Педагогические возможности туризма как средство воспитания подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Детский туризм - один из самых массовых видов туризма, который имеет довольно длительную историю развития. Идея проведения организованного отдыха для подрастающего поколения возникла в Швейцарии в 1873 году. Инициатором был пастор Бион. Три года он собирал деньги, публикуя воззвания в газете. Затем выкупил маленькое поместье и вывез на отдых 68 детей. Благое начинание поддержали во многих странах Европы. В течение первых нескольких лет детский туризм был заботой в основном частных лиц и меценатов. Первый международный конгресс детских лагерей состоялся в 1888 г. в Цюрихе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ТУРИЗМА
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТУРИЗМА
3. «СпАрт-ТУРИЗМ»
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.docx

— 23.37 Кб (Скачать файл)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ТУРИЗМА

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТУРИЗМА 

3. «СпАрт-ТУРИЗМ»

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Детский туризм - один из самых массовых видов туризма, который имеет  довольно длительную историю развития. Идея проведения организованного отдыха для подрастающего поколения  возникла в Швейцарии в 1873 году. Инициатором  был пастор Бион. Три года он собирал деньги, публикуя воззвания в газете. Затем выкупил маленькое поместье и вывез на отдых 68 детей. Благое начинание поддержали во многих странах Европы. В течение первых нескольких лет детский туризм был заботой в основном частных лиц и меценатов. Первый международный конгресс детских лагерей состоялся в 1888 г. в Цюрихе. На нем обсуждались различные модели организованного детского отдыха. Германия предложила вариант «родители + дети», Великобритания - спортивные лагеря (рассчитанные на прием тысячи и более человек), создаваемые министерством обороны Великобритании для воспитания юных защитников страны.

 

В России детский туризм возник в  середине XIX в. и носил характер общеобразовательных  экскурсий, организаторами и пропагандистами  которых были передовые педагоги того времени. Они рассматривали  экскурсии в качестве средства закрепления  знаний, полученных на школьных уроках. Определенную роль в развитии ученических  экскурсий сыграло введение в 1902 г. специального льготного тарифа на проезд учащихся-экскурсантов, а также  циркуляр Министра народного просвещения 1910 г., которым отменялись летние каникулярные работы учеников, а вместо них рекомендовалось  организовывать в период каникул  для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. В новой программе  для высших начальных школ в 1916 г. указывалось, что для каждого  класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые  следовало проводить в учебные  часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось  выделить несколько полных учебных  дней в течение года. Таким образом, в школах России экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны одной из форм школьной учебной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ  ТУРИЗМА

Общеизвестно, что туризм несет  в себе огромный социально-культурный потенциал и является прежде всего  важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.

Культурная ценность туризма зависит  от его разновидности (международный, внутренний; плановые самодеятельный; познавательный, оздоровительный, спортивный; поездка, поход, соревнование, слет и  т.д.), а эстетическая значимость какого-то вида туризма - прежде всего от того, в какой мере в нем представлены те или иные эстетические ценности.

Существенным образом на культурную, гуманистическую ценность туризма  влияют и особенности сознания (интересов, установок, ценностных ориентации и  т.п.) тех людей, которые вовлечены  в занятия туризмом, стремятся  использовать его в определенных целях, организуют эти занятия и  соревнования по туризму.

Спортивный самодеятельный туризм является своеобразным видом спорта, занимаясь которым человек гармонично развивается как физически, так  и духовно. Кроме того, туристы  проводят слеты на уровне района, города или области, во время которых проходят соревнования по технике туризма и разнообразные конкурсы, связанные с искусством. Спорт и искусство тесно переплетены в спортивном самодеятельном туризме.

В 1991-1993 гг. автором было проведено  социологическое исследование, цель которого - выявить, какие культурные ценности несет в себе туризм. Были разработаны анкеты для туристов разного уровня подготовки и возраста. В результате исследования выявлено, чем привлекает к себе туризм, какие  цели ставит и какие уже достигнуты, какие культурные ценности несет  он в себе, что дает человеку, занимающемуся  им, и т.п. Итоги социологического исследования показали, какое огромное воздействие оказывает туризм на духовное развитие людей и не только влияет на здоровье, физическое развитие человека, расширяет его кругозор, но и создает условия для полного  самовыражения и реализации творческих способностей, преодоления разрыва  в физическом и духовном развитии каждого человека.

Исследования, проведенные автором, показали, что интересы, ценностные ориентации туристов находятся в  прямой зависимости как от наличия  туристского опыта, так и от возраста. Если дети при выяснении культурных ценностей туризма на первое место  ставят физическую культуру, физическое совершенствование человека, а расширение кругозора - на третье, то для взрослых, имеющих определенный туристский опыт, главными становятся именно познавательные ценности.

Все туристы отметили связь туризма  и культуры во всех ее многогранных проявлениях, а также позитивное влияние занятий туризмом не только на физическое, но и на культурное, духовное, эмоциональное л нравственное развитие человека. Люди, занимающиеся самодеятельным туризмом, как правило, связаны с каким-либо видом искусства или даже с несколькими: кто-то сочиняет стихи, кто-то поет песни, кто-то рисует или собирает разнообразные коллекции, кто-то фотографирует или снимает кинофильмы, - и все это или во время похода, или после его окончания, под впечатлением увиденного, пережитого и испытанного чаще всего. Все эти занятия являются неотъемлемой частью любого спортивного похода.

 

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТУРИЗМА

Педагогические факторы туризма  разнообразны. Это обусловлено наличием большого количества форм и видов  туризма. Так как в работе рассматривается  самодеятельный туризм, то остановимся  на том, какие педагогические факторы  проявляются в работе туристских клубов и школ туристской подготовки различного уровня, в том числе  при проведении туристских мероприятий, таких, как походы, слеты, соревнования и т.п.

Основными педагогическими факторами  туристской работы являются следующие:

- эмоциональное влияние;

- туристское общение;

- самодеятельность;

- рекреационность.

 

Устное слово, печать, наглядные  средства - главные "носители" эмоционального воздействия. Ни одно из этих средств  не универсально: в туристской работе они используются в сочетании  друг с другом. Необходимо отметить, что в работе клубов и школ туризма  применяются хорошо отработанные на практике методические разработки.

Туристское общение имеет целью  совместное освоение участниками ценностей  туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в  избирательных и добровольных контактах, а именно в регулярных занятиях клубных  комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или  иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся  в туристских труппах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает  бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.

Туризм, и особенно самодеятельный с его богатым содержанием  различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий  и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости "включения" человеком волевых усилий. Последние связаны с мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии.

Одна из функций туризма состоит  в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую  разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует  учитывать и факторы более  широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.

 

3. «СпАрт-ТУРИЗМ»

Необходимо также отметить, что  существуют специфические принципы, методы и формы туристской работы. Например, если рассматривать отдельное  туристское мероприятие как относительно замкнутое звено воспитательного процесса, то основной формой управления этим процессом окажется в данном случае положение о слете, соревновании, план маршрута, которые играют роль педагогических программ, обеспечивающих решение конкретных воспитательных и других задач. Одной из таких программ является программа "СпАрт-туризм".

Именно на синтез спорта и искусства  нацелен международный проект под  названием "СпАрт" (это название образовано из трех английских слов: "Sport" - спорт, "Spirituality" - духовность, "Art" - искусство). Автором проекта, президентом Координационного комитета спартианского движения является В.И. Столяров.

В целях повышения культурной значимости туризма автором разработана  программа "СпАрт-туризм", цель которой - реализация на базе туризма проекта "СпАрт". В ней предложены новые организационные формы туризма, обладающие высоким гуманистическим, воспитательным, культурным потенциалом и основанные на взаимосвязи туризма и искусства. Для того чтобы более полно реализовать программу объединения туризма и искусства, предлагается широкий круг акций и мероприятий, таких, как конкурсы и выставки, культурно-туристские слеты. Туристские СпАртиады, "СпАрт-туриады".

Конкурсы и выставки, среди которых:

- выставки и конкурсы произведений  искусств (картин, скульптур, фотографий, литературных и музыкальных произведений  и т.п.), коллекций, изобретений  и др. творческих работ, авторами  которых являются туристы; конкурсы  среди туристов на лучшее исполнение  песен, музыкальных произведений, пантомим...;

- выставки и конкурсы произведений  искусств на туристскую тематику, коллекции, изобретения и т.п., связанные с туризмом, авторами  которых являются художники, музыканты,  фотографы, коллекционеры, изобретатели  и т.п.;

- конкурсы певцов, музыкантов, актеров  и т.д. на лучшее исполнение  песен, музыкальных произведений, театральных сценок, пантомим и  т.п. на туристскую тематику.

Культурно-туристские слеты (фестивали, праздники, шоу и т.д.), имеющие  как туристскую, так и культурную программу, включающие в себя наряду с соревнованиями (выступлениями) туристов выступления артистов: певцов, музыкантов, танцоров и т.д.

Одна из важнейших организационных  форм, призванная содействовать объединению  туризма и искусства в жизни  детей и молодежи - Туристская СпАртиада, участники которой должны активно проявить себя и в спорте, и в других видах творческой деятельности, в том числе и в искусстве, а также продемонстрировать высокий уровень нравственной и эстетической культуры.

"СпАрт-туриада" - мероприятие, которое проводится в детских летних оздоровительных лагерях, выездных "туриадах" для взрослых и детей и проходит в три этапа: художественные конкурсы (на лучшую картину, рисунок; на лучшую фотографию; на лучшее оформление походного альбома, отчета; на лучшую поделку из природного материала и т.п.); туристский поход (для разных возрастных групп различной степени трудности) и соревнования по туристской технике (преодоление полосы препятствий; установка палатки и укладка рюкзака; переноска пострадавшего; оказание первой медицинской помощи и т.д.). Состав участников на всех трех этапах один и тот же. Некоторые из них были проведены на практике. Мероприятие "СпАрт-туриада" было проведено мною летом 1992 г. в детском оздоровительном лагере "Восток", летом 1993 г. - в туристско-оздоровительном лагере на Селигере (организатор - Центр Детско-юношеского туризма России). Туристская СпАртиада прошла в январе 1993 г. в детском лагере "Никиты Добрынича". Во время проведения турнира "Рыцари СпАр-та" в г. Набережные Челны в декабре 1992 г. и Российского турнира по спартианскому многоборью в августе 1993 г. в г. Хвалынске один из дней турнира был посвящен туризму.

Реализация программы "СпАрт-туризм" показала высокую привлекательность новой формы организации туризма для детей и подростков. Результаты проведения "СпАрт-туриады" и Туристской СпАртиады подтвердили, что дети с очень большим интересом и желанием участвовали во всех соревнованиях и конкурсах. Привлекало их в первую очередь разнообразие мероприятий, дающее возможность проявить себя в том, что больше нравится. Особенно важно то, что наряду с игровыми, спортивными мероприятиями проводились конкурсы по искусству, которые раскрывали у физически хорошо развитых детей творческие качества, порой для них самих неожиданно.

Для проведения "СпАрт-туриады" необязательно уезжать далеко от своего места жительства, главное - это наличие трех элементов: соревнований, похода, творческих конкурсов. Такая форма отдыха школьников и взрослых в связи с возросшими ценами в детских оздоровительных лагерях, домах отдыха, санаториях, ценами на билеты наиболее экономически выгодна и доступна для большинства нашего населения. Но экономические аспекты самодеятельного туризма еще только разрабатываются.

К сожалению, средства массовой информации недостаточно пропагандируют все аспекты  самодеятельного туризма, чтобы  привлечь население к занятиям им. Зато почти все газеты и журналы  предлагают поездки за границу, что для основной массы населения в настоящее время нереально.

Сейчас стали возникать разные кооперативные формы работы по туризму, кооперативы по оказанию отдельных  видов услуг и производящие туристское снаряжение. Организаторами их являются в основном бывшие самодеятельные туристы, хорошо знающие специфику разных видов туризма, потребности, которые  возникают или могут возникнуть у населения, а также более  рационально, быстро и качественно  реализующие эти потребности (будь то какое-то снаряжение, поход в какой-то район и т.д.).

Информация о работе Педагогические возможности туризма как средство воспитания подрастающего поколения