Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:11, контрольная работа
Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Жизнь и деятельность Джона Локка……………………………..4
Глава II. Краткая характеристика произведений…………………………..6
Глава III. Значение воспитания. Воспитание джентльмена, требования к воспитателю………………………………………………………………………8
Глава IV. Значение педагогических идей Локка……………………………...15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………
Локк также много говорил
о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению,
было важным составляющим воспитания.
Благодаря ремеслу юноша развивался физически,
а также занимал своё свободное время,
что ограждало молодого человека от дурных
влияний. Однако этот аспект воспитания
не носит явной ориентации на будущую
жизнь воспитанника, он скорее выступает
в качестве хобби, которое должно благотворно
влиять на будущего джентльмена. Введение
элемента хобби в педагогическую систему,
на мой взгляд, значительно модернизирует
её, так как увлечённый чем-то ребёнок
действительно гораздо труднее поддаётся
дурным влияниям, чем ничем не заинтересованный
человек.
Из всех людей, с которыми мы встречаемся,
девять десятых становится тем, что они
есть: добрыми или злыми, полезными или
нет, благодаря воспитанию, говорил Локк.
Задачей воспитания он считал воспитание
джентльмена, а не простого человека, —
джентльмена, умеющего «вести «свои дела
толково и предусмотрительно». Это — дворянин
по происхождению, отличающийся «утонченностью
в обращении», в то же время он должен обладать
качествами буржуазного дельца, предприимчивого
человека.
Джентльмен должен
получить физическое, нравственное и умственное
воспитание, но не в школе, ибо школа, по
мнению Локка, это учреждение, где собрана
«пестрая толпа дурно воспитанных порочных
мальчиков всякого состояния». Настоящий
джентльмен воспитывается дома, ибо «даже
недостатки домашнего воспитания несравненно
полезнее приобретаемых в школе знаний
и умений». Локк, исходя из практики аристократических
семейств, рекомендовал поручить все дело
воспитания джентльмена хорошо подготовленному,
солидному воспитателю.
Правильно поставленное физическое воспитание
способствует и выработке мужества и настойчивости.
«Джентльмен должен быть воспитан так,
чтобы во всякое время быть готовым надеть
оружие и стать солдатом».
Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил
из принципа пользы и интересов личности.
Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет
достичь собственного счастья, но в то
же время не препятствует в этом другим
джентльменам. Люди должны быть «мудрыми»
и не только добиваться того, что им хочется,
но и учитывать реальные возможности.
Поэтому поведение человека должно быть
разумно, он должен уметь руководить своими
страстями, быть дисциплинированным. Он
должен уметь подчинять себя велениям
рассудка.
Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».
Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним».
Особенно важно воспитание
устойчивых положительных привычек у
детей.
«Детей нельзя воспитывать
правилами, которые ускользают из памяти.
Если вы считаете необходимым приучить
их к чему-нибудь, укорените это посредством
практики всякий раз, как представится
случай, и, если возможно, сами создайте
случай».
Воспитание привычек должно начинаться
с самого раннего возраста. Нельзя добиться
положительных результатов грубостью,
насилием, необходимый результат дадут
ласковые слова, кроткое, как бы случайное
внушение, сделанное в форме напоминания
о том, что дети забыли. Нельзя прививать
несколько привычек одновременно.
Задача воспитателя
заключается в том, чтобы закрепить сначала
одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию
другой.
Для правильного направления
всего воспитательного процесса следует
внимательно изучать индивидуальные особенности
ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда
он ничего не подозревает, для того чтобы
«заметить его преобладающие страсти
и господствующие наклонности», надо замечать
различные качества ребенка, «ибо сообразно
различиям этих качеств должны различаться
и ваши методы...».
Локк выступал противником
телесных наказаний, считая, что «рабская
дисциплина создает и рабский характер».
Но в случаях упорного нежелания ребенка
проявить беспрекословное послушание
вполне допускал телесные наказания.
Локк придавал значение религиозному
воспитанию, но считал, что главное — не
приучать детей к обрядам, а вызывать любовь
и почтение к богу как высшему существу.
Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.
Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.
Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.
Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.[2]
Глава IV. Значение педагогических идей Локка
Большой заслугой Локка
как философа была разработка идеи опытного
происхождения человеческого знания.
Категорический отказ от традиционной
точки зрения на врождённость человеческих
идей и представлений, защита сенсуалистической
теории познания, большое внимание к эмпирической
психологии позволили Локку разработать
интересную педагогическую систему, оказавшую
очень большое влияние на дальнейшее развитие
буржуазной педагогики.
Отрицая врождённость идей, Локк очень
высоко оценивал роль воспитания, которое
должно подготовить человека к жизни.
Характерная особенность педагогической
теории Локка-утилитаризм: руководящим
принципом воспитания он считал принцип
полезности. Отсюда у него большое внимание
к физическому развитию детей, забота
об укреплении их здоровья. Так как Локк
имел в виду воспитание джентльмена, он
большое значение придавал выработке
изящных манер, навыков вежливого поведения.
Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучать человека управлять собой. Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.
Однако можно утверждать, что в понимании задач образования Д. Локк далёк от узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к “добродетельной жизни”, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране.
Образование выступает таким образом и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности. Педагогика Джона Локка носила практикоориентированный характер. Его теория была тесно связана с переменами, происходившими в обществе. Локк был сыном своего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия и состояние наук.
Заключение
Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.
«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»)
Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм — каждый предмет должен готовить к жизни.[3]
Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):
Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу, как высшему существу.
Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.
Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.
Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия, родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы. [4]
Список литературы: