебель, кукла. | |
7. Чудесный мешочек |
Уточнить и активизировать словарь по теме. |
Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке. | |
8.Кого мы встретили в лесу? |
Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках. |
Предметны картинки из серии «Дикие животные». | |
9.Дети играют в группе |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Февраль |
1.Чья птичка дальше улетит? |
Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ. |
Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных. |
2.Гав-гав |
Закреплять произношение звуков по подражанию. |
Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. | |
3.Лошадка |
Обучение отчетливому произношению звука «и». |
Игрушечная лошадка. | |
4.Где машина? |
Учить детей понимать предложные конструкции. |
Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. | |
5.Угостим медведей чаем |
Закрепить название предметов посуды, ее величины. |
Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине. | |
6.Пригласим мишутку в гости |
Уточнять название предметов мебели, ее назначение. |
Игрушечная мебель, медвежонок. | |
7.Узнай игрушку |
Уточнить и активизировать словарь по теме |
Любимые игрушки детей в мешочке. | |
8.Что в саду растет? |
Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. |
Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи. | |
9.Мальчик играет с собакой |
Упражнять детей в названии слов: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет. |
Картинка с изображением зеленой лужайки. На лужайке растут цветы. Мальчик показывает собаке сахар. Собака сидит на задних лапах. Маленькая девочка с интересом смотрит на мальчика и собаку. Около девочки лежит игрушечная собака. | |
Март |
1.На птичьем дворе |
Закреплять произношение звуков по подражанию. |
Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка. |
2.Где зайчик? |
Учить детей понимать предложные конструкции. |
Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик. | |
3.Автомобиль |
Формировать правильное
и отчетливое произношение звука
«б» (бь), развивать умение произносить
отдельные звукоподражания |
Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки. | |
4.Назови ласково |
Учить образовывать существительные
с уменьшительно-ласкательными |
Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить. | |
5.Помоем посуду |
Расширять словарь по теме, активизировать словарь. |
Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда. | |
6.У куклы дома |
Закрепить название предметов мебели, ее величины. |
Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине. | |
7.Узнай и назови |
Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы. |
Натуральные овощи или муляжи в мешочке. | |
8.На чем мы ездим? |
Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами. |
Предметные картинки «Транспорт». | |
9.Мама купает ребенка |
Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. |
Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце. | |
Апрель |
1.Барабан |
Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса. |
Барабан. |
2.Кап-кап-кап |
Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо. |
Картинка с изображением дождя. | |
3.Друзья |
Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т.п.) | |
4.Кто чем питается? |
Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. |
Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
5.Покатаем в машине игрушки |
Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов. |
Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др. | |
6.Что в корзиночке лежит? |
Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества. |
Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие. | |
7.Чего не стало? |
Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь. |
Игрушки | |
8.Лото |
Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию. |
Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей). | |
9.Кошка играет мячом |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Май |
1.Тук-тук |
Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма. |
Игрушечный молоточек. |
2.Один – много |
Формировать у детей
умение и навык образования |
Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. | |
3.Дай что скажу |
Закрепить название транспорта, активизировать словарь. |
Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик. | |
4.Давай познакомимся |
Уточнять и расширять словарь ребенка по теме. |
Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке. | |
5. Кто что ест? |
Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает». |
Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
6.Во саду ли, в огороде? |
Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. |
Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. | |
7.Комната для куклы |
Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами. |
Предметны картинки из серии «Мебель», кукла. | |
8.Голубь летит
9.Автобус везет людей |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Июнь |
1.Солнце или дождик? |
Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна. |
Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя. |
2.Одуванчик |
Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ. |
||
3.Иголочка и ниточка |
Учить детей находить,
показывать и, по-возможности, произносить
имена сверстников и |
||
4.Поворята |
Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. |
Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. | |
5.Кто так кричит? |
Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. |
Игрушки или картинки домашних животных. | |
6.Мишка спит в кроватке
7.Кукла сидит в ванне |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
8.Песня – песенка |
Закреплять правильное
звукопроизношение. Развивать речевой
слух и речевую активность, умение
произносить звуки и |
Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка. | |
9.Где машина? |
Учить детей понимать предложные конструкции. |
Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. | |
Июль |
1.Где позвонили? |
Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. |
Колокольчик. |
2.Пузырь |
Развивать речевое дыхание и звукового аппарата. |
||
3.Кто где живет? |
Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме. |
Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево. | |
4.Бабочка, лети! |
Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох. |
2 – 3 бумажные ярко
окрашенные бабочки (к каждой
бабочке привязывают нитку | |
5.Коза ест траву
6.Дети гуляют в парке |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
7.Гав-гав |
Закреплять произношение звуков по подражанию.
|
Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. | |
8.Где зайчик |
Учить детей понимать предложные конструкции. |
Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик. | |
9.Кто что ест? |
Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает». |
Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
Август |
1.Угадай, на чем играю |
Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. |
Барабан, бубен, дудочка и др. |
2.Кораблик |
Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ. |
Таз с водой и бумажные кораблики. | |
3.Пирамида любви |
Учить детей находить,
показывать и, по-возможности, произносить
имена сверстников и |
||
4.Дети кормят курицу и цыплят
5.Дети на прогулке в детском саду |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
6.На птичьем дворе |
Закреплять произношение звуков по подражанию.
|
Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка. | |
7.Кто чем питается? |
Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. |
Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
8.Один – много |
Формировать у детей
умение и навык образования |
Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. | |
9.Во дворе |
Развивать речевой слух
и способность к |
Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. |
Примерное перспективное планирование игр и упражнений для сенсорного развития
МЕСЯЦ |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ |
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
ОБОРУДОВАНИЕ |
Сентябрь |
1.Ежик |
Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев |
Картонный силуэт ежа, прищепки |
2.Жучок
|
Подушка в виде жука, вделанные в нее горлышками от пластиковых бутылок, пробки | ||
3.Осьминожка |
Подушка в виде осьминога с разнообразными застежками на ней | ||
4.Сложи пирамидку |
Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). |
Пирамидка, состоящая из любых колец | |
Октябрь |
1.Солнышко |
Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев |
Картонный силуэт солнца, прищепки |
2.Цветочки
|
Подушка, вделанные в нее горлышки от пластиковых бутылок в виде цветков, пробки | ||
3.Накормим птичку |
Игрушечная птица, ее кормушка, пшено | ||
4. Какой мяч больше? |
Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию. |
Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные. | |
Ноябрь |
1.Елочка |
Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев |
Картонный силуэт елки, прищепки |
2.Волшебный коврик |
Коврик с разнообразными застежками на нем | ||
3.Поручения |
Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи. |
Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе. | |
4.Угости зайчика |
Учить детей группировать предметы по величине. | ||
5.Собери пирамидку |
Учить детей нанизывать на стержень шары и кубики, обращать внимание на форму предметов |
Пирамидки, состоящие из шаров и кубиков | |
Декабрь |
1.Куклы заблудились |
Учить детей группировать предметы по величине. |
Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик. |
2.Большие и маленькие |
Научить ребенка чередовать предметы по величине |
По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка. | |
3.Волшебная коробочка |
Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия. |
Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики. | |
4.Заштопай штанишки |
Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. |
Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. | |
5.Сложи матрешку |
Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов |
Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера. | |
Январь |
1.Какой это формы |
Научить ребенка чередовать предметы по форме |
По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка. |
2.Круг, квадрат |
Учить группировать предметы по форме. |
По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. | |
3.Помоги матрешке найти свои игрушки |
Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. |
Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов. | |
4.Курочка и цыплята |
Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. |
Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого. | |
5.Собери пирамидку |
Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов |
Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине. | |
Февраль |
1.Веселые человечки |
Учить детей группировать предметы по форме |
Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки. |
2.Елочки и грибочки |
Научить ребенка чередовать предметы по цвету. |
Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета. | |
3.Угостим медведя ягодой |
Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. |
Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета. | |
4.Помоги кукле собрать кубики |
Учить детей группировать предметы по величине. |
Кукла, большая и маленькая коробка, большие и маленькие кубики | |
5.Сложи бочонки |
Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов |
Разноцветные складные бочонки | |
Март |
1.Гуси с гусятами |
Научить ребенка чередовать предметы по цвету. |
Коробка с мозаикой, где помещены элементы белого и желтого цвета |
2.Найди солнышко |
Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. |
Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов желтого цвета и по пять элементов синего и зеленого цвета. | |
3.Поставь букет цветов в вазу |
Учить детей группировать предметы по цвету. |
Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов. | |
4.Положи мячи в корзинки |
Учить детей группировать предметы по величине. |
Большая и маленькая корзинка, по пять больших и маленьких мячей | |
5.Собери бусы |
Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению формы предметов |
Шары и кубики с отверстиями для нанизывания различной величины и цвета, шнур или мягкая проволока. | |
Апрель |
1.Поставь машины в гараж |
Учить детей группировать предметы по величине. |
Большая и маленькая коробка, по пять больших и маленьких машин |
2.Заштопай у матрешки сарафан |
Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. |
Картонное изображение матрешки с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и сарафан. | |
3.Домики и флажки |
Научить ребенка чередовать предметы по цвету. |
Коробка с мозаикой, где помещены элементы белого и красного цвета | |
4.Разноцветные бусы |
Научить ребенка чередовать предметы по цвету. |
По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока. | |
5.Сложи стаканчики |
Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов |
Разноцветные складные стаканчики | |
Май |
1.Покатаем мишек на машинах |
Учить детей группировать предметы по величине. |
Несколько больших и маленьких мишек, большие и маленькие машины. |
2.Посади травку |
Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. |
Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов зеленого цвета и по пять элементов желтого и красного цвета. | |
3.Разноцветные шары |
Учить детей соотносить предметы по цвету. |
Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов. | |
4.На каком цветке сидят бабочки? |
Учить детей соотносить предметы по величине |
Большие и маленькие цветы и бабочки, вырезанные из картона | |
5.Собери пирамиду |
Учить детей нанизывать на стержень шары и кубики, обращать внимание на форму предметов |
Пирамидки, состоящие из шаров и кубиков | |
Июнь |
1.Угости собачек косточкой |
Учить детей группировать предметы по величине. |
Большая и маленькая собачка, большая и маленькая косточка |
2.Облачка на небе |
Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. |
Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов синего цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета. | |
3.Подбери чашки к блюдцам |
Учить детей соотносить предметы по цвету. |
Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов. | |
4.Волшебная коробочка |
Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия. |
Коробки с отверстиями круглой, треугольной и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики, шарики и призмы | |
5.Застегни сапожки |
Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев |
Вырезанные из плотного картона силуэты сапожек с проделанными в них отверстиями, шнурок | |
Июль |
1.Собери цветы |
Учить детей группировать предметы по величине. |
Большая и маленькая корзинка, большие и маленькие цветы, вырезанные из картона |
2.Магазин игрушек |
Учить детей группировать предметы по цвету. |
Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.) | |
3.С какого дерева листик |
Учить детей соотносить предметы по величине |
Нарисованные большое и маленькое дерево без листвы, вырезанные из бумаги большие и маленькие листья | |
4.Закрой окошко |
Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. |
Вкладыши различной формы | |
5.Пришей пуговицу |
Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев |
Плотный картон с отверстиями, вырезанные из картона или настоящие пуговицы, шнурок | |
Август |
1.Посади птичек в свои гнезда |
Учить детей соотносить предметы по величине |
Нарисованные большие и маленькие гнезда, вырезанные из бумаги большие и маленькие птицы |
2.Варежки |
Учить детей соотносить предметы по цвету. |
Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы. | |
3.Волшебный кубик |
Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия. |
Куб с отверстиями различной формы, соответствующие вкладыши | |
4.Завяжи рубашку |
Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев |
Вырезанные из плотного картона силуэт рубашек с проделанными в них отверстиями, шнурок | |
5.Помоги Золушке |
Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев |
Две тарелочки, фасоль и горох |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985.
Развивающие игры с малышами до трех лет / Составила Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.
Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
Игры-занятия с малышами / А. Н. Фролова. – Киев: Рядянська школа, 1987.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Под редакцией Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. – Санкт-Питербург: Издательский Дом «Литера», 2006.
Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000.
Логопедия / Е. Н. Краузе. – Санкт-Питербург: Крона принт, М.: Бином Пресс, 2006.