Педагогические условия развития детского коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: младший школьный возраст.
Предмет исследования: степень сформированности коллективистских качеств личности детей.
Цель работы: рассмотреть педагогические условия развития детского коллектива.
Задачи исследования:
• Раскрыть понятие о воспитательном коллективе;
• Изучить формирование личности в коллективе;
• Рассмотреть сущность и организационные основы функционирования детского коллектива;
• Рассмотреть структуру и основные типы детских коллективов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
Глава I. Общее понятие детского коллектива
3
Понятие о воспитательном коллективе……………………………
Структура и основные типы детских коллективов………………
Глава II. Сущность развития детского коллектива
6
8
2.1. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике………………………………………………

10
2.2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива…………………………………………………………

16
2.3. Этапы, уровни и основные условия развития детского коллектива..
19
Заключение………………………………………………………………........
26
Список использованных источников………………………………………
29

Файлы: 1 файл

курсовая, Черепанов, гр 7-13.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Шадринский государственный  педагогический институт»

Факультет физической культуры

Кафедра теоретических основ физического  воспитания и безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

Педагогические  условия развития детского коллектива

 

Курсовая  работа по педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнил: 

                                                          Студент группы 7-13,

                                                 Черепанов А. В.

                         

 

 

                                                                Научный руководитель:

                                                                      к.п.н., доцент, Осипова И. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шадринск, 2013 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………

Глава I. Общее понятие детского коллектива

3

    1. Понятие о воспитательном коллективе……………………………
    2. Структура и основные типы детских коллективов………………

Глава II. Сущность развития детского коллектива

6

8

2.1. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике………………………………………………

 

10

2.2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива…………………………………………………………

 

16

2.3. Этапы, уровни  и основные условия развития  детского коллектива..

19

Заключение………………………………………………………………........

26

Список использованных источников………………………………………

29

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Природа межличностных отношений в любых  общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.

Ребенок живет, растет и развивается в  переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Первая  из них отражает обусловленность  природы межличностных отношений  тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени  характеризуется своей особой социальной ситуацией развития.

Это, прежде всего, объективные условия  существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и  пр.

Другим  компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо  объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ  социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально  – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет  ответить на многие вопросы, связанные  с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

В последнее  время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и  нажитое за последние десятилетия  переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы  деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.

Исходя  из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного  возраста, в данном случае 11 – 13 лет; необходимо найти точки соприкосновения  изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.

Объект  исследования: младший школьный возраст.

Предмет исследования: степень сформированности коллективистских качеств личности детей.

Цель  работы: рассмотреть педагогические условия развития детского коллектива.

Задачи  исследования:

• Раскрыть понятие о воспитательном коллективе;

• Изучить формирование личности в коллективе;

• Рассмотреть сущность и организационные основы функционирования детского коллектива;

• Рассмотреть структуру и основные типы детских коллективов

• Изучить этапы, уровни и основные условия развития детского коллектива.

Гипотеза  исследования: всегда ли формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад.

Основным  методом исследования является анализ педагогической литературы.

Научную значимость исследования составляет предложенная система организации детского коллектива, которая в настоящее время окажется незаменимой в школе.

Практическую  значимость исследования составляет рассмотрение основных методов формирования детского коллектива.

Работа  состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.

Глава I. Общее понятие детского коллектива

1.1. Понятие о воспитательном коллективе

 

Коллектив выступает  как важная форма организации  воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Развитие и  формирование личности можно успешно  осуществлять только в коллективе и  через коллектив, что является одной  из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих  положения [1, с. 136].

Первое из них  состоит в том, что важной целью  воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у  нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение  связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться  разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Слово «коллектив»  происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные [6, с. 77].

Деловые отношения  основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том  или ином объединении организационных  зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Личные отношения  могут существовать параллельно  с деловыми отношениями. Деловые  отношения также не исключают  личных симпатий.

Главным признаком  коллектива является налаженность, прочность  и действенность деловых отношений  и ответственных зависимостей между  учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат  личные, узкогрупповые симпатии и  антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма [4, с. 172].

Детально определял  сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя  представить себе коллектив, - писал  он, - если взять попросту сумму отдельных  лиц. Коллектив- это социальный живой  организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Создать такой  коллектив сразу невозможно, для  этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия в развитии коллектива характеризуется  тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. «Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда  на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину [8, с. 91].

И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот  результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой».

Таким образом, воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

 

1.2. Структура и основные типы детских коллективов

 

Для практической работы в школе большое значение имеет  вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных  форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой [96, с. 36].

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью [16, с. 243].

Информация о работе Педагогические условия развития детского коллектива