Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 15:10, курсовая работа
Объект исследования: младший школьный возраст.
Предмет исследования: степень сформированности коллективистских качеств личности детей.
Цель работы: рассмотреть педагогические условия развития детского коллектива.
Задачи исследования:
• Раскрыть понятие о воспитательном коллективе;
• Изучить формирование личности в коллективе;
• Рассмотреть сущность и организационные основы функционирования детского коллектива;
• Рассмотреть структуру и основные типы детских коллективов
Введение………………………………………………………………………
Глава I. Общее понятие детского коллектива
3
Понятие о воспитательном коллективе……………………………
Структура и основные типы детских коллективов………………
Глава II. Сущность развития детского коллектива
6
8
2.1. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике………………………………………………
10
2.2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива…………………………………………………………
16
2.3. Этапы, уровни и основные условия развития детского коллектива..
19
Заключение………………………………………………………………........
26
Список использованных источников………………………………………
29
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Факультет физической культуры
Кафедра теоретических основ
Педагогические условия развития детского коллектива
Курсовая работа по педагогике
Выполнил:
Черепанов А. В.
Шадринск, 2013
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава I. Общее понятие детского коллектива |
3 |
Глава II. Сущность развития детского коллектива |
6 8 |
2.1. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике……………………………………………… |
10 |
2.2. Сущность и организационные
основы функционирования детского коллектива…………………………………………………… |
16 |
2.3. Этапы, уровни и основные условия развития детского коллектива.. |
19 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список использованных источников……………………………………… |
29 |
Введение
Природа
межличностных отношений в
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Первая
из них отражает обусловленность
природы межличностных
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития.
Это, прежде всего, объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.
Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.
Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.
Эмоционально
– оценочные отношения
В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.
Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 11 – 13 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
Объект исследования: младший школьный возраст.
Предмет исследования: степень сформированности коллективистских качеств личности детей.
Цель работы: рассмотреть педагогические условия развития детского коллектива.
Задачи исследования:
• Раскрыть понятие о воспитательном коллективе;
• Изучить формирование личности в коллективе;
• Рассмотреть сущность и организационные основы функционирования детского коллектива;
• Рассмотреть структуру и основные типы детских коллективов
• Изучить этапы, уровни и основные условия развития детского коллектива.
Гипотеза исследования: всегда ли формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад.
Основным методом исследования является анализ педагогической литературы.
Научную значимость исследования составляет предложенная система организации детского коллектива, которая в настоящее время окажется незаменимой в школе.
Практическую значимость исследования составляет рассмотрение основных методов формирования детского коллектива.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.
Глава I. Общее понятие детского коллектива
1.1. Понятие о воспитательном коллективе
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие и
формирование личности можно успешно
осуществлять только в коллективе и
через коллектив, что является одной
из важнейших закономерностей
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные [6, с. 77].
Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.
Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.
Главным признаком
коллектива является налаженность, прочность
и действенность деловых
Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.
Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. «Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину [8, с. 91].
И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой».
Таким образом, воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
1.2. Структура и основные типы детских коллективов
Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.
При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой [96, с. 36].
Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью [16, с. 243].
Информация о работе Педагогические условия развития детского коллектива