Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 15:14, контрольная работа
Что же это такое театр? Это - те же самые сказки-драматизации, только ориентированы на какую-либо проблему. Это - рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ХАРАКТАРИСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.
3.1 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПОДРАЖАНИЕ.
3.2. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ.
3.3. ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ.
3.4. ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ.
4. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Инсценирование литературных произведений осуществляется последовательно. Начинать нужно с выбора или составления сценария. При этом педагоги могут использовать готовые сценарии, воспользовавшись книгами. Также педагоги могут, проявив творчество, создать новые сценарии, учитывая ниже перечисленные особенности их составления. Работая с детьми группы «Фантазеры», воспитатель может предложить им самим придумать, сочинить сценарий для будущего спектакля. Воспитатель записывает придуманные истории, потом, зачитывая их, предлагает детям выбрать понравившиеся, по которым они будут ставить спектакль. Художественное слово активно вовлекает ребенка в мир социальных чувств, приобщает его к жизни взрослых, при выборе сценария, отборе художественных произведений для его составления следует иметь в виду, что они должны отвечать следующим требованиям:
• соответствовать возрастным возможностям детей, быть доступными их восприятию, пониманию;
• способствовать воспитанию моральных качеств детей;
• быть высокохудожественными произведениями;
• доставлять детям радость и удовольствие при инсценировании;
• сюжеты произведений, выбранный сценарий должны соответствовать виду инсценировки, техническим возможностям передачи характерных примет облика персонажей, их действий.
Маленькие дети – замечательные актеры: стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы элемент какого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Задача взрослого – увлечь ребенка, заинтересовать дальнейшей игрой, давая при этом ему возможность сделать что-то по-своему, предоставить свободу выбора, т.е. проявить партнерскую позицию, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в спектакль. В детском спектакле важно творческое участие детей: не заученные по наставлению взрослых слова, стихи, песни, движения, а свобода, радость, интерес. Для этого необходимо:
• увлечь ребенка сюжетом игры-спектакля;
• дать ребенку самому выбрать, кем бы он хотел быть в спектакле, т.е. найти свое место в инсценировке;
• предоставить ребенку возможность выбрать костюм персонажа;
• предложить ребенку продумать, что он хотел бы спеть, станцевать, находясь в этом образе, и т.д.;
• предоставить детям возможность меняться ролями: показывать спектакль сначала с одним составом, а затем с другим;
• при отказе ребенка играть роль отрицательного персонажа взрослый может сам сыграть ее или заменить актера-ребенка театральной куклой (ребенок имеет право и не участвовать в инсценировке как актер, если он не хочет, если он не увлекся, – быть зрителем тоже искусство). В роли ребенку необходимо предоставить возможность сказать что-то по-своему, так, как ему понятен, как правится, как он понимает. В игре-инсценировке необходимо избегать всяческого напряжения, скованности, насилия и формальных подходов.
Чтобы игры-инсценировки приобретали самостоятельный характер, воспитатель учит детей овладевать различными организационными формами работы, т.е. учит быть ведущими, режиссерами-постановщиками, художниками-декораторами. В некоторых спектаклях помимо персонажей, принимающих непосредственное участие в действии, есть и роли другого характера, например ведущий. Ведущий находится не за ширмой, как другие исполнители, а перед ней и выступает как сказочник, который вводит детей в представление, устанавливает определенный контакт кукол с детьми, по ходу действия вносит ясность, если нужно, задает вопросы, уточняя, все ли понятно детям, создает определенное настроение, оживляет просмотр, углубляет восприятие спектакля. Роль ведущего поручается взрослому с хорошей дикцией, приятным голосом.
Таким образом, игры-инсценировки создают условия для современной художественной творческой деятельности детей, создают возможность для проявления индивидуального своеобразия личности каждого ребенка в группе, условие для самовыражения, для коррекции эмоционального состояния, для регуляции их межличностного общения, для приобщения к искусству.
3.4 ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ.
Импровизация – особый вид творчества, в котором сочинение происходит непосредственно в процессе его исполнения (в музыке, танце, театре, искусстве, поэзии и др.).
В игре-импровизации ребенок без предварительного обдумывания импровизирует на какую-либо тему, находит решение в создании образа, сюжета, быстро и гибко реагирует на возникающие задачи. Для игр-импровизаций характерно единство средств вербального и невербального взаимодействия.
Игры-импровизации – довольно сложный, но интересный вид театрализованных игр. Игры проводятся с детьми раннего и дошкольного возраста и возможны только после неоднократных наблюдений и апробации различных движении. Поэтому в первую очередь для развития наблюдательности, двигательной памяти, раскованности движений, фантазии проводятся игровые упражнения, в которых педагог сначала подсказывает действия ребенку:
«А сейчас ты будешь изображать жеребенка:
• ты маленький жеребенок: скачешь, высоко поднимая колени;
• ты укладываешься спать рядом с мамой лошадью;
• ты боишься, потому что остался один, оглядываешься .
• теперь ты взрослая лошадь:
• ты смелый, гордый конь;
• ты отдыхаешь, пасешься на лугу;
• ты старая, старая лошадка.
Различными человеческими чувствами и эмоциями дети в играх овладевают при помощи волшебного слова «как будто», которое имеет для них особую магическую притягательность. С целью развития игры-импровизации ребенку можно предложить множество заданий:
- подойти к столу и посмотреть на него, как будто это высокая гора, маленький красивый цветок, стог сена и т.д.;
- пройти через болото, как будто по кочкам, перешагнуть, как будто через ручей, пройти по прямой линии, как будто по канату, пройти, как будто по узкой извилистой тропинке и т.д.;
- покружится, как будто волчок, снежинка, балерина и т.д.
Чтобы у ребенка появились потребность и желание играть, педагогу необходимо также поощрять словотворчество, игры с рифмами, сочинение сравнений, стихов, способствовать развитию монологов, диалогов, поиску выразительных средств создания образа, стимулировать к проявлению творческого воображения, способности действовать в условных обстоятельствах.
Главным условием успеха при организации игр-импровизаций служит удачный сюжет, тема, содержание. Они могут быть самыми разнообразными по форме и по содержанию: стихи, проза, песни и т.д.
Вначале педагог является ведущим сочинителем и исполнителем. Затем ребенку предлагается самостоятельно выбрать героя, придумать рассказ и разыграть его при помощи эмоциональных средств выразительности. Темы для монологов могут быть самые разнообразные: «История жизни снеговика»; «Как белка запасала орешки и грибы на зиму» и т.д.
Постепенно усложняется и тема, и повествовательная задача. Дети группы «Фантазеры» уже способны самостоятельно импровизировать на серьезные темы: «О чем думает грустный, веселый, хвастливый человек», «Заика-трусишка и лиса-плутовка» и т.д. Сочиняя на такие темы, ребенок предвидит характер и логику поведения героев, что облегчает задачу отражения. Ребенок выступает одновременно в роли драматурга, режиссера, актера.
Таким образом, в процессе игры-импровизации у ребенка формируется способность сопереживать, проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, а также осмысливать свои действия и состояния.
4. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Группа «Почемучки-1»
Основная цель педагога в младшей группе - заинтересовать и постепенно вовлечь в театрально-игровую деятельность. Для этого он осуществляет работу по нескольким направлениям:
а) Знакомит детей с отдельными видами театрализованных игр. Знакомство детей с различными видами театрализованных игр начинается с просмотра спектаклей, подготовленными взрослыми или ребятами старших групп. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее на сцене, у них формируется желание заниматься этим видом деятельности. Действия малышей носят подражательный характер. Они водят кукол, совершают с ними манипуляции, произнося только отдельные предложения. Сюжетная сторона отсутствует.
Организация просмотра спектаклей детьми младшего возраста имеет свои особенности. Целесообразно на начальном этапе, незадолго до начала представления, рассказать о содержании спектакля, иначе дети не смогут уловить смысл событий, происходящих на сцене. В ходе самого представления, ввиду быстрой утомляемости необходимо подключать внимание детей к событиям, происходящим на сцене: поздороваться, обратиться с каким-либо вопросом, попросить уложить героя спать.
б) Обучает правилам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе.
В этом возрасте необходимо научить детей правильному пользованию фигурками театров. Педагог вначале показывает и объясняет, как управлять фигуркой, удерживая ее за спину или основание; в каком положении должна находиться рука по отношению к зрителям; приучает к тому, чтобы ребенок внимательно слушал текст и действовал в соответствии с ним; обращает внимание детей на то, что если две игрушки разговаривают между собой, их лица должны быть обращены друг к другу. При этом «говорящая» игрушка должна слегка двигаться. Когда игрушка кончает «говорить», она застывает, становится неподвижной. Этот прием поможет детям выделить, какая из игрушек «говорит» в данный момент. Чтение текста и исполнение ведущих ролей воспитатель вначале берет на себя, а ребятам поручает только обыгрывание несложных ролей. Чуть позже взрослый суживает параметры своей деятельности и предоставляет ребятам самостоятельно действовать с персонажами в соответствии с его рассказом. В результате проведенной работы дети с хорошо развитой речью способны одновременно рассказывать и показывать.
в) Содействует развитию речевых и двигательных способностей детей,
учит искусству ведения диалога в вопросно-ответной форме.
Работа по формированию способов сценической выразительности в младшей группе начинается с активизации речи и движений детей, прежде всего, с развития имитационных, подражательных движений, так как малышу легче показать, чем рассказать. Для успешного решения этой задачи педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия и т.д. Например, на музыкальном занятии детям предлагается изобразить как утята спят, просыпаются, умываются. Для успешной организации театрализованных игр важно, чтобы дети с младшего возраста учились искусству диалога - основной форме общения героев на сцене. Детям доступна наиболее простая- вопросно-ответная форма диалога. Интересным и эффективным средством является чтение по ролям несложных стихов и потешек. У детей необходимо развивать способность к словесной импровизации. В случае затруднений можно обратиться к личному опыту детей, предлагая им вспомнить, как они маму, бабушку уговаривали купить мороженное, игрушку и т.д. или наоборот, как взрослые уговаривают их что-нибудь съесть.
В младшей группе дети инсценируют отдельные сценки или короткие несложные произведения, хорошо известные им. Для подведения детей к театрализации конкретного произведения, педагог планирует целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» он предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации и во время утренней гимнастики передать в движении: как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса.
Роль ведущего, режиссера, художника-декоратора берет на себя в этой группе сам взрослый.
Группа «Почемучки-2 »
Возможности детей возрастают. Действия педагога в этой группе направлены на развитие у детей интереса к театральному искусству и активного освоения ими сценических средств выразительности.
Для этого он:
1. Углубляет знакомство детей с разными видами театрального искусства;
2. Знакомит с приемами работы пальчикового (объемного и перчаточного) театра, совершенствует умения детей пользоваться объемными игрушками и плоскостными фигурами.
Обучение техническим приемам обращения пальчиковыми фигурками воспитатель осуществляет как на занятиях по развитию речи, так и вне их. Дети учатся, надев объемные головки на указательный палец, вводить их в действие как правой, так и левой рукой, поворачивать головку влево, вправо, наклонять ее слегка вперед, соотносить действия персонажей со словами, а с внесением ширмочки – правильно удерживать руку за ней, совершать колебательные, прыгающие движения всей кистью (при ходьбе, беге, прыжках героев).
Перчаточные персонажи (миниатюрные на один пальчик или покрупнее – на всю ладошку) в обращении не сложны, поэтому не требуют предварительного обучения приемам вождения. Достаточно взрослому при их помощи показать несколько инсценировок, как дети быстро улавливают особенности работы с ними.
3. Содействует развитию самостоятельности, в процессе интонационной выразительности речи: моделируя голосом говорить громко, тихо, тоненьким, грубым голосом, передавать в интонации удивление, радость, печаль, страх, упражняет в передаче образа через позу, жест, движения.
Для успешного освоения детьми сценических средств выразительности и развития самостоятельности в поисках приема передачи образа педагог продумывает комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Учитывая, что дети этого возраста способны передавать через позу, движение, жест, походку, настроение и состояние героев (плачет, грустит, смеется), он предлагает ребятам игры-упражнения следующего типа:
Информация о работе Педагогические условия развития театрализованных игр