Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:33, реферат
Детский туризм - один из самых массовых видов туризма, который имеет довольно длительную историю развития. Идея проведения организованного отдыха для подрастающего поколения возникла в Швейцарии в 1873 году. Инициатором был пастор Бион. Три года он собирал деньги, публикуя воззвания в газете. Затем выкупил маленькое поместье и вывез на отдых 68 детей. Благое начинание поддержали во многих странах Европы. В течение первых нескольких лет детский туризм был заботой в основном частных лиц и меценатов. Первый международный конгресс детских лагерей состоялся в 1888 г. в Цюрихе.
ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ТУРИЗМА
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТУРИЗМА
3. «СпАрт-ТУРИЗМ»
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. ЛИТЕРАТУРА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА КАК
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ТУРИЗМА
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
3. «СпАрт-ТУРИЗМ»
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Детский туризм - один из самых массовых видов туризма, который имеет довольно длительную историю развития. Идея проведения организованного отдыха для подрастающего поколения возникла в Швейцарии в 1873 году. Инициатором был пастор Бион. Три года он собирал деньги, публикуя воззвания в газете. Затем выкупил маленькое поместье и вывез на отдых 68 детей. Благое начинание поддержали во многих странах Европы. В течение первых нескольких лет детский туризм был заботой в основном частных лиц и меценатов. Первый международный конгресс детских лагерей состоялся в 1888 г. в Цюрихе. На нем обсуждались различные модели организованного детского отдыха. Германия предложила вариант «родители + дети», Великобритания - спортивные лагеря (рассчитанные на прием тысячи и более человек), создаваемые министерством обороны Великобритании для воспитания юных защитников страны.
В России детский туризм возник в
середине XIX в. и носил характер общеобразовательных
экскурсий, организаторами и пропагандистами
которых были передовые педагоги
того времени. Они рассматривали
экскурсии в качестве средства закрепления
знаний, полученных на школьных уроках.
Определенную роль в развитии ученических
экскурсий сыграло введение в 1902
г. специального льготного тарифа на
проезд учащихся-экскурсантов, а также
циркуляр Министра народного просвещения
1910 г., которым отменялись летние каникулярные
работы учеников, а вместо них рекомендовалось
организовывать в период каникул
для учащихся оздоровительные прогулки
и путешествия. В новой программе
для высших начальных школ в 1916 г.
указывалось, что для каждого
класса должны быть разработаны план
и программа экскурсий, которые
следовало проводить в учебные
часы. Для дальних экскурсий
1 КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ТУРИЗМА
Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является прежде всего важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.
Культурная ценность туризма зависит от его разновидности (международный, внутренний; плановые самодеятельный; познавательный, оздоровительный, спортивный; поездка, поход, соревнование, слет и т.д.), а эстетическая значимость какого-то вида туризма - прежде всего от того, в какой мере в нем представлены те или иные эстетические ценности.
Существенным образом на культурную, гуманистическую ценность туризма влияют и особенности сознания (интересов, установок, ценностных ориентации и т.п.) тех людей, которые вовлечены в занятия туризмом, стремятся использовать его в определенных целях, организуют эти занятия и соревнования по туризму.
Спортивный самодеятельный туризм
является своеобразным видом спорта,
занимаясь которым человек
В 1991-1993 гг. автором было проведено социологическое исследование, цель которого - выявить, какие культурные ценности несет в себе туризм. Были разработаны анкеты для туристов разного уровня подготовки и возраста. В результате исследования выявлено, чем привлекает к себе туризм, какие цели ставит и какие уже достигнуты, какие культурные ценности несет он в себе, что дает человеку, занимающемуся им, и т.п. Итоги социологического исследования показали, какое огромное воздействие оказывает туризм на духовное развитие людей и не только влияет на здоровье, физическое развитие человека, расширяет его кругозор, но и создает условия для полного самовыражения и реализации творческих способностей, преодоления разрыва в физическом и духовном развитии каждого человека.
Исследования, проведенные автором, показали, что интересы, ценностные ориентации туристов находятся в прямой зависимости как от наличия туристского опыта, так и от возраста. Если дети при выяснении культурных ценностей туризма на первое место ставят физическую культуру, физическое совершенствование человека, а расширение кругозора - на третье, то для взрослых, имеющих определенный туристский опыт, главными становятся именно познавательные ценности.
Все туристы отметили связь туризма и культуры во всех ее многогранных проявлениях, а также позитивное влияние занятий туризмом не только на физическое, но и на культурное, духовное, эмоциональное л нравственное развитие человека. Люди, занимающиеся самодеятельным туризмом, как правило, связаны с каким-либо видом искусства или даже с несколькими: кто-то сочиняет стихи, кто-то поет песни, кто-то рисует или собирает разнообразные коллекции, кто-то фотографирует или снимает кинофильмы, - и все это или во время похода, или после его окончания, под впечатлением увиденного, пережитого и испытанного чаще всего. Все эти занятия являются неотъемлемой частью любого спортивного похода.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТУРИЗМА
Педагогические факторы
Основными педагогическими факторами туристской работы являются следующие:
- эмоциональное влияние;
- туристское общение;
- самодеятельность;
- рекреационность.
Устное слово, печать, наглядные средства - главные "носители" эмоционального воздействия. Ни одно из этих средств не универсально: в туристской работе они используются в сочетании друг с другом. Необходимо отметить, что в работе клубов и школ туризма применяются хорошо отработанные на практике методические разработки.
Туристское общение имеет
Туризм, и особенно самодеятельный
с его богатым содержанием
различных действий (самообслуживание,
преодоление различных
Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.
3. «СпАрт-ТУРИЗМ»
Необходимо также отметить, что существуют специфические принципы, методы и формы туристской работы. Например, если рассматривать отдельное туристское мероприятие как относительно замкнутое звено воспитательного процесса, то основной формой управления этим процессом окажется в данном случае положение о слете, соревновании, план маршрута, которые играют роль педагогических программ, обеспечивающих решение конкретных воспитательных и других задач. Одной из таких программ является программа "СпАрт-туризм".
Именно на синтез спорта и искусства нацелен международный проект под названием "СпАрт" (это название образовано из трех английских слов: "Sport" - спорт, "Spirituality" - духовность, "Art" - искусство). Автором проекта, президентом Координационного комитета спартианского движения является В.И. Столяров.
В целях повышения культурной значимости туризма автором разработана программа "СпАрт-туризм", цель которой - реализация на базе туризма проекта "СпАрт". В ней предложены новые организационные формы туризма, обладающие высоким гуманистическим, воспитательным, культурным потенциалом и основанные на взаимосвязи туризма и искусства. Для того чтобы более полно реализовать программу объединения туризма и искусства, предлагается широкий круг акций и мероприятий, таких, как конкурсы и выставки, культурно-туристские слеты. Туристские СпАртиады, "СпАрт-туриады".
Конкурсы и выставки, среди которых:
- выставки и конкурсы
- выставки и конкурсы
- конкурсы певцов, музыкантов, актеров
и т.д. на лучшее исполнение
песен, музыкальных
Культурно-туристские слеты (фестивали, праздники, шоу и т.д.), имеющие как туристскую, так и культурную программу, включающие в себя наряду с соревнованиями (выступлениями) туристов выступления артистов: певцов, музыкантов, танцоров и т.д.
Одна из важнейших организационных форм, призванная содействовать объединению туризма и искусства в жизни детей и молодежи - Туристская СпАртиада, участники которой должны активно проявить себя и в спорте, и в других видах творческой деятельности, в том числе и в искусстве, а также продемонстрировать высокий уровень нравственной и эстетической культуры.
"СпАрт-туриада" - мероприятие, которое проводится в детских летних оздоровительных лагерях, выездных "туриадах" для взрослых и детей и проходит в три этапа: художественные конкурсы (на лучшую картину, рисунок; на лучшую фотографию; на лучшее оформление походного альбома, отчета; на лучшую поделку из природного материала и т.п.); туристский поход (для разных возрастных групп различной степени трудности) и соревнования по туристской технике (преодоление полосы препятствий; установка палатки и укладка рюкзака; переноска пострадавшего; оказание первой медицинской помощи и т.д.). Состав участников на всех трех этапах один и тот же. Некоторые из них были проведены на практике. Мероприятие "СпАрт-туриада" было проведено мною летом 1992 г. в детском оздоровительном лагере "Восток", летом 1993 г. - в туристско-оздоровительном лагере на Селигере (организатор - Центр Детско-юношеского туризма России). Туристская СпАртиада прошла в январе 1993 г. в детском лагере "Никиты Добрынича". Во время проведения турнира "Рыцари СпАр-та" в г. Набережные Челны в декабре 1992 г. и Российского турнира по спартианскому многоборью в августе 1993 г. в г. Хвалынске один из дней турнира был посвящен туризму.
Реализация программы "СпАрт-туризм" показала высокую привлекательность новой формы организации туризма для детей и подростков. Результаты проведения "СпАрт-туриады" и Туристской СпАртиады подтвердили, что дети с очень большим интересом и желанием участвовали во всех соревнованиях и конкурсах. Привлекало их в первую очередь разнообразие мероприятий, дающее возможность проявить себя в том, что больше нравится. Особенно важно то, что наряду с игровыми, спортивными мероприятиями проводились конкурсы по искусству, которые раскрывали у физически хорошо развитых детей творческие качества, порой для них самих неожиданно.
Для проведения "СпАрт-туриады" необязательно уезжать далеко от своего места жительства, главное - это наличие трех элементов: соревнований, похода, творческих конкурсов. Такая форма отдыха школьников и взрослых в связи с возросшими ценами в детских оздоровительных лагерях, домах отдыха, санаториях, ценами на билеты наиболее экономически выгодна и доступна для большинства нашего населения. Но экономические аспекты самодеятельного туризма еще только разрабатываются.
К сожалению, средства массовой информации недостаточно пропагандируют все аспекты самодеятельного туризма, чтобы привлечь население к занятиям им. Зато почти все газеты и журналы предлагают поездки за границу, что для основной массы населения в настоящее время нереально.
Сейчас стали возникать разные кооперативные формы работы по туризму, кооперативы по оказанию отдельных видов услуг и производящие туристское снаряжение. Организаторами их являются в основном бывшие самодеятельные туристы, хорошо знающие специфику разных видов туризма, потребности, которые возникают или могут возникнуть у населения, а также более рационально, быстро и качественно реализующие эти потребности (будь то какое-то снаряжение, поход в какой-то район и т.д.).