Педагогические условия развития театрализованных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Что же это такое театр? Это - те же самые сказки-драматизации, только ориентированы на какую-либо проблему. Это - рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

1. ХАРАКТАРИСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

3.1 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПОДРАЖАНИЕ.

3.2. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ.

3.3. ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ.

3.4. ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ.

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 59.09 Кб (Скачать файл)

Анализируя различные подходы к классификации театрализованных игр выделяются четыре вида театрализованных игр, которые особенно ориентированы на социализацию личности ребенка и характерны для детей дошкольного возраста.

1.  Игры  и упражнения на подражание.

2.  Игры-драматизации.

3.  Игры-инсценировки.

4.  Игры-импровизации.

 

 

3.1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПОДРАЖАНИЕ.

 

Подражание используется ребенком на протяжении всего дошкольного детства, а в младшем дошкольном возрасте занимает особое место. Подражание является для ребенка не только внешним телесным действием, а отражением потребности в освоении окружающего мира. В детском возрасте наблюдается оригинальная природа памяти –  «память как результат подражания». Народная педагогика выработала прекрасные механизмы превращения движений малыша в игру. Игры в «сороку», «ладушки» хороши тем, что они не требуют от детей никакой специальной подготовки, материалов, при этом они обладают удивительными свойствами: с одной стороны, это свободная импровизация, с другой – следование примеру взрослых подражание.

Тематика и содержание отдельных упражнений и небольших инсценировок отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных и птиц, действия человека. В небольших произведениях действуют персонажи-животные, птицы, с которыми происходят характерные для жизни человека действия:

Как петух в печи пироги печёт,

Кошка па окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох толчёт,

Конь у крыльца в копыта бьёт,

Уточка в сапожках избу метёт. (Русская народная шутка)

Первые игры и упражнения на подражание направлены на освоение выразительных жестов, движений. В своеобразном театре пантомимы дети могут начинать с самого простого выполнения конкретного движения, жеста, продемонстрированного взрослым. Через это ребенок переходит на новый этап – он воспринимает уже не только видимое, но и невидимое. Многократное повторение внешних действий оставляет глубокий след в сознании ребенка. Он учится понимать мотив действий, поведение того или иного персонажа. Подражание и самостоятельная деятельность переплетаются, взаимно обогащая друг друга.

Подражание не носит характера обязательности. Воспитатель не должен настаивать на точном повторении движений. Он дает примерный образец и предлагает детям двигаться в соответствии с характером образа (птички летают, зайчики прыгают, лисички заметают следы, лошадки скачут по дорожке). Дети могут имитировать движения игрушек: кукла пляшет, зайчик играет на барабане, курочка клюет. Такие упражнения проводятся после наблюдения за действиями механических игрушек.

Очень важным и полезным приемом является объединение слова и движения. Ребенок и сам с удовольствием сопровождает движения звуком:

поезд едет — чух-чух-чух,

лошадка скачет — го-го-го,

мышка бежит — пи-пи-пи.

Понравится детям и игра в звучащие жесты, когда хлопками, притопами передаются характер и ритм движения:  идет дождь, убежим от дождя. При этом дети передают, как идет дождь и дож-лик, убегает взрослый и ребенок и т.д.

Упражнения на подражание, имитацию можно объединить общим сюжетом. Эмоциональный рассказ воспитателя выступает как прием, помогающий полнее раскрыть образы, создает соответствующее настроение.

Для развития подражательных игр большое значение имеют наблюдательность и умение запоминать. Если у ребенка не хватает наблюдений, впечатлений, подражание будет скуднее, монотоннее. Ребенок не долго ограничивается простым воспроизведением. Он начинает воспроизводить освоенные им движения, жесты, образы по-новому, нанизывает образы на образы, переставляет факты с одного места на другое, превращает зверей в людей, а людей делает животными, птицами, предметами и т.д. Возникают первые опыты творчества, постепенно усиливающиеся. Им не следует препятствовать. Они – путь от подражания к импровизации и драматизации.

 

 

3.2  ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ

 

Игра-драматизация занимает особое место в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, способствуют воссозданию конкретного образа.

Своеобразие игры-драматизации заключается в том, что сюжет игры заранее определен автором литературного произведения. От текста драматизируемого произведения зависят состав участников, слова, которые они произносят, последовательность происходящих событий, потребность в создании декораций, атрибутов, подбор музыкального сопровождения и т.д. Участие детей в игре-драматизации создает благоприятные предпосылки для более глубокого осмысления содержания литературного произведения и сопереживания его героям, чем во время обычного прослушивания.

Специфическая особенность драматизации заключается в возможной смене мотивации детской деятельности, в различной позиции детей в игре-драматизации. При драматизации литературного произведения дети делятся на две группы: актеры и зрители. Дети-актеры активно действуют, создавая образ персонажа литературного произведения, что вызывает у них приятные переживания, игровое настроение, ни с чем не сравнимое чувство восторга. Не менее важным для дошкольников является не просто получение удовольствия от собственной игры, от того, какую он роль на себя взял, как он ее изображает, насколько верно способен передать смысл происходящих в игре событий, какие эмоции вызывает его игра у партнеров, но и донесение рассказа или сказки до детей-зрителей. Воспринимая сценическое действие, дети-зрители сопереживают героям постановки, при этом они испытывают такие же эмоции, как и дети-исполнители.

Отличие игры-драматизации от других видов игровой деятельности определяется необходимостью предварительно уяснить ход событий, образы героев сказок или рассказов, их поведение, а также представить персонажи именно в таком виде, в каком они даны в произведении со всеми характеризующими их особенностями. Для этого необходимо подвести ребенка не только к пониманию типичного в изображаемом персонаже, но и помочь определить те признаки, которые характерны для него в конкретном литературном произведении.  Игра-драматизация играет важную роль в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Это обусловлено тем, что она интегрирует в себе несколько видов художественно-творческой деятельности: художественно-речевую (передача текста, интонирование), изобразительную (создание костюмов, декораций), игровую, музыкальную (исполнение песен, пританцовывание) и т.д. Причем все эти виды деятельности объединены одним сюжетным решением. Игра-драматизация оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка: развиваются речь, память, мышление, воображение, внимание, т.е. она способствует психическому развитию детей. Игра-драматизация стимулирует развитие творческих способностей детей. Исполнение взятых на себя ролей в игре обусловлено деятельностью воображения: при передаче образа дети не просто копируют его, а как бы комбинируют свои представления, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли, чувства.

В играх драматического типа у детей развиваются особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значения поступков человека, его чувства, стремления и желания.Именно в этой игре дети ближе знакомятся с театром. Вместе с героями постановок они радуются, волнуются, переживают – постигают красоту человеческого общения.Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным, по-своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Игра-драматизация воспитывает такие качества личности, как смелость, самостоятельность, инициативность, доброжелательность и выдержку. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлении. Таким образом, она способствует нравственному воспитанию детей.

Большое значение в возникновении и развитии игр-драматизаций, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли, имеют:

•    интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности;

•    умение воспитателя стимулировать и развивать интерес к ней у детей;

• умение воспитателя интересно и ненавязчиво учить детей средствам передачи образа и кукловождению;

•    организация предметно-игровой среды;

•    наличие у детей социокультурных умений и навыков;

• овладение детьми определенными умениями и навыками  передачи образной выразительности, способами управления кукол;

• возникновение у детей интереса к какому-либо герою, вызванного переживаниями по поводу событий, происходящих с ним;

•    подбор педагогом высокохудожественного произведения;

•    развитие специальных творческих способностей.

Развитие этих специальных творческих способностей, необходимых для игры-драматизации, тесно связано с развитием речи детей, приобщением их к музыке, изобразительному и театральному искусству и т.д. Для реализации этих способностей используются следующие формы работы:

•  наблюдения, экскурсии;

•  занятия по развитию речи;

• занятия по изобразительной деятельности;

•  занятия по познанию мира;

•  музыкальные занятия;

•  чтение художественной литературы;

• рассматривание иллюстрации к литературным произведениям;

• самостоятельная художественная деятельность;

• слушание музыки, пение, танцевально-игровое творчество;

•   музыкальные,  подвижные и дидактические игры;

•  игровые упражнения на развитие воображения, памяти, фантазии;

•  игровые этюды на развитие образной выразительности;

• упражнения по развитию интонационно выразительности речи;

•  игровые упражнения по кукловождению кукол разных систем управления;

•  просмотр кукольных спектаклей, видео-телепередач.

Таким образом, игра-драматизация — «школа морали в действии», эта игра — одна из первых форм коллективной жизни, где детей объединяют общие переживания. Они учатся действовать согласованно, подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ.

 

Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, например столкновение характеров (в поступках, диалоге), для постановки в театре. Игра-инсценирование в дошкольном учреждении- это вид самостоятельной художественной деятельности детей, который заключается в разыгрывании эпизодов из жизни или литературного произведения, переработанного в пьесу, специально подготовленную и отрепетированную.

Значение игры-инсценировки. Несложные, предельно наглядные действия персонажей кукольных спектаклей, яркие, четко выраженные образы будят творческую инициативу детей, вызывают у них желание либо самим играть в спектакле, либо с помощью кукол. Беря на себя ту или иную роль, дошкольники разыгрывают услышанное или увиденное. Такое увлечение нужно поощрять, помогая детям самим ставить спектакли. У них воспитывается потребность в игровом творчестве, а не в игровом развлечении –  потреблении. Когда дети участвуют в спектаклях, у них снимается скованность, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия. В театральных играх-постановках, представлениях дети учатся «действовать словом». Инсценирование способствует глубокому и эмоциональному восприятию художественной литературы, развитию навыков выразительного чтения текста, у детей воспитываются сенсорные навыки (в постановках с куклами), закрепляются навыки актерского мастерства (владение темпом и интонацией речи, мимикой и пантомимикой). В игре-инсценировке у детей развивается творчество, речь, воображение, память; игра-инсценировка способствует сплочению детского коллектива, так как театральные репетиции помогают наладить контакт между отдельными его членами. Подготовка к спектаклю это разностороннее эстетическое воспитание: тут и слово, и мимика, и пластика, и декорация, и музыка. Спектакль, сыгранный в присутствии даже младших детей, небольшого числа зрителей, является здоровой почвой для самоутверждения артистов. Игра-инсценировка, так же как и сюжетно-ролевая игра, отвечает возрастным стремлениям детей к игровой деятельности. В играх-инсценировках могут принимать участие актеры-дети, актеры-куклы.

В дошкольном учреждении проводяит такие виды инсценирования, когда присутствуют зрители (дети, взрослые):

•   инсценирование разными видами театра  кукол – кукольные спектакли;

•   инсценирование актерами-детьми        драматический спектакль;

•   инсценирование актерами-детьми совместно с актерами-куклами в руках детей, т.е. элементы кукольного театра гармонично сосуществуют с элементами драматического  –  синтетический спектакль;

• инсценирование актерами-детьми совместно с актерами-взрослыми (педагогами, родителями) в «живом плане» и в куклах.

Приобщение детей к игре-инсценировке начинается с просмотра детьми группы «Малыши» кукольных спектаклей в детском саду, в театре кукол, а также с посильного участия их в инсценировках воспитателя и старших дошкольников. Затем — с совместного инсценирования разучиваемых на занятиях и в повседневной жизни потешек, коротеньких стишков, песенок, например «Грузовик» А. Барто, «Тихо, куколка» (муз. Протасова) и т.д. Перед воспитателем стоит задача вызвать желание у детей слушать и смотреть, затем инсценировать потешку, стишок, песенку. При этом воспитатель выступает в роли сценариста п режиссера, а чаще всего и актера, а также является и художником-декоратором. Продолжая приобщать детей к игре-инсценировке, воспитатель ставит с детьми четвертого года жизни группы «Почемучки» коротенькие миниатюры, постепенно подводит к организации несложных спектакле.

Информация о работе Педагогические условия развития театрализованных игр