Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:11, контрольная работа
Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Жизнь и деятельность Джона Локка……………………………..4
Глава II. Краткая характеристика произведений…………………………..6
Глава III. Значение воспитания. Воспитание джентльмена, требования к воспитателю………………………………………………………………………8
Глава IV. Значение педагогических идей Локка……………………………...15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ангарский педагогический колледж»
Контрольная работа
по дисциплине «Педагогика»
Тема: Педагогические воззрения Джона Локка
2013-2014 уч.г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Жизнь и деятельность Джона Локка……………………………..4
Глава II. Краткая характеристика произведений…………………………..6
Глава III. Значение воспитания.
Воспитание джентльмена, требования к
воспитателю…………………………………………………
Глава IV. Значение педагогических идей Локка……………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Джон Локк создал систему педагогики, предметом которой была отдельная личность. Он исследовал происхождение достоверности и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и теории познания; тем самым он хотел побудить человека не заниматься в безмятежном спокойствии, ввиду отраженности познания, вещами, которые выше его способности понимания. Локк отрицал врожденность идей, какими бы они не были, теоретическими или эстетическими. Сознание по Локку сначала, чисто как белая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое Локк назвал "идеями". Опыт различен у всех индивидов и народов, а потому безусловно различие высших принципов. Согласованность между ними существует от природы или по привычке. Локк размышляет о "первичных" и "вторичных" качествах. Телам свойственны "первичные" качества: величина, форма, число, положение, движение, покой; их мы воспринимаем такими, каковы они есть в действительности. "Вторичные" качества: цвет, запах, вкусовые свойства - они возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия невидимых частиц на наши чувства. Сложное содержание может быть образовано только в соответствии с опытом; свободное комбинирование по Локку ведет к фантастике.
Высший принцип Локка: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было в ощущениях. Он стоял на той точке зрения, что познание неразрывно связано с практической жизнью человека, а, следовательно, познавательные задачи, стоящие перед человеком всегда соответствуют способности личности.[1]
Глава I. Жизнь и деятельность Дж. Локка
Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. В Рингтоне, небольшом городке графства Сомерсетшип, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю.
Отец его был правоведом
и исполнял секретарские обязанности
у мировых судей своего графства. Локку
было всего десять лет, когда революционные
события приобрели значительный размах,
и когда отец его вступил в парламентское
войско, приняв участие в военных действиях
в качестве капитана эскадрона.
Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской
монастырской школе в то время, когда по
приговору чрезвычайного парламента был
казнён король, едва ли впрочем, в это время
у него были установившиеся взгляды на
политические события. В школе господствовала
схоластическая система обучения. Локк
не вынес из неё ничего, кроме знания древних
языков. В 1665 г., окончив школу,
Локк на казённый счёт
как лучший ученик поступил в Оксфордский
университет.
В течении более чем тридцати последующих
лет судьба Локка, так или иначе, была связана
с этим старинным высшим учебным заведением.
Колледж христовой церкви, где он учился,
был типичным рассадником схоластитеческой
лжеучёности. Своё разочарование в полученных
знаниях Локк позднее выразил в следующих
словах: “…мир наполнен книгами и диспутами,
книги умножаются без увеличения знания”.
В 1667 г. Локк принимает
предложенное ему лордом Антони Эшли место
домашнего врача и воспитателя сына Эшли.
Занятия шли настолько успешно, что в 1668
г. Локк был избран членом Учёного королевского
общества в Лондоне.
Вскоре Локк становится
ближайшим советником Эшли.
Со второй половины 70-х годов до 1689 г. Локк находится в вынужденной эмиграции, во Франции. В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заложены основы политического режима конституционной монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину.
Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ университета.[2]
Глава II. Краткая характеристика произведений
В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”, “Два трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль о воспитании”. В 1695 г. появилась его работа “Разумность христианства”. В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности христианства” он отстаивает идею отделения церкви от государства.
В своих трудах Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. Он отстаивал договорную теорию происхождения государства и теoрию «естественного права», доказывал, что люди сначала жили в естественном состоянии и были свободны и равны. Свои естественные права люди добровольно передали правителям для того, чтобы они защищали их жизнь, свободу и имущество. Отсюда следовало, что носителем верховной власти является народ, который может взять обратно власть, переданную им когда-то монарху, если тот не выполняет своих обязанностей.
Первой печатной
работой Локка, появившейся анонимно,
было «Первое письмо о веротерпимости»(1689),
написанное в Голландии за 3 года до его
опубликования. Письмо это явилось откликом
на один из самых животрепещущих вопросов
той эпохи. Второе и третье «письма» на
ту же тему вышли в свет соответственно
в 1690 и 1692 гг. четвёртое осталось в рукописи
неоконченным.
В
основном философском труде «Опыт о человеческом
разуме» (1690) Локк стремился доказать,
что в сознании человека нет «врожденных
идей» и представлений, душа ребенка подобна
«чистой доске» . Из этого положения вытекала
высокая оценка роли воспитания в развитии
человека. Учение Локка о происхождении
знаний и идей из чувственного опыта вооружало
буржуазию на борьбу против широко распространенных
в то время утверждений идеологов феодальной
аристократии о врожденности идей, «рыцарских
качеств», способностей к управлению государством,
особых прав знати на образование.
Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» (1693). В этой книге Локк даёт некоторые практические советы о том, как воспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости. “Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью”.
Глава III. Значение воспитания. Воспитание джентльмена, требования к воспитателю
Локковская концепция
нравственного воспитания была обусловлена
отрицанием им врождённых идей и норм
морали. ”Естественный моральный закон”,
выдвинутый Д. Локком, был подчинён идее
правового государства, которое должно
обеспечивать реализацию стремления людей
к личной безопасности и свободному пользованию
своей собственностью.
Существенна также позиция Локка, предполагавшая
подчинение идеи Бога требованиям разума.
Отсюда вытекало и его требование: только
здравый смысл должен служить регулятором
поведения человека. В самоограничении
и самодисциплине он видел необходимое
условие разумного поведения и управления
человека собой при различных обстоятельствах
жизни. При этом нравственные нормы и правила
поведения не должны оставаться чем-то
внешним, они должны стать его глубоко
внутренними личностными качествами.
Поэтому задача развития в личности внутренней
потребности к активному утверждению
в себе нравственных принципов рассматривалось
Д. Локком в качестве главной цели воспитания.
Джон Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Он обращал внимание на зависимость поведения от мотивов, этих “могущественных стимулов души”, и попытался выявить механизм, управляющий ими.
Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения и обусловленных этим рациональных привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия.
Искусство воспитания,
по Локку, состоит в использовании каждого
благоприятного случая для создания специальных
ситуаций, побуждающих ребёнка к желаемым
повторным действиям, укрепляющим положительную
привычку.
Методику выработки у ребёнка опыта нравственного
поведения Локк связывал с развитием его
нравственного сознания, без чего возможность
полноценного нравственного становления
личности представлялась ему немыслимой.
В качестве важнейшего метода нравственного
воздействия он рекомендовал убеждение,
обращая внимание на то, что дети хорошо
воспринимают доступные их уровню понимания
доводы воспитателя, чувствительны к одобрению
или порицанию, усваивают наглядные примеры
поведения со стороны взрослых и т.д. “Однако самый простой
и лёгкий и вместе с тем самый эффективный
способ воспитания детей и формирования
их внешнего поведения заключается в том,
чтобы показывать им на наглядных примерах,
как им следует поступать и чего они должны
избегать”.
”Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужно всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого основание, и строго взыскивать”.
Достаточно показательно
в этом плане и мнение Локка
относительно подарков. ”Подарки, которые
принято делать детям
Как мы видим, многие положения теории Локка были актуальны и прогрессивны не только в прошлом. И на сегодняшний день многие педагогические проблемы всё также остры, а потому все вышеперечисленные советы могут с успехом применяться современными педагогами и родителями, что поможет им избежать многих проблем воспитания.
Большое внимание в
педагогике Локка уделялось физическому
воспитанию детей. Физическое развитие
будущего джентльмена стояло у Локка едва
ли не на первом месте. Нам становится
понятнее этот подход, если мы вспомним
в каком времени жил Локк. Огромный экономический
потенциал новых, недавно освоенных, земель,
невысокий уровень развития транспорта
и непривычные, часто экстремальные климатические
условия требовали от предпринимателя
огромной физической выносливости, ведь
предприниматель должен был много ездить
по свету, испытывая в дороге всевозможные
лишения и трудности.
Требования времени опять-таки, как в зеркале,
отразились в педагогической системе
Локка. “Насколько здоровье необходимо
нам для профессиональной деятельности
и счастья, и насколько каждому кто желает
играть какую-либо роль в мире нужна крепкая
конституция, способная переносить лишения
и усталость, слишком ясно, чтобы требовались
какие-либо доказательства”.
Показательно в этом отношении и требование
Локка в отношении постели.
”Постель ребёнка
должна быть жёсткой и стёганое одеяло
лучше перины, жёсткое ложе укрепляет
члены, в то время как зарывание каждую
ночь в перины изнеживает и расслабляет
тело и часто является причиной слабости
и предтечей ранней могилы. Далее, тот,
кто привык спать дома на жёстком ложе,
не будет страдать бессонницей во время
своих путешествий”.
Подобные слова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию неблагоприятных температур. ”Первое, о чём следует заботиться – это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко”. К этому же пункту, на мой взгляд, можно отнести также требования Локка в отношении пищи ребёнка. ”Что касается пищи, то она должна быть совсем обыкновенной и простой. На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд, которые принято готовить в Англии; нужно только заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а ещё лучше совсем без него. Особенно же тщательно следует избегать всяких пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать их к сильно приправленным блюдам”. Из этих наставлений следует, что Локк хотел, чтобы ребёнок в будущем был неприхотлив в еде, и отсутствие пряностей или изысканного блюда не отражалось бы на его самочувствии и воспринималось им как должное. Этот пункт, как и все остальные выше перечисленные, ориентирован на длительные путешествия и связанные с ним лишения, которые волей-неволей пришлось бы перенести юному джентльмену.